Безработица в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление социальных и экономических причин и последствий безработицы и путей преодоления безработицы в Республике Беларусь.
Объектом исследования является рынок труда в Республике Беларусь.
Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие на рынке труда в Республике Беларусь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ 6
1.1 Понятие безработицы и ее измерения 6
1.2 Формы, виды и причины безработицы 8
1.3 Социально-экономические последствия безработицы 13
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
ГЛАВА 3 ПУТИ ПРЕОДАЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
3.1 Реализация Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год. 29
3.2 Государственная нормативная система решения проблем молодежной занятости 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

На промышленных предприятиях средняя заработная плата в апреле 2012 г. составила 1246,2 тыс. рублей, в строительных организациях - 1494,6 тыс., в организациях транспорта - 1341,3 тыс., сельского хозяйства - 766,6 тыс., торговли и общественного питания - 1002,7 тыс., здравоохранения - 836,9 тыс., в учреждениях образования - 745,8 тыс. рублей.

Итак, в современный период категория рынка труда привлекает к себе большое и все растущее внимание. Под влиянием научно - технического прогресса меняются содержание и характер труда, усиливается многообразие требований к работнику, следовательно, включаются самые разнообразные факторы: социальные, демографические и т.д.

Резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение движения населения негативно сказывается  на эффективности использования  накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствует возникновению локальных очагов безработицы.

В условиях мобильности  рабочей силы между локальными рынками  труда заработная плата на данном локальном рынке будет зависеть не только от спроса и предложения труда на этом локальном рынке, но и от заработной платы (и соответственно от спроса и предложения труда) на других локальных рынках труда, с которыми данный локальный рынок связывают потоки мобильной рабочей силы.

В целом на рынке труда Республики Беларусь отмечаются положительные изменения - приостановлен, к примеру, рост численности безработных. Растет и число вакансий, заявленных работодателями в службу занятости населения.

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПУТИ ПРЕОДАЛЕНИЯ  БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Реализация  Государственной программы содействия  занятости населения Республики  Беларусь на 2011 год.

 

В 2011 году Министерством  труда и социальной защиты, другими  республиканскими органами государственного управления, областными и Минским  городским исполнительными комитетами, нанимателями осуществлялись меры, направленные на выполнение основных показателей Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2011 г. № 270 (с изменениями, внесенными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 ноября 2011 г. № 1522) – (далее – Государственная программа).

За 2011 год в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 313,3 тыс. человек (95,3 процента к 2010 году), из них зарегистрированы безработными 188,4 тыс. человек (91,5 процента). Включая граждан, состоявших на учете в органах по труду, занятости и социальной защите на начало года, в трудоустройстве нуждалось 365,8 тыс. человек (94 процента), из них 221,5 тыс. безработных (90 процентов).

В целом основные показатели Государственной программы выполнены  всеми облисполкомами и Минским  горисполкомом.

В 2011 году в соответствии с заданиями Государственной программы:

  • республиканскими и местными органами государственного управления трудоустроено на созданные рабочие места 181,6 тыс. человек (103,7 процента к годовому заданию), в том числе 2,5 тыс. безработных – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд;
  • оказано содействие в трудоустройстве на созданные рабочие места и имеющиеся вакансии 200,8 тыс. человек, из них 130,5 тыс. безработным (соответственно, 100,5 и 101,9 процента);
  • направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 20,4 тыс. безработных (97,4 процента), в том числе 9,1 тыс. – женщин, 12,6 тыс. – молодых людей в возрасте 16-29 лет, из них 2,3 тыс. - несовершеннолетних;
  • оказано содействие в трудоустройстве 1648 безработным из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики» (100,2 процента к заданию);
  • оказано содействие в трудоустройстве 21,0 тыс. безработным, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 11,9 тыс. – в счет установленной брони;
  • организована адаптация к трудовой деятельности 499 инвалидов (105,9 процента);
  • профинансированы и компенсированы нанимателям затраты на приобретение специализированного оборудования для создания 145 рабочих мест и трудоустройства инвалидов;
  • оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 2 913 безработным (96,1 процента);
  • на новое место жительства и работы переселено 363 семьи безработных (106,8 процента);
  • в оплачиваемых общественных работах приняли участие 96,7 тыс. человек, в том числе 50,1 тыс. безработных (соответственно, 106,9 и 101,8 процента).

