Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:15, курсовая работа

Описание работы

Проблема безработицы является одной из важнейших национальных проблем. Ей уделяется достаточно много внимания, проводятся разнообразные исследования, помогающие лучше изучить природу этого социально-экономического явления. И, безусловно, это неудивительно.
Всякое государство будет стремиться к тому, чтобы реализовать свой производственный потенциал полностью, в то время как безработица свидетельствует о том, что трудовые ресурсы используются не на полную мощность.

Содержание работы

Актуальность проблемы……………………………………………….……2
Глава 1 Безработица как элемент рынка труда…………………………….4
Рынок труда, его сущность……..…………………………………...4
Основные элементы рынка труда и их взаимодействие…………..6
Глава 2. Безработица как социально-экономическое явление…………..10
Сущность и причины возникновения безработицы……………...10
Виды и характер проявления безработицы……………………….13
Влияние темпа экономического роста и инфляции
на безработицу………………………………………………………...23
Особенности проявления безработицы в России………………...27
Глава 3. Государственные меры по стабилизации рынка труда………...33
Заключение…………………………………………………………………39
Литература………………………………………………………………….42

Файлы: 1 файл

dct dvtcnt.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

В частности, методика, разработанная Международной организацией труда (МОТ), заключается в следующем: производится сбор данных на основании ежемесячных опросов, около 50 тысяч случайно выбранных семейных хозяйств. Вопросы касаются следующих проблем: имел ли тот или иной индивид работу на прошлой неделе; пытался ли он найти работу и т.п. Исходя их ответов на вопросы, к безработным относя лиц старше 16 лет, которые в рассматриваемый период: не имели работы (доходного занятия); занимались активным поисками работы; были готовы приступить к работе.

Не занятых  в общественном производстве и не стремящихся получить работу лиц не учитывают при определении численности рабочей силы. Многие люди из этой категории могут трудиться, но по некоторым причинам этого не делают. Это студенты дневных отделений, пенсионеры, домохозяйки. Также исключаются из категории экономически активного населения дети в возрасте до 16 лет и заключенные, отбывающие наказание в тюрьме.

Таблица 116. Численность безработных в России на 1 января каждого года, тыс. чел

Показатель

ГОД

1997

1999

2001

2003

2005

2007

2008

2009

2010

Численность безработных  по методологии МОТ

8067

9171

6264

5671

5211

4356

4954

6501

6841

Безработные, зарегистрированные в органах государственной службы занятости

2516

1938

1053

1550

1938

1742

1552

1708

2185

Величина разрыва

5551

7233

5211

4121

3273

2614

3402

4793

4656


 

Подобный разрыв можно объяснить различными причинами, в том числе тем, что значительная часть безработных, не желает обращаться в службу занятости в результате неверия в эффективность ее функционирования. Поэтому многие безработные осуществляют самостоятельный поиск работы.  Также в качестве причин можно назвать: низкий уровень пособий по безработице, возможность найти работу в неформальном секторе экономике, доход от которой превышает низкое пособие, и присутствие скрытых безработных, продолжающих числиться занятыми.

Из таблицы  видно, что пики разрыва приходятся на кризисные годы. В результате событий 1998 года произошел всплеск безработицы, однако из-за недоверия к службе занятости (далее СЗ), низкого уровня пособия по безработице, административных препон (недочеты в определении статуса безработного, слишком строгие условия постановки на учет) регистрировалось значительно меньше безработных, нежели их было в действительности.

В последующие  годы цифры (Численность безработных по методологии МОТ и численность зарегистрированных безработных) пошли на сближение: ситуация в стране постепенно стабилизировалась, упал уровень безработицы, и в свою очередь законодательство стало мягче в отношении потерявших работу людей, поэтому они несколько охотнее стали обращаться к государству за помощью. Однако разрыв по-прежнему оставался и остается значительным.

В течение последних  двух лет, после кризиса 2008 года, количество безработных снова резко увеличилось, уровень регистрируемой безработицы тоже стал выше, но при этом его абсолютный прирост далеко не велик. Так с 1 января 2008 года по 1 января 2010 года абсолютный прирост количества регистрируемых государством безработных оказался равен 633 тыс человек, и таким образом темп роста составил 140%. За тот же период прирост количества безработных, определяемых по методике МОТ, в 3 раза больше: 1,89 млн человек, хотя темп роста данного показателя практически такой же: 138%.

