Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:25, контрольная работа
Введение
В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, возможность государства оказывать влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономиче-ская возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета. В этом ключе тема данной курсовой работы весьма актуальна.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы, понять насколько она дифференцирована по странам и анализ современное состояние бюджетной системы.
Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства - бюджетной системой.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятие и функции бюджета, произведена дифференциация подходов к их изучению, а также названы принципы, на которых базируется бюджетная система любой страны. Во второй главе бюджетная система изучается через призму ее основных элементов, проводится их классификация, сопоставляются те или иные составляющие. Третья глава посвящена непосредственному анализу современного состояния бюджетной системы, где каждому элементу приурочены конкретные статистические факты, а также дана оценка действующей бюджетной системе.
Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты Законы о Бюджете, публикации экономических газет, журналов “Российский налоговый журнал” более того, в современной литературе данная тема описана в работах таких авторов, как Парыгина В.А. “Бюджетная система России”, Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и бюджетная система РФ”, Вахрин П.И. “Бюджетная система Российской Федерации” и многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении бюджетной системы РФ.
Введение 3
1 Понятие и структура бюджетной системы 4
1.1 Общие понятия 4
1.2 Функции бюджета 5
1.3 Принципы бюджетной системы 7
2 Характеристика элементов бюджетной системы 13
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Государственные внебюджетные фонды 20
2.3 Аппарат управления бюджетной системой 26
3 Анализ современного состояния бюджетной системы 31
Заключение 38
Литература 39
215 565 757,4
3,95
Межбюджетные трансферты
1 844 346 454,2
33,76
В составе расходов
бюджета в зависимости от их эко-номического
содержания выделяют текущие расходы
и ка-питальные расходы.
Капитальные расходы
бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая
инновационную и инвестиционную
деятельность. Сюда включаются статьи
расходов, предназначенных для инвестиций
(капитальных вложений) на вое производство
основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы
бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающая
текущее функционирование органов
государственной власти, бюджетных учреждений,
состоящих на бюджетном финансировании
из федерального бюд-жета, оказание государственной
поддержки другим бюджетам и отдельным
отраслям экономики в форме дотаций, субсидий
и субвенций на текущее финансирование.
В соответствии с действующим в Российской
Федера-ции законодательством (Бюджетным
кодексом Российской федерации) исключительно
из федерального бюджета фи-нансируются
следующие функциональные виды расходов:
1. обеспечение
деятельности Президента Российской
Федерации, Федерального Собрания Российской
Федера-ции, Счетной палаты Российской
Федерации, Центральной избирательной
комиссии РФ, федеральных органов испол-нительной
власти и их территориальных органов,
другие расходы на общегосударственное
управление по перечню, определяемому
при утверждении Федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год;
2. функционирование
федеральной судебной системы;
3. осуществление
международной деятельности в
об-щефедеральных интересах (финансовое
обеспечение реа-лизации межгосударственных
соглашений и соглашений с международными
финансовыми организациями, междуна-родного
культурного, научного и информационного
сотруд-ничества федеральных органов
исполнительной власти, взно-сы Российской
Федерации в международные организации,
Другие расходы в области международного
сотрудничества);
4. национальная
оборона и обеспечение
5. фундаментальные
исследования и содействие науч-но-техническому
прогрессу;
6. государственная
поддержка железнодорожного, воздушного
и морского транспорта;
7. государственная
поддержка атомной энергетики;
8. ликвидация
последствий чрезвычайных
9. исследование
и использование космического
пространства;
10. содержание
учреждений, находящихся в федераль-ной
собственности или в ведении
органов государственной
11. формирование
федеральной собственности;
12. обслуживание
и погашение государственного долга
РФ;
13. компенсация
государственным внебюджетным
14. пополнение
государственных запасов
15. проведение
выборов и референдумов
16. федеральная
инвестиционная программа;
17. обеспечение
реализации решений
18. обеспечение
осуществления отдельных
19. финансовая
поддержка субъектов
20. официальный
статистический учет;
21. прочие расходы.
Кроме того, в
соответствии с законодательством
Рос-сийской Федерации средства
федерального бюджета исполь-зуются
совместно со средствами бюджетов субъектов
Фе-дерации и бюджетов муниципальных образований
на финансирование следующих функциональных
видов расходов (ст. 85 БК РФ):
1. государственная
поддержка отраслей
2. обеспечение
правоохранительной
3. обеспечение
противопожарной безопасности;
4. научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и
5. обеспечение
социальной защиты населения;
6. обеспечение
охраны окружающей природной
среды, охраны и
7. обеспечение
предупреждения и ликвидации
послед-ствий чрезвычайных
8. развитие рыночной
инфраструктуры;
9. обеспечение
развития федеративных и национальных
отношений;
10. обеспечение
деятельности избирательных
11. обеспечение
деятельности средств массовой
инфор-мации;
12. финансовая
помощь другим бюджетам;
13. прочие расходы,
находящиеся в совместном веде-
Таким образом,
можно отметить, что спецификой фе-дерального
бюджета Российской Федерации является
фи-нансирование за счет этого бюджета
общегосударственных расходов, в том числе
фиксирование расходов на оборону, на
фундаментальные научные исследования,
международную деятельность, предупреждение
и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и
последствий стихийных бедствий, обслуживание
государственного долга. Значительную
долю расходов в бюджете составляет финансирование
государ-ственного управления, правоохранительной
деятельности.
