Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 10:25, контрольная работа
Введение
В настоящее время с переходом экономики к рыночным отношениям, возможность государства оказывать влияние на экономические процессы в стране сузилась, при этом значительно возросла роль бюджетной системы как одного из важнейших институтов государства, - инструмента государственного регулирования экономики. В этой связи важнейшей задачей органов государственной власти является реальная экономиче-ская возможность осуществления ими властных полномочий с помощью государственного бюджета. В этом ключе тема данной курсовой работы весьма актуальна.
Целью данной работы является изучение теоретических вопросов по бюджетной системе, ее формирование, состав и характеристика, выяснить роль бюджетной системы, понять насколько она дифференцирована по странам и анализ современное состояние бюджетной системы.
Предметом исследования является то, как осуществляется деятельность государства, происходит кругооборот финансовых ресурсов и как строится его финансовая мощь на основе управления основным финансовым планом государства - бюджетной системой.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены понятие и функции бюджета, произведена дифференциация подходов к их изучению, а также названы принципы, на которых базируется бюджетная система любой страны. Во второй главе бюджетная система изучается через призму ее основных элементов, проводится их классификация, сопоставляются те или иные составляющие. Третья глава посвящена непосредственному анализу современного состояния бюджетной системы, где каждому элементу приурочены конкретные статистические факты, а также дана оценка действующей бюджетной системе.
Теоретической базой при написании работы явились законодательные и нормативные акты Законы о Бюджете, публикации экономических газет, журналов “Российский налоговый журнал” более того, в современной литературе данная тема описана в работах таких авторов, как Парыгина В.А. “Бюджетная система России”, Годин А.М., Подпорина И.В. “Бюджет и бюджетная система РФ”, Вахрин П.И. “Бюджетная система Российской Федерации” и многие другие работы, на которые невозможно было не опираться при изучении бюджетной системы РФ.
Введение 3
1 Понятие и структура бюджетной системы 4
1.1 Общие понятия 4
1.2 Функции бюджета 5
1.3 Принципы бюджетной системы 7
2 Характеристика элементов бюджетной системы 13
2.1 Федеральный бюджет 13
2.2 Государственные внебюджетные фонды 20
2.3 Аппарат управления бюджетной системой 26
3 Анализ современного состояния бюджетной системы 31
Заключение 38
Литература 39
В последние
годы роль и значение государства
возрас-тают, увеличиваются и затраты
на содержание государ-ственных органов
управления. Это связано с изменением
содержания и расширением функций
государства и органов
Российская Федерация
имеет право на самостоятель-ный
федеральный бюджет. Это право
закреплено в Кон-ституции Российской
Федерации, в которой особо записа-но,
что в ведении Российской Федерации находится
феде-ральный бюджет (ст. 71). Бюджетный
кодекс Российской Федерации детально
регламентирует порядок его форми-рования
и исполнения.
Законодательно
дано право устанавливать налоги,
сбо-ры, зачисляемые в доходы федерального
бюджета. При этом установление общих
принципов налогообложения, соглас-но
ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному
ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
в стране избирается Федеральное Собрание
России, Пре-зидент РФ, Правительство,
наделенные рядом государственных функций,
в том числе бюджетными правами. Для уп-равления
народным хозяйством, выполнения законодатель-ства,
организационно-воспитательных и иных
функций образуются органы исполнительной
власти (министерства, го-сударственные
комитеты, ведомства и др.).
Для финансового
обеспечения
В ст. 71 Конституции
Российской Федерации записано: “В ведении
Российской Федерации находятся: федераль-ный
бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные
фонды регионального развития”.
2.1 Федеральный
бюджет
Федеральный бюджет
- ведущее звено бюджетной
Федеральный бюджет
является основным финансовым планом
государства на финансовый год, имеющий
силу за-кона после его утверждения
Федеральным Собранием (Парламентом)
Российской Федерации.
По экономическому
содержанию федеральный бюджет представляет
собой форму образования и
использования
Федеральный бюджет
играет важную экономическую роль в
перераспределении совокупного общественного
про-дукта и национального дохода, концентрации
денежных средств для финансирования
отраслей экономики, укреп-ления обороноспособности
государства. На долю федераль-ного бюджета
приходится значительная часть распредели-тельного
процесса, которая заключается в распределении
Денежных средств между отраслями народного
хозяйства, производственной и непроизводственной
сферами, региона-ми страны.
Федеральный бюджет
активно используется государ-ством
для воздействия на темпы развития
тех или иных отраслей производственной
и непроизводственной сфер.
Средства федерального
бюджета выступают важным финансовым
источником капитальных вложений в
основные фонды, дотаций жизненно важным
отраслям, укрепления обороноспособности.
Усиливается экономическое воздействие
федерального бюджета на эффективность
производства, ускорение научно-технического
прогресса. Федеральный бюджет, финансируя
образование и науку, стал крупным источником
средств для воспроизводства квалифицирован-ных
и научных кадров.
Через федеральный
бюджет осуществляется распреде-ление
и перераспределение
Доходы бюджета,
расходы бюджета, допустимый уро-вень
инфляции, предельный размер дефицита,
предель-ный размер кредитов, предоставляемых
Россией иностран-ным
Самый последний
федеральный бюджет на 2007 год был
утверждён Государственной
2.1.1 Доходы федерального
бюджета
Доходы федерального
бюджета - это денежные сред-ства, поступающие
в безвозмездном порядке в
соответствии с бюджетным и налоговым
законодательством Российской Федерации
в распоряжение федеральных органов государ-ственной
власти РФ.
