Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:25, контрольная работа
Введение
В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, возможность государства оказывать влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономиче-ская возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета. В этом ключе тема данной курсовой работы весьма актуальна.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы, понять насколько она дифференцирована по странам и анализ современное состояние бюджетной системы.
Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства - бюджетной системой.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятие и функции бюджета, произведена дифференциация подходов к их изучению, а также названы принципы, на которых базируется бюджетная система любой страны. Во второй главе бюджетная система изучается через призму ее основных элементов, проводится их классификация, сопоставляются те или иные составляющие. Третья глава посвящена непосредственному анализу современного состояния бюджетной системы, где каждому элементу приурочены конкретные статистические факты, а также дана оценка действующей бюджетной системе.
Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты Законы о Бюджете, публикации экономических газет, журналов “Российский налоговый журнал” более того, в современной литературе данная тема описана в работах таких авторов, как Парыгина В.А. “Бюджетная система России”, Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и бюджетная система РФ”, Вахрин П.И. “Бюджетная система Российской Федерации” и многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении бюджетной системы РФ.
Введение 3
1 Понятие и структура бюджетной системы 4
1.1 Общие понятия 4
1.2 Функции бюджета 5
1.3 Принципы бюджетной системы 7
2 Характеристика элементов бюджетной системы 13
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Государственные внебюджетные фонды 20
2.3 Аппарат управления бюджетной системой 26
3 Анализ современного состояния бюджетной системы 31
Заключение 38
Литература 39
В более новой
литературе к основным функциям добавляются
ещё 3:
1. общетеоретическая;
2. аналитическая;
3. критическая
Общетеоретическая
функция бюджета заключается
в его назначении способствовать
развитию экономической (финансовой) и
юридической (бюджетное право) науки,
науки об обществе, о государстве, об экономике
вообще (например, науки государственного
управ-ления, общей теории финансов и т.д.).
Аналитическая
функция бюджета состоят в
классификации и систематизации
действующих потребностей и возможностей,
контроле над их объемами.
Значение критической
функции бюджета заключается
в первую очередь в выявлении
в процессе бюджетных отношений
недостатков дей-ствующего
Как видим, перечисленные
функции бюджета взаимозависимы
и как бы вытекают одна из другой.
Кроме того, поскольку наука о
бюд-жетной деятельности развивается
в рамках науки финансовой, она
тес-но взаимосвязана и активно
использует (претворяет в жизнь, реализуя
на практике) передовые научные достижения
российского права и экономической мысли,
а, следовательно, указанные функции реализуют
сущность бюджета как экономико-правовой
категории. [8, с25]
1.3 Принципы бюджетной
системы
Модель бюджетного
устройства зависит не только от социально-экономического
устройства общества, но и от национально
государственного устройства страны.
Поэтому бюджетное устройство РФ основывается
на модели бюджетного федерализма, который
по существу представляет собой определённый
тип бюджетного устройства федеративного
государства.
Принцип - правила,
требования и установки, обязательные
для исполнителей и законодателей.
В мировой практике
существует бюджетный декалог, который
формирует 10 основных принципов для
любой бюджетной системы, любой страны
мира. Он включает в себя:
1. единство
2. реалистичность
3. гласность
4. количественность
5. качественность
6. ежегодность
7. своевременность
8. полнота
9. ясность
10. подконтрольность
Данные принципы
так или иначе нашли своё отражение
в бюджетной системе РФ.
Принципы бюджетной
системы закреплены в гл. 5 Бюджетного
Кодекса РФ.
Бюджетная система
Российской Федерации основана на принципах:
единства бюджетной
системы Российской Федерации;
разграничения
доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы Российской Федерации;
самостоятельности
бюджетов;
равенства бюджетных
прав субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований;
полноты отражения
доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
сбалансированности
бюджета;
эффективности
и экономности использования
бюджетных средств;
общего (совокупного)
покрытия расходов бюджетов;
гласности;
достоверности
бюджета;
адресности и
целевого характера бюджетных средств.
Рассмотрим подробнее
данные принципы.
Принцип единства
бюджетной системы Российской Федерации
означает единство бюджетного законодательства
Российской Федерации, принципов организации
и функционирования бюджетной системы
Российской Федерации, форм бюджетной
документации и отчетности, бюджетной
классификации бюджетной системы Российской
Федерации, санкций за нарушение бюджетного
законодательства Российской Федерации,
единый порядок установления и исполнения
расходных обязательств, формирования
доходов и осуществления расходов бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации,
ведения бюджетного учета и отчетности
бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации и бюджетных учреждений, единство
порядка исполнения судебных актов по
обращению взыскания на средства бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип разграничения
доходов и расходов между бюджетами
разных уровней означает закрепление
в соответствии с законодательством
Российской Федерации доходов и
расходов за бюджетами бюджетной
системы Российской Федерации, а также
определение полномочий органов государственной
власти (органов местного самоуправления)
по формированию доходов, установлению
и исполнению расходных обязательств.
