Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:34, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основных особенностей безработицы и занятости в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия, причины, виды и последствия безработицы в теории;
2. Изучить закон Оукена и кривую Филипса;
3. Раскрыть понятие занятости и ее регулирование;
4. Исследовать социально-экономическую ситуацию в стране;
5. Проанализировать уровень безработицы в Новокузнецке
Введение
Осуществляемый в России в настоящее
время переход к рыночным отношениям
связан с большими трудностями, возникновением
многих социально-экономических
Рынок предъявляет
и требует совершенно иного уровня
трудовых взаимоотношений на каждом
предприятии. Однако пока не созданы
эффективные механизмы
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения – наша действительность.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.
Экономисты изучают
Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка системы управления и политического устройства общества сопровождается сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.
Интенсивность высвобождения
и перераспределения рабочей
силы зависит от множества факторов,
главные из которых – изменение
форм собственности, ликвидация нерентабельных
и неконкурентоспособных
Регулирующая роль государства
должна состоять в постоянном поддержании
сбалансированности экономических
приоритетов и приоритетов
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основных особенностей безработицы и занятости в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные
понятия, причины, виды и
2. Изучить закон Оукена и кривую Филипса;
3. Раскрыть понятие занятости и ее регулирование;
4. Исследовать социально-
5. Проанализировать уровень безработицы в Новокузнецке
Предметом исследования является непосредственное изучение основных особенностей безработицы и занятости в России.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ И ЗАНЯТОСТИ
1.1 Понятие
безработицы, кто является
Безработица возникает из-за несовершенства работы рыночного механизма. Она обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу (предложение рабочей силы), над числом имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти рабочие места (спрос на рабочую силу).
Таким образом, безработица-это, вынужденная незанятость, возникающая вследствие постоянного нарушения равновесия между спросом и предложением труда как на интегрированном рынке труда, как и в различных его сегментов.
Термин «безработица» впервые появился в Британской энциклопедии в 1911 г., затем употреблен в 1915 г. В отчете Минтруда США. В настоящее время безработица присутствует во всех странах мира в различных объемах, формах, продолжительности.
Согласно определению
Международной организации
Безработные вместе с занятыми людьми формируют рабочую силу страны. Следовательно, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна принимает участие в создании благ, а другая не работает:
Рабочая сила = Занятые + Безработные (1.1)
Рабочую силу страны еще принято называть экономически активным населением.
Чтобы узнать количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Для этого воспользуемся новой классификацией рабочей силы, введенной с 1993 года в российскую статистику (в ней утрачены рекомендации МОТ).
Сначала все лица подразделяются на две группы.
1. Экономически неактивное населени – жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включают:
а) учащиеся дневных учебных заведений;
б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);
в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т. ч. осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);
г) отчаявшиеся найти работу;
д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).
2. Экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства благ (товаров и услуг).
Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения – доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень подсчитывается по формуле:
Уа = Эа/Н*100, (1.2)
где Уа – уровень экономически активного населения;
Н – численность населения;
Эа – численность экономически активного населения.
В свою очередь, экономически активное население делится на две качественно неодинаковые группы:
1) занятые – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:
а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);
б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях;
2) безработные – лица 16 лет и старше, которые:
а) не имеют работы (доходного занятия);
б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);
в) готовы приступить к работе;
г) обучаются по направлению государственной службы занятости.
На основании данных о занятости и безработице определяется уровень безработицы. Уровень безработицы7 – удельный вес численности безработных в составе экономически активного населения, определяется по формуле:
Уб = (Эа-З)/Эа*100,
(1.3)
где Уб – уровень безработицы
Эа – численность экономически активного населения;
З – занятость.
В СССР с конца 1930-х гг. официально было признано отсутствие безработицы. Однако на самом деле, с одной стороны, имели место различные формы принудительного трудоустройства (не только в военное, но и в мирное время), что мотивировалось необходимостью борьбы против тунеядства. С другой стороны, типичным был особый вид скрытой безработицы (содержание на предприятиях излишнего числа рабочей силы), уровень которой доходил до 15% от общей численности работников. Предприятия были вынуждены содержать дополнительный персонал, поскольку их регулярно обязывали посылать работников на уборку урожая, создавать сельскохозяйственные предприятия при заводах и т. п.
Официально безработица в нашей стране была признана только в конце 1980-х гг.
1.2 Сущность
и причины безработицы в объясн
В экономической
теории существуют различные подходы
к объяснению необходимости и
возможности существования
Одно из самых ранних объяснений безработицы дано Т. Мальтусом. Он заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонаселения превышают темпы роста производства. Данная теория подвергнула критике и представлена как несостоятельная, ибо она не объясняет возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью.
Марксистская теория рассматривает безработицу как исторически преходящее явление, свойственное обществу, основанному на частной собственности на средства производства. Появление безработицы связано с циклическими процессами накопления капитала и воспроизводства, с ростом органического строения капитала. Население избыточно не абсолютно, а относительно потребности капитала. Последствиями безработицы являются абсолютное и относительное обнищание наемных работников.
Через 100 лет после закона рынка труда Ж.Б. Сэя концепция автоматического равновесия совокупного спроса и совокупного предложения на рынке труда была подвергнута критике Дж.М. Кейнсом. Он утверждал, что при капитализме не существует механизма, гарантирующего полную занятость, которая скорее случайна, чем закономерна. Причины безработицы кроются в отсутствии синхронности потребления, сбережений и инвестиций. Субъекты сбережений и инвесторы – это различные социальные группы. Чтобы превратить сбережения в инвестиции, необходимо иметь эффективный спрос – как потребительский, так и инвестиционный. Падение стимулов к инвестированию приводит к безработице.
По Кейнсу, уровень занятости-функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего, соответственно, экономическое поведение предпринимателей.
Это рассуждение можно выразить в виде:
∑N=f[∑D(W)],
Где занятость N зависит от совокупного спроса (∑D), выраженного в единицах зарплаты (W).
Уравнивание спроса на труд и его предложения, согласно кейнсианской модели, происходит и при сохранении избытка на рынке труда. В отличии от классиков, Кейнс пологал, что рассасывание трудового резерва путем снижения зарплаты ограничено рамками эффективного спроса.
Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М. Фелдстайна, Р. Холла и др. За основу взяты положения классической теории А.Смита. Из неоклассической концепции следует, что безработица невозможна, если на рынке труда существует равновесие, ибо цена на рабочую силу гибко реагирует, а потребности рынка труда, увеличиваясь или уменьшаясь в зависимости от спроса и предложения. В настоящие время представители этой школы признают безработицу естественным явлением, выполняющим функцию кругооборота незанятой части трудоспособного населения.
Основные идеи кейнсианской школы можно свести к следующему:
Представители
монетаристской школы исследовали
взаимосвязь безработицы с