Как бы то ни было, учитывая изначальный разрыв в значениях, темп роста показателя СЗ должен не равняться темпу роста показателя МОТ, а в разы его превышать. По мнению автора, такое возможно, если правительство всерьез обратит свое внимание на данную проблему и предпримет шаги к устранению причин, препятствующих обращению людей за помощью к государственным службам. Автор понимает всю сложность определения уровня пособия по безработице и возможные неприятности при его увеличении (при чрезмерном повышении размера пособия может произойти сдвиг в сторону институциональной безработицы, когда люди предпочтут оставаться дома на содержании СЗ, т.е. государства, нежели наниматься на невысоко оплачиваемую работу). Тем не менее, возможны и другие шаги – кампания по повышению доверия народа к политике СЗ, в частности, оповещение людей о положительных результатах ее работы, так как сегодня многие полагают ее деятельность невыразительной и мало полезной.

Далее, рассмотрим фрикционную безработицу в России. Она имеет некоторые отличительные черты.

Во-первых, применяемая  формулировка «уволен по собственному желанию» часто оказывается не добровольной и несет в себе скрытое принуждение. Т.е. российская фрикционная безработица имеет особый оттенок вынужденности.

В условиях кризиса  произошло обострение этой особенности. Согласно данным за 2009 год17 более половины уволившихся (61%) покинули рабочее место по собственному желанию, однако, очевидно, что эта формулировка в большинстве своем была продиктована работодателями, а не внутренними желаниями работников сменить  род деятельности. Автору стремление оставить работу, т.е. стабильный заработок, в надежде на лучшие условия труда в кризисную ситуацию видится маловероятным. В отличие от более естественного стремления предпринимателей уклониться от полагающихся при увольнении выплат.

Вторая особенность фрикционной безработицы – это то, что работники, которые решили поменять место работы обычно уходят со старого предприятия, уже имея предварительную договоренность с новым работодателем. Поэтому в ряды безработных попадают те, с кем договоренность не реализовала себя, почему-то была расторгнута. Такие работники часто возвращаются на свое предыдущее место работы. И наконец, фрикционная безработица  зачастую не фиксируется государством, так как безработные не считают перерыв между работами в 2-3 месяца значительным, требующим внимания органов службы занятости.

Свои особенности  в России имеет и структурная  безработица. Как правило, она возникает  в ходе сокращения рабочих мест в  одних отраслях и создания в других в процессе модернизации производства. Однако в России часто свободные рабочие места требуют от работников более низкой квалификации, чем та, которой они обладают. И так как в общей численности безработных велика доля квалифицированных специалистов, российскую безработицу называют структурно-регрессивной.

Очень трудно в  российской экономике провести черту  между структурной и циклической  безработицей. В развитых странах  основная доля безработицы включает фрикционную и структурную, в  России же главная проблема – циклическая безработица с элементами структурной в виде ненужности части рабочей силы для переходной экономики.

Также проблемой  являются территориальные различия в занятости населения. Возможны случаи локализации безработицы на определенных территориях, жители которых оказываются в ловушке из-за институциональных, экономических  или этнокультурных барьеров.

По данным Росстата, в августе-сентябре 2009 г безработица превышала среднеевропейский уровень (8,6%) в 33 из 82 российских регионов. В это же время в 35 регионах безработица была ниже, чем в среднем по стране, а в 12 ниже минимального уровня (5,6%), достигнутого в странах ОЭСР за последние 25 лет. Эти сопоставления показывают, насколько в нашей стране распределение безработицы носит неравномерный характер. Наибольший уровень безработицы наблюдается в Иркутской области (13,9%), Псковской (12,0%), Кировской (11,8%), Республике Ингушетия (51,2%), Республике Тыва (19,2) и Республике Калмыкия (15,4)18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Государственные меры по стабилизации рынка труда

 

Государство уделяет большое внимание мерам по снижению безработицы. При этом они направлены не только на непосредственное снижение количества безработных, но также разрабатываются комплексы мер по оздоровлению экономической ситуации в целом. Поэтому их можно разделить на макро- и микроэкономические.

Макроэкономические, как правило, направлены на снижение циклической безработицы, вызванной  недостаточным совокупным спросом. Для стимулирования спроса проводится фискальная политика, включающая снижение ставок налогов и рост бюджетных расходов. В свою очередь денежно-кредитная политика ведет к оживлению инвестиционной активности, увеличивая объем денежной массы.