В доходы федерального
бюджета зачисляются:
· собственные
налоговые доходы федерального бюд-жета,
за исключением налоговых доходов,
передаваемых в виде регулирующих доходов
бюджетам других уровней бюд-жетной системы
Российской Федерации;
· собственные
неналоговые доходы;
· остаток средств
на конец предыдущего года;
· доходы от бюджетных
фондов;
· прочие доходы.
Таблица 2 - Доходы
Федерального бюджета РФ в 2005-2007 годах.
[1,2,3]
Доходы
Сумма, тыс. руб.
2005
2006
2007
Доходы всего
3 326 041 100,0
5 046 058 500,0
6 964 835 200,0
Налоговые доходы
2 719 455 300,00
4 275 407 400,00
5 958 295 600,00
Из них:
Налог на прибыль
259 003 300,0
344 838 100,0
580 408 800,0
Налоги и взносы на социальные нужды
266 500 000,0
302 090 200,0
368 773 900,0
Налоги на товары работы услуги реализуемые на территории РФ
791 822 600,0
1 212 247 500,0
1 485 042 900,0
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами
483 035 600,0
753 309 000,0
1 068 990 200,0
Доходы от ВЭД
919 093 800,0
1 662 922 600,0
2 455 079 800,0
Неналоговые доходы
136050800,00
180 178 600,00
4 989 700,00
Из них:
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности
73 004 000,0
85 769 000,0
99 780 600,0
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства
58 083 700,0
89 837 800,0
118 694 600,0
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов
874 500,0
1 328 300,0
2 231 300,0
Прочие неналоговые доходы
4 088 600,0
3 243 500,0
2 758 400,0
К налоговым
доходам относятся:
· предусмотренные
налоговым законодательством
· таможенные пошлины,
таможенные сборы;
· государственная
пошлина.
К неналоговым
доходам относятся:
· доходы от использования
имущества, находящегося в государственной
федеральной собственности;
· доходы от продажи
имущества, находящегося в го-сударственной
федеральной собственности;
· доходы от платных
услуг, оказываемых соответству-ющими
органами государственной власти;
· средства, полученные
в результате применения мер гражданско-правовой,
административной и уголовной от-ветственности,
в том числе штрафы, конфискации, ком-пенсации,
а также средства, полученные в возмещение
вреда, причиненного Российской Федерации;
· доходы в виде
финансовой помощи и бюджетных ссуд;
· иные неналоговые
Федеральные налоги,
средства от которых поступают в федеральный
бюджет, устанавливаются федеральным
за-коном. Федеральный закон устанавливает
пропорции (доли) распределения налоговых
поступлений в порядке бюджет-ного регулирования
доходов между бюджетами разных уров-ней.
Такое распределение утверждается Законом
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год на срок не менее трех лет.
Кроме поступления
налоговых доходов в процессе
ис-полнения федерального бюджета в
его доходы могут по-ступать средства
по взаимным расчетам из бюджетов Рос-сийской
Федерации. В доходы бюджета зачисляется
также остаток средств на конец предыдущего
года.
В доходах федерального
бюджета отдельной строкой
Налоги и сборы
представляют собой часть националь-ного
дохода, мобилизуемого в определенной
доле в федеральный бюджет и бюджеты
субъектов Федерации. Все налоги
делятся на прямые и косвенные. Прямые
налоги - это непосредственное (прямое)
изъятие части доходов налогоплательщика
(налог с населения, налог на прибыль предприятий
и др.). Косвенные налоги - это налоги, взимаемые
в ценах товаров и услуг (налог на добавленную
стоимость, акцизы, таможенные пошлины
и др.). Налоги - главный источник формирования
доходов федерального бюджета.
2.1.2 Расходы федерального
бюджета
Расходы федерального
бюджета - это денежные сред-ства, направляемые
из федерального бюджета на финансовое
обеспечение задач и функций
государства.
Практически расходы
федерального бюджета - это денежные средства,
направляемые из федерального бюд-жета
на финансирование затрат общегосударственного
ха-рактера, предусмотренных в Законе
о федеральном бюд-жете на соответствующий
финансовый год. Они выражают экономические
отношения, связанные с распределением
и перераспределением национального дохода,
используемо-го на общегосударственные
цели.
Расходы федерального
бюджета классифицируют:
1. по экономической
роли в процессе воспроизводст-
2. по функциональному
назначению - на затраты на содержание
аппарата управления, финансирование
народ-ного хозяйства, социально-культурных
мероприятий, обо-роны страны, правоохранительную
деятельность, фунда-ментальные исследования
и др.
Таблица 3
- Расходы Федерального бюджета
РФ в 2007 году. [3]
Расходы
Сумма, тыс. руб.
Удельный вес
в % от суммы расходов
Расходы всего
5 463 479 900,0
-
Общегосударственные вопросы
808 196 478,2
14,79
Национальная оборона
822 035 929,6
15,05
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
662 867 227,2
12,13
Национальная экономика
497 229 532,4
9,10
Жилищно-коммунальное хозяйство
53 024 456,1
0,97
Образование
277 939 330,1
5,09
Здравоохранение и спорт
206 373 527,5
3,78
Социальная политика