Всеми областными исполнительными  комитетами выполнены основные показатели Государственной программы по обеспечению  занятости сельского населения. На созданные рабочие места трудоустроено 21,5 тыс. человек, в том числе 419 человек – на рабочие места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

За 2011 год в сельской местности оказано содействие в  трудоустройстве 28,5 тыс. безработным, оказана финансовая поддержка для  организации собственного дела 460 безработным, направлено на профессиональное обучение 4,7 тыс. безработных, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 63,6 тыс. человек, в том числе 22,5 тыс. безработных.

В результате принятых мер  количество безработных в сельской местности в сравнении с началом года уменьшилось на 1385 человек (с 7249 человек на 1.01.2011 до 5864 на 1.01.2012), или на 19,1 процента, количество вакансий увеличилось с 6,8 тыс. до 7 тыс. рабочих мест, или на 2,9 процента.

Реализован комплекс мер, направленных на обеспечение занятости населения в малых городах.

За 2011 год в малых  городах трудоустроено на созданные  рабочее места 29,2 тыс. человек (115,9 процента к заданию), в том числе в  Брестской области – 4,7 тыс. (103,5 процента), в Витебской – 4,9 тыс. – 108 процентов, в Гомельской – 3,6 тыс. – 105,1 процента, Гродненской – 6,1 тыс. – 147,2 процента, Минской области – 5,6 тыс. – 126,8 процента, Могилевской области – 4,4 тыс. рабочих мест – 103,9 процента. Из общего количества созданных рабочих мест 1436 создано нанимателями за счет бюджетных ссуд.

Оказано содействие в  трудоустройстве на постоянное место  работы 52,6 тыс. человек, в том числе 32,6 тыс. безработным, направлено на профессиональное обучение 4,1 тыс. безработных, оказана  финансовая поддержка в организации предпринимательской деятельности 798 безработным, в оплачиваемых общественных работах приняли участие 28,1 тыс. человек, в том числе 12,4 тыс. безработных.

В результате принятых мер  в малых городах республики количество безработных по сравнению с началом года уменьшилось на 514 человек (с 6192 человек на 1.01.2011 до 5678 на 1.01.2012), или на 8,3 процента, количество вакансий увеличилось с 8,4 тыс. до 8,7 тыс. рабочих мест, или на 3,6 процента.

Напряженность на рынке  труда малых городов на 1.01.2012 составила 0,7 (в целом по республике 0,5).

В 27 малых городах, включенных в Государственную программу, на созданные рабочие места трудоустроено 7309 человек (119,6 процента к заданию), в том числе 432 человека на рабочие  места, созданные нанимателями за счет выделенных бюджетных ссуд.

Численность безработных  в 27 малых городах уменьшилась  на 224 человека, или на 11,4 процента (с 1968 человек на 1.01.2011 до 1744 человек  на 1.01.2012).

Обеспечивалось трудоустройство  граждан, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (далее – обязанные лица).

В органы по труду, занятости  и социальной защите за 2011 год обратилось 5555 обязанных лица, из них трудоустроено  на постоянную работу 5413 обязанных лиц (99,9 процента), в том числе в счет брони 4338 человек. В трёх областях (Гомельской, Минской, Могилевской) и г. Минске обеспечено 100-процентное трудоустройство обязанных лиц, в Брестской и Витебской областях – 99,9 процента.

В полном объеме обеспечивалась предусмотренная законодательством  социальная поддержка безработных.

На 1 января 2012 г. пособие  по безработице получали 13 тыс. безработных, или 46,1 процента от числа состоявших на учете. Средний размер пособия  в декабре составил 102,3 тыс. рублей.

По состоянию на 1 января 2012 г. на учете в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 28,2 тыс. безработных (85,2 процента к уровню 2010 года).

Напряженность на рынке  труда снизилась и составила  в целом по республике 0,5 (в 2010 г. – 0,7). Самая высокая напряженность на рынке труда в Гомельской области – 1,1, самая низкая – 0,2 – в г. Минске.

Количество вакансий в сравнении с началом 2011 года увеличилось на 5,9 процента и на 1 января 2012 г. составило 51,7 тыс. Рынок труда по–прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 77,6 процента от общего количества вакансий, заявленных нанимателями (в 2010 году – 77,2 процента).

Итоги текущего мониторинга  показывают, что существенного ухудшения  ситуации с регистрируемой безработицей не наблюдалось. Ситуация на рынке труда оставалась стабильной, управляемой, контролируемой и не выходила за рамки прогнозных показателей Государственной программы.