Принцип самостоятельности
бюджетов означает:
· право и
обязанность органов государственной
власти и органов местного самоуправления
самостоятельно обеспечивать сбалансированность
соответствующих бюджетов и эффективность
использования бюджетных средств;
· право и
обязанность органов
· право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления устанавливать
в соответствии с законодательством Российской
Федерации о налогах и сборах налоги и
сборы, подлежащие зачислению в бюджеты
соответствующего уровня бюджетной системы
Российской Федерации;
· право органов
государственной власти и органов
местного самоуправления в соответствии
с настоящим Кодексом самостоятельно
определять формы и направления расходования
средств бюджетов (за исключением расходов,
финансовое обеспечение которых осуществляется
за счет субсидий и субвенций из бюджетов
других уровней);
· недопустимость
установления расходных обязательств,
подлежащих исполнению одновременно за
счет средств бюджетов двух и более
уровней бюджетной системы
· недопустимость
непосредственного исполнения расходных
обязательств органов государственной
власти и органов местного самоуправления
за счет средств бюджетов других уровней;
· недопустимость
введения в действие в течение
финансового года органами государственной
власти и органами местного самоуправления
решений и изменений бюджетного
законодательства и (или) законодательства
о налогах и сборах, приводящих
к увеличению расходов и (или) снижению
доходов бюджетов других уровней без внесения
изменений в законы (решения) о соответствующих
бюджетах, предусматривающих компенсацию
увеличения расходов, снижения доходов;
· недопустимость
изъятия в течение финансового
года дополнительных доходов, экономии
по расходам бюджетов, полученных в результате
эффективного исполнения бюджетов.
Принцип равенства
бюджетных прав субъектов Российской
Федерации, муниципальных образований
означает определение бюджетных
полномочий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, установление
и исполнение расходных обязательств,
формирование налоговых и неналоговых
доходов бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов, определение
объема, форм и порядка предоставления
межбюджетных трансфертов в соответствии
с едиными принципами и требованиями,
установленными настоящим Кодексом. Договоры
и соглашения между федеральными органами
государственной власти и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органами государственной власти и органами
местного самоуправления, не соответствующие
настоящему Кодексу, являются недействительными.
Принцип полноты
отражения доходов и расходов
бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов означает, что все
доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов и иные обязательные
поступления, определенные налоговым
и бюджетным законодательством Российской
Федерации, законами о государственных
внебюджетных фондах, подлежат отражению
в бюджетах, бюджетах государственных
внебюджетных фондов в обязательном порядке
и в полном объеме. Все государственные
и муниципальные расходы подлежат финансированию
за счет бюджетных средств, средств государственных
внебюджетных фондов, аккумулированных
в бюджетной системе Российской Федерации.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки
по уплате налогов и иных обязательных
платежей полностью учитываются отдельно
по доходам бюджетов, бюджетов государственных
внебюджетных фондов и по расходам бюджетов,
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, за исключением отсрочек и рассрочек
по уплате налогов и иных обязательных
платежей, предоставляемых в пределах
текущего финансового года.
Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем предусмотренных
бюджетом расходов должен соответствовать
суммарному объему доходов бюджета и поступлений
из источников финансирования его дефицита.
При составлении, утверждении и исполнении
бюджета уполномоченные органы должны
исходить из необходимости минимизации
размера дефицита бюджета.
Принцип эффективности
и экономности использования
бюджетных средств означает, что
при составлении и исполнении
бюджетов уполномоченные органы и получатели
бюджетных средств должны исходить
из необходимости достижения заданных
результатов с использованием наименьшего
объема средств или достижения наилучшего
результата с использованием определенного
бюджетом объема средств.
Принцип общего
(совокупного) покрытия расходов означает,
что все расходы бюджета должны
покрываться общей суммой доходов бюджета
и поступлений из источников финансирования
его дефицита. Доходы бюджета и поступления
из источников финансирования его дефицита
не могут быть увязаны с определенными
расходами бюджета, за исключением доходов
целевых бюджетных фондов, средств целевых
иностранных кредитов, а также в случае
централизации средств из бюджетов других
уровней бюджетной системы Российской
Федерации.
Принцип гласности
означает:
обязательное
опубликование в открытой печати
утвержденных бюджетов и отчетов об их
исполнении, полноту представления информации
о ходе исполнения бюджетов, а также доступность
иных сведений по решению законодательных
(представительных) органов государственной
власти, органов местного самоуправления;
обязательную
открытость для общества и средств массовой
информации процедур рассмотрения и принятия
решений по проектам бюджетов, в том числе
по вопросам, вызывающим разногласия либо
внутри законодательного (представительного)
органа государственной власти, либо между
законодательным (представительным) и
исполнительным органами государственной
власти.
Секретные статьи
могут утверждаться только в составе
федерального бюджета.
Принцип достоверности
бюджета означает надежность показателей
прогноза социально-экономического развития
соответствующей территории и реалистичность
расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности
и целевого характера бюджетных
средств означает, что бюджетные
средства выделяются в распоряжение
конкретных получателей бюджетных
средств с обозначением направления
их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению
адресности предусмотренных бюджетом
средств либо к направлению их на цели,
не обозначенные в бюджете при выделении
конкретных сумм средств, являются нарушением
бюджетного законодательства Российской
Федерации.
2 Характеристика
элементов бюджетной системы
Элементы бюджетной
системы делятся на два уровня
базисный и настроечный.
Базисный уровень
включает в себя сами элементы бюджетной
системы: государственный бюджет, государственные
внебюджетные фонды, резервные фонды,
целевые бюджетные фонды.
Настроечный уровень
включает в себя аппарат управления
бюджетной системой законодательной
власти (государственная дума) и
исполнительной власти (центральный
банк, казначейство, счётная палата).