Однако, макроэкономическое стимулирование провоцирует рост инфляции, к тому же даже если с их помощью  будут созданы новые рабочие места, то это может и не затронуть длительно безработных. Поэтому наравне с ними должны проводиться микроэкономические меры, которые влияют непосредственно на рынок труда.

Подобные меры государственного регулирования рынка  труда, а именно действия по отношению к безработным, делятся на активные и  пассивные. Активные меры имеют своей целью вернуть работников в ряды занятых, а пассивные предполагают сглаживание негативных последствий от пребывания в статусе безработного, т.е. помогают людям поддержать должный уровень существования.

Итак, пассивные  меры включают в себя выплату различных  пособий. С одной стороны, они, безусловно, необходимы, так как просто помогают людям выжить в трудный для  них период. Но, с другой стороны, подобные страховые выплаты могут уменьшить желание людей найти себе работу, в результате чего может увеличиться длительность безработицы. Поэтому чрезвычайно важно правильно установить размер пособия по безработице и условия его выплаты.

В России условия  получения пособия и его размеры  прописаны в Федеральном Законе «О занятости населения». Классический случай предполагает, что размер выплаты  рассчитывается в процентах от среднемесячной заработной платы по последнему месту  работы в течение 12 месяцев: первые три месяца  - 75% среднемесячного заработка, последующие 4 месяца – 60% и остальные 5 месяцев – 45%, но во всех случаях не ниже фиксированного МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и не выше среднего заработка по области. Если же безработный ранее не работал или работал но с тех пор прошло более года, то ему выплачивают пособие в размере МРОТ19.

Также в законе прописаны случаи, в которых безработного лишают права на пособие. Например, если он отказался от двух предложений  подходящей работы (критерии определения подходящей работы установлены государством) или уволен за нарушение трудовой дисциплины.

В последнее время Правительство, реагируя на высокий уровень безработицы, ее скорый рост, разработало специальные программы по снятию напряженности на рынке труда, согласно которым минимальный размер пособия по безработице составил 4900 руб. Увеличили и размер пособия тем, кто уволился по собственному желанию: также 4900 руб против ранее выплачивавшихся 1275 руб.20

К пассивным  мерам относят досрочный выход на пенсию, когда рабочим позволяется уйти на пенсию до наступления пенсионного возраста. Или метод «разделения рабочих мест», при котором одно рабочее место предоставляется за меньшую заработную плату. Как правило, предприятия практикующие такой метод, получают от государства налоговые льготы.

Как бы то ни было, наиболее эффективными являются активные меры по борьбе с безработицей.

Некоторые из активных мер снижают структурную безработицу. Сюда относится помощь людям в  смене профессии, программы по переквалификации, также помощь, связанная с переездом в другой регион. Так, например, по программе 2009 года государство гарантировало выплаты по транспортным расходам на  переезд, найм жилого помещения (550 рублей в сутки при средней продолжительности 3 месяца, что, несомненно нельзя назвать достаточным, учитывая цены на жилье в настоящее время) и суточные во время проезда.21

Также государство  отводит специальные средства, которые  идут на частичную оплату расходов по получению образования (обучение или переобучение).

Могут проводиться специальные программы по созданию рабочих мест в государственном секторе, которые входят в общие программы по увеличению занятости.

Особенное внимание государство обращает на тех, кто  обладает пониженной конкурентоспособностью на рынке труда: инвалидам, пожилым и т.д.

Трудной группой  является молодежь. С оной стороны, подростки. Оценка их трудовой деятельности весьма неоднозначна. Они, безусловно, приобретают полезные навыки в процессе работы и их дешевый труд помогает снизить издержки. Но в то же время, трудовая деятельность может негативно сказаться на учебе. С другой стороны, студенты и выпускники, для которых в целом также важно и получение опыта работы и обучение в вузе.

Также существует проблемы трудоустройства среди работников старшего возраста. Люди пенсионного и предпенсионного возраста менее активно ищут работу, если она утрачена, их готовность к переквалификации или интенсивному труду значительно ниже, и тем не менее, они также стремятся найти рабочее место и остаться в рядах занятых. Здесь политика государства особенно сложна, так как нужно одновременно поддерживать людей в их стремлении работать и не забывать о ротации кадров, которая все-таки необходима для поддержания высокого уровня производства.

Информация о работе Безработица