Расходы федерального
бюджета являются обществен-но полезными.
Активная роль государства в общественном
воспроизводстве и повышение эффективности
экономики, укрепление обороноспособности
обусловливает многообра-зие бюджетных
расходов федерального бюджета. Однако
при всем многообразии бюджетных расходов
они служат единой цели - обеспечению финансовыми
ресурсами феде-ральных потребностей.
С понятием расходов федерального бюджета
Российской Федерации тесно связано понятие
бюджетного финансирования - предоставление
средств министерствам, ведомствам, предприятиями,
объединени-ям, организациям и учреждениям
на проведение предус-мотренных по плану
мероприятий.
В основе бюджетного
финансирования лежат принци-пы: безвозвратности,
целевого характера бюджетных расходов
и предоставления средств в соответствии
со сметным порядком осуществления
их расходов.
2.2 Государственные
внебюджетные фонды
Государственный
внебюджетный фонд - это фонд де-нежных
средств, образуемый вне федерального
бюджета и бюджетов субъектов
Федерации и предназначенный
для реализации конституционных
прав граждан и удовлетворе-ния
некоторых потребностей социального и
экономическо-го характера.
Внебюджетные
фонды - одна из форм перераспреде-ления
и использования национального
дохода государства на определенные
социальные и экономические цели.
Необходимость
образования государственных внебюд-жетных
фондов заключается в следующем: создание
госу-дарственных внебюджетных фондов
необходимо государству, прежде всего,
для более эффективного использования
фи-нансовых ресурсов, а также для успешного
решения соци-альной политики.
Правовой основой
образования государственных соци-альных
внебюджетных фондов является, прежде
всего, Конституция РФ (1993 г.) и Бюджетный
кодекс РФ.
В Бюджетном
кодексе Российской Федерации нашли
отражение общие принципы, правовой
статус и назначе-ние государственных
внебюджетных фондов, суть которых состоит
в следующем: государственные внебюджетные
фон-ды образуются на основании соответствующих
актов орга-нов государственной власти.
Внебюджетные фонды имеют обособленные
бюджеты и источники формирования до-ходов.
Бюджетным кодексом
Российской Федерации установ-лено, что
вне федерального бюджета образуются
государ-ственные фонды денежных средств,
управляемые органа-ми государственной
власти Российской Федерации и пред-назначенные
для реализации конституционных прав
граж-дан на:
· социальное обеспечение
по возрасту;
· социальное обеспечение
по болезни, инвалидности, в случае
потери кормильца, рождения и воспитания
детей и в других случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о социальном обеспечении;
· социальное обеспечение
в случае безработицы;
· охрану здоровья
и получение бесплатной медицинской
помощи.
Средства государственных
внебюджетных фондов нахо-дятся в
государственной собственности.
Средства государственных
внебюджетных фондов не входят в состав
бюджетов всех уровней бюджетной систе-мы
РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотрен-ные
законодательством.
Доходы государственных
внебюджетных фондов фор-мируются за счет:
· обязательных
платежей, установленных законода-
· добровольных
взносов физических и юридических лиц;
· других доходов,
предусмотренных
Проекты бюджетов
государственных внебюджетных фондов
составляются органами управления этих
фондов, представляются на рассмотрение
органу исполнительной власти (Правительству
РФ) и представляются в Федераль-ное Собрание
на утверждение. Утверждаются бюджеты
го-сударственных внебюджетных фондов
в форме законов од-новременно с принятием
Федерального закона о федераль-ном бюджете
на очередной финансовый год.
Исполнение бюджетов
государственных внебюджетных фондов
осуществляется Федеральным казначейством
РФ.
Согласно статье
44 Бюджетного кодекса РФ к государственным
внебюджетным фондам относятся:
· Пенсионный фонд
Российской Федерации;
· Фонд социального
страхования Российской Федера-ции;
· Федеральный
фонд обязательного медицинского стра-хования;
· Государственный
фонд занятости населения Россий-
Все эти фонды
называются внебюджетными социальными
фондами, потому что они созданы
в целях эффективной реализации социальных
программ РФ. Они образуют само-стоятельную
финансово-правовую базу федеральных
и ме-стных внебюджетных средств. Самостоятельность
внебюд-жетных социальных фондов как части
бюджетной системы заключается в том,
что утверждение их бюджетов осуще-ствляется
представительными (законодательными)
органа-ми, а исполнение бюджетов фондов
- органами исполни-тельной власти совместно
с органами управления фондов самостоятельно
на основе Закона об утверждении бюджета
и механизма бюджетного регулирования.
Государственные
внебюджетные социальные фонды име-ют
целевое назначение, их формирование,
отпуск средств, определение объемов
финансирования, т. е. исполнение их бюджетов
находится под контролем