Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 11:32, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выявление социальных и экономических причин и последствий безработицы и путей преодоления безработицы в Республике Беларусь.
Объектом исследования является рынок труда в Республике Беларусь.
Предмет исследования – социально-экономические отношения, возникающие на рынке труда в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ 6
1.1 Понятие безработицы и ее измерения 6
1.2 Формы, виды и причины безработицы 8
1.3 Социально-экономические последствия безработицы 13
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 19
ГЛАВА 3 ПУТИ ПРЕОДАЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 29
3.1 Реализация Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2011 год. 29
3.2 Государственная нормативная система решения проблем молодежной занятости 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
Государственными заказчиками
Государственной программы
Исполнителями Государственной программы являются, в первую очередь, Министерство труда и социальной защиты, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство промышленности и другие заинтересованные министерства и ведомства.
Ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Государственной программы, эффективное использование направляемых на их реализацию ресурсов несут государственные заказчики.
Исполнители Государственной программы ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют информацию о ходе ее выполнения в Министерство труда и социальной защиты.
Министерство труда и социальной защиты ежеквартально до 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет отчет о ходе выполнения Государственной программы в Совет Министров Республики Беларусь[12].
Таким образом, можно сказать, что реализацией политики в области содействия занятости населения, занимаются все государственные учреждения, что способствует улучшению положения молодёжи на национальном и местных рынках труда. Такое комплексное взаимодействие ускоряет темпы развития политики в данной сфере.
Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Безработица – явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений. Это же подтверждает и практика общественных преобразований в Республике Беларусь.
Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени. В условиях обострения экономических проблем закрываются также некоторые производства, загрязняющие окружающую среду. Все это объективные факторы, имеющие место во всех странах независимо от их экономической системы.
Безработица, как свидетельствуют
многие социологические и социально-
Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход от одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психологические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, конформность, пессимистичность и осторожность в поведении; недоверчивость или скептицизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.
Главным в социальной политике является упреждение массовой безработицы, что обеспечивается прежде всего нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием.
Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда.
Необходимо расширять
сеть учебных центров
У нас еще слабо используется проведение общественных работ для отдельных категорий населения (освобожденных из мест заключения, болезней и т.д.). Как правило, такие работы общедоступны, не требуют длительной специальной профессиональной подготовки. Это уход за детьми, престарелыми, помощь в обслуживании больных, выращивание овощей. Их фиксируют предприятия, для которых выполняются эти работы.
В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Несмотря на продолжительный период своей деятельности, они становятся все более важными органом оказания социальной защиты граждан, потерявших работу.
Современный рынок труда не является абсолютно свободным, стихийным. Он регулируется посредством различных инструментов, законодательства, государственных программ занятости населения, соглашений между работодателями и профсоюзом, государственных и частных институтов, занимающихся трудоустройством населения.
В январе – октябре 2012 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 253,5 тыс. человек (93,6 процента от уровня 2011 года), из которых 153,3 тыс. человек зарегистрированы в качестве безработных (97,2 процента от уровня 2011 года).
Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2012 г. составил 0,6 процента к численности экономически активного населения
Статистика количества безработных по уровню образования показывает, что наибольшую группу представляют лица, имеющие общее среднее образование.
На 01.10.2012 из 130 регионов республики в 123 регионах уровень безработицы составлил 1 процент и менее, в 7 регионах - от 1,1 до 1,3 процента.
Уровень и структура безработицы в Беларуси не могут полностью объяснены ни закономерностями рыночной экономики, ни закономерностями переходной экономики. Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости
Государственное регулирование безработицы проявляется в воздействии на уровень официально контролируемой безработицы и на её формы, в меньшей степени оно затрагивает её виды — структурная, скрытая, вынужденная. Опыт работы, накопленный государственной службой занятости населения Республики Беларусь, следует продолжать. Он является достаточно эффективным в современных условиях. Однако в контексте предлагаемой концепции представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности официально регистрируемых безработных — для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики.