Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение основных особенностей безработицы и занятости в России.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия, причины, виды и последствия безработицы в теории;
2. Изучить закон Оукена и кривую Филипса;
3. Раскрыть понятие занятости и ее регулирование;
4. Исследовать социально-экономическую ситуацию в стране;
5. Проанализировать уровень безработицы в Новокузнецке

Файлы: 1 файл

_по_макроэконмике.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

а) запрещение принудительного  труда и право каждого гражданина свободно распоряжаться своими способностями  к труду, выбирать род деятельности и профессию;

б) занятость  как деятельность граждан, связанная  с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая им трудовой доход;

в) полная занятость  предполагает осуществление права  на труд и права на защиту от безработицы (которые установлены Конституцией РФ).

В правовом государстве  действует система социальных защитных устройств, которые применяются  для обеспечения экономической  безопасности трудящихся.

Первым элементом  такой системы является регулирование  занятости. Многие государства предпринимают следующие меры:

  • сокращают законодательно установленную продолжительность рабочего времени в период массовой безработицы;
  • рекомендуют осуществлять на предприятиях разделение рабочих мест между тружениками (для увеличения занятости);
  • досрочно увольняют на пенсию работников государственного сектора экономики, которые не дослужили до пенсии 2-3 года;
  • создают новые рабочие места и организуют общественные работы (в области инфраструктуры – для постройки высококачественных дорог и т. п.), особенно для хронически безработных и молодежи;
  • сокращают предложение рабочей силы на рынке труда; ограничивают иммиграцию (въезд в страну) желающих работать и стимулируют репатриацию (возвращение на родину) иностранцев и др.

Другим элементом  рассматриваемой системы служат биржи труда, созданные еще в первой половине XIX в. Биржи труда – это учреждения, которые посредничают между предпринимателями и рабочими при трудовом найме. Эти учреждения являются, как правило, государственными. Они ведут учет и трудоустройство безработных, содействуют желающим переменить занятия, изучают состояние рынка труда и предоставляют информацию о нем, помогают профессиональной ориентации молодежи. Однако направление на работу, выданное биржами, не является обязательным для предпринимателей, которые часто предпочитают действовать через собственные отделы кадров. Отказ от предложения биржи обычно влечет за собой лишение пособия по безработице.

Следующим элементом  системы обеспечения экономической  безопасности трудящихся являются фонды  страхования по безработице, оказывающие потерявшим работу материальную помощь. Эти фонды образуются в значительной мере за счет вычетов из зар. платы занятых и прибыли фирм. В высокоразвитых странах изыскиваются новые пути повышения эффективности политики занятости. С середины 1990-х гг. приоритетным здесь стало улучшение системы трудоустройства. Показатели этого улучшения: а) повышение удельного веса тех, кто нашел занятие через государственную службу занятости; б) активизация усилий самих безработных по поиску нового места работы.

На Западе для  оценки состояния экономики используют так называемый индекс нищеты –  сумму уровней безработицы и  инфляции. С первым из этих уровней  мы ознакомились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Особенности безработицы в России   

2.1 Безработица в России

Распространена  неполная, частична занятость, когда работник трудится не 40, а скажем, 18 часов в неделю. Безработица в отраслевом и региональном разрезах выглядит весьма разнообразно. Очагами незанятости в России становятся Центральный район, Мурманская, Кировская, Свердловская области, Челябинск и Пермь, Омск и Кемерово, Хабаровск и Иркутск. Безработица относительно выше среди женщин и молодежи.

Фактором, стимулирующим  безработицу, является такой (сам по себе вполне естественный) процесс, как  миграция рабочей силы. В России прибывают рабочие из стран СНГ, из Турции, других соседних государств. В весенне-летний период в России работают около 500 тыс. иностранцев. Их доля особенно значительна в строительной индустрии и в сфере услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Рынок труда в РФ и потребность российских предприятий в иностранных работниках.

Одним из следствий  социально экономических и политических преобразований на территории бывшего  СССР является превращение России в  центр притяжения мигрантов из стран  СНГ и Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что привлечение трудящихся мигрантов из этих государств становится неотъемлемым элементом рынка труда в России и ее регионах. Дальнейшее углубление процесса экономической интеграции, реализация договоренностей о создании Экономического союза на территории бывшего СССР предполагают усиление сотрудничества России со странами ближнего зарубежья в области трудовой миграции, превращение его в приоритетное направление развития внешнеэкономических связей.

Трудовая миграция в Россию проходит в условиях сложной и, противоречивой ситуации на рынке труда. Структурная перестройка экономики привела к абсолютному высвобождению работников. По Данным Госкомстата РФ, общая численность безработных в стране (Рассчитанная по методологии МОТ) к концу второго полугодия 2003 г. достигла 7,6% экономически активного населения. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему жеванию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 13 до 17% экономически активного населения.

Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. В 2003 гг. в целом по народному хозяйству России число свободных рабочих мест и вакансий (только зарегистрированных Федеральной службой занятости) колебалось от 320 тыс. до 400 тыс.

Более того, в 2003 г. наблюдался рост дополнительной потребности  российских предприятий в рабочей  силе. По данным Госкомстата России, в первом полугодии 2004 года дополнительная потребность предприятий в работниках увеличилась с 311 тыс. до 445 тыс. человек, или на 43,1 %.

В настоящее  время существует спрос главным  образом на кадры рабочих специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и организациями в службы занятости потребности в работниках составляли рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и непроизводственной сферы.