Уровень безработицы  стабилизировался и на 1.01.2012 составил 0,6 процента к численности экономически активного населения (при прогнозе на конец 2011 года 1,2 –1,5 процента).

Значительно уменьшилась  дифференциация регионов по уровню безработицы. По состоянию на 1 декабря 2011 г. из 118 районов и 12 городов в 116 регионах уровень безработицы составил 1 процент и ниже, в 14 – от 1,1 до 1,2 процента.

По данным Белстата, численность  занятых в экономике в январе-декабре 2011 г. составила 4632 тыс. человек при  прогнозе на 2011 год 4670 тыс. человек, при  этом Минская область обеспечила выход на нижний уровень прогнозного показателя (681 тыс. человек при задании 674,7 тыс. человек).

Окончательные данные по численности занятых за 2011 год  будут представлены Белстатом в  июне 2012 года по результатам расчета  баланса трудовых ресурсов за 2011 год.

Выполнение показателей  Государственной программы находилось под постоянным контролем Министерства, ход реализации ее мероприятий ежеквартально  рассматривался на заседаниях коллегии.

3.2 Государственная  нормативная система решения  проблем молодежной занятости

 

Нашу страну отличает политика стабильной занятости, максимально  нацеленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической  конъюнктуры на сокращение спроса на труд [10]. Для решения проблем молодежной безработицы в Республике Беларусь использовался опыт стран с развитой рыночной экономикой, был принят ряд программ, предусматривающих меры по трудоустройству молодежи: «О мерах по содействию в трудоустройстве студентов и учащихся в свободное от учёбы время» (№ 736 от 18.06.97г.), постановление совета министров Республики Беларусь от 19 декабря 2006 г. № 1681 «Об утверждении Положения о порядке и условиях предоставления первого рабочего места выпускникам государственных учреждений образования, лицам с особенностями психофизического развития и военнослужащим срочной военной службы, уволенным из Вооруженных Сил или других войск и воинских формирований Республики Беларусь», постановление Совета министров Республики Беларусь О Государственной программе содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011-2012 год.

Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.05, № 222 «О некоторых  вопросах организации деятельности студенческих отрядов», Постановление  Совета Министров Республики Беларусь, от14.10.2000, № 1598 «О развитии системы профессиональной ориентации молодежи», Закон Республики Беларусь от 9.11.99, № 305-З «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь», Постановление Министерства труда Республики Беларусь, от16.07.98, № 65 «Об утверждении Положения об организации временной занятости безработной молодежи "Молодежная практика», Приказ Министерства финансов Республики Беларусь, от 12.12.97, № 185 «Порядок зачисления, учета и расходования средств фонда социальной защиты молодежи»]; постановление Государственного комитета по делам молодежи Республики Беларусь от18.07.97 № 640 ; Министерства труда Республики Беларусь от9.07.97 № 165 ; Министерства образования Республики Беларусь от18.07.97 № 66 «Об утверждении Примерного положения о Центре трудовой занятости студенческой и учащейся молодежи 17], Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 27.02.96, № 18 «Об утверждении Положения о Центре профессиональной ориентации молодежи».

Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профобучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».(№65 от 16.07.98). Так, в 2011 году на забронированные рабочие места принято на работу 6820 безработных в возрасте до 21 года, в рамках «Молодежной практики» трудоустроено 1492 молодых человека. Кроме того, учащиеся и студенты имеют возможность подработать в свободное от учебы время в лагерях труда и отдыха, а также на временных рабочих местах в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. В период летних каникул значительное число студенческих строительных отрядов занято в сельскохозяйственных и ремонтно-строительных организациях республики [14].

Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 гг. предусмотрена реализация системы мер по созданию благоприятных условий для обеспечения занятости населения путем: повышения инвестиционной активности, обновления и улучшения структуры рабочих мест. Достижения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; стимулирования развития самозанятости населения, расширения его деловой и предпринимательской инициативы; содействия профессиональной ориентации молодежи в выборе профессии и получении ею профессионального образования; усиления социальной защиты граждан от безработицы, смягчения и минимизации ее негативных социально-экономических последствий. Дальнейшее развитие получит система трудоустройства молодежи, профессиональной ориентации, профессионального обучения и повышения квалификации. Будет совершенствоваться система содействия временной занятости учащейся и студенческой молодежи. Цель данной Государственной программы – дальнейшее повышение эффективности использования трудовых ресурсов [14].

Информация о работе Безработица в Республике Беларусь