Что касается территориального распределения свободных рабочих мест, то более 1/5 их приходится на Урал и Западную Сибирь и около 1/3 на Центральный район (см. Приложение 1). Остро ощущается нехватка кадров на севере Тюменской области в Ханты-Мансийском и Ямала Ненецком автономных округах. В Центральном экономическом районе вакансии и свободные рабочие места концентрируются в основном в столичной агломерации. На Москву и Московскую область приходится примерно 50% общего количества вакансий по данному региону.

Серьезными  различиями характеризуется распределение свободных рабочих мест на Северном Кавказе. Так, в Краснодарском крае и Ростовской области вакансии составляют 55% общего числа по региону. И хотя именно в эти районы направляется наибольший поток беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья, он не может покрыть сохраняющийся спрос на рабочую силу по отдельным профессиям и специальностям. Несмотря на то, что в других регионах России абсолютная величина потребности в работниках значительно меньше. Недокомплект кадров ощутим и там, особенно на отдельных предприятиях.

Таким образом, можно констатировать несоответствие между потребностью населения в  трудоустройстве и потребностью в кадрах по России в целом и  ее регионам. Оно касается профессионального  состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях (даже при растущей безработице и общем падении жизненного уровня населения), существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут заполнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян, и вынуждены привлекать дополнительных работников из-за рубежа.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Занятость молодежи и женщин: проблемы, выходящие на первый план. Проблема обеспечения занятости женщин в России является наиболее острой.

Её решение  требует совместных усилий органов  государственной власти, женских  общественных организаций, службы занятости, а также значительных финансовых вложений.

По данным 2008 года, в общей численности безработных  по стране, мужчины составляют 3146 тыс. человек, женщины 2904 тыс. человек.

Сегодня, в ситуации крайней нестабильности, именно женщины  составляют большинство «новых российских бедных», именно они в наибольшей степени подвергаются дискриминации в сфере занятости и на рынке труда и чаще, чем другие категории занятых, теряют свой социальный статус в сфере занятости.

Вот как выглядит среднестатистический портрет безработной женщины: старше сорока, служащая с высшим или средним специальным образованием, уволена в связи с высвобождением или по собственному желанию. У каждой третьей – несовершеннолетние дети. Каждая пятая была инженером или техником. Каждая шестая – в предпенсионном возрасте. Необходимость зарабатывать на жизнь, как основной приоритет поиска работы, у женщин выражен сильнее, чем у мужчин; существенно возросли претензии безработных женщин к размеру заработной платы; женщины начали отказываться от работы из-за отсутствия правовых и социальных гарантий, особенно в частном предпринимательстве. К старым нерешенным проблемам, таким, как низкий уровень квалификации и заработной платы, добавились новые – ухудшение структуры свободных рабочих мест и вакантных должностей.

Для снижения остроты  проблемы занятости женщин определены приоритетные направления работы:

• повышение  конкурентоспособности женщин на рынке  труда через переобучение;

• формирование банка вакансий для женщин;

• создание дополнительных рабочих мест;

• создание условий для занятости на временных и общественных работах;

• реализация программ социальной адаптации.

Ещё один чётко  определённый устойчивый сегмент рынка  труда, характеризующийся стабильным ростом предложения рабочей силы – незанятая молодёжь.

Молодёжный рынок труда имеет свою специфику:

Во-первых, он характеризуется  неустойчивостью спроса и предложения, обусловленной изменчивостью ориентацией  молодёжи, её социально-профессиональной неопределённостью. Положение усугубляется обострением социальных проблем молодёжи, связанных с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечёт за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, для  молодёжного рынка труда специфична низкая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодёжь подвергается наибольшему риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, вступающей на рынок труда впервые, сокращаются. Ограничение спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.

В-третьих, молодёжная занятость имеет явные и скрытые  размеры. Продолжает увеличиваться  группа молодёжи, которая нигде не работает и не учится.

В-четвёртых, молодёжный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Существующая в настоящее время в России система профессионального образования не способна в полной мере удовлетворять потребности экономики в квалифицированных профессиональных кадрах. Она не имеет устойчивой связи с рынком труда и не оказывает управляющего воздействия на устранение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на рынке труда.

Сегодня полученное однажды образование уже не обеспечивает конкурентоспособности граждан  на рынке труда на всю оставшуюся жизнь. В особенности, в трудном положении оказываются выпускники, не имеющие опыта, поскольку работодатели заинтересованы в найме сформировавшихся специалистов, в результате чего многие обладатели дипломов приобретают статус безработного, либо трудятся не по специальности. Например, по данным 2008 года из всей численности выпускников признаны безработными: 15,7% лица с высшим образованием; 19,5% со средним профессиональным образованием; 21,3% с начальным профессиональным; 38,9% с полным общим; 2,7% с основным общим и 1,9% не имеют образования.

Ежегодно из числа выпускников каждый четвёртый  становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии.

Кроме того, часть  молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодёжном рынке труда создалась чрезвычайно  сложная ситуация с женской занятостью: традиционно среди выпускников  учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приёме на работу мужчинам.

Проблема занятости  молодёжи является далеко не новой. Традиционным решением данной проблемы является функционирование государственной молодёжной политики, однако современное её состояние не является удовлетворительным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Анализ  безработицы в Новокузнецке.

Информация о работе Безработица в России