Ценовая политика фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является одной из главных вопросов для предпринимателя.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………..………….2
Глава I Экономическая сущность цены…….…………………………………….3
1.1 Определение цены…………….…………………………………………3
1.2 Функции цены …………………………………………………………..5
1.3. Роль цены в рыночной экономике…………………………………….7
Глава II Ценовая политика фирмы………………………………………………..8
2.1 Цели предприятия и ценовая политика… ……………………………9
2.2 Ценовая стратегия и ее типы ………….………………………………13
2.3.Этапы разработки ценовой стратегии………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………25
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая ценовая политика фирмы.docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………..………….2

Глава I Экономическая сущность цены…….…………………………………….3      

1.1 Определение цены…………….…………………………………………3

1.2 Функции цены …………………………………………………………..5

1.3. Роль  цены в рыночной экономике…………………………………….7

Глава II Ценовая политика фирмы………………………………………………..8 

2.1 Цели предприятия и ценовая политика… ……………………………9

2.2 Ценовая стратегия и ее типы ………….………………………………13

2.3.Этапы  разработки ценовой стратегии………………………………...22

Заключение  …………………………………………………………………25

Список  литературы………………………………………………...............26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Перед  всеми  коммерческими  и  многими  некоммерческими  организациями  встает задача назначения цены на свои товары  и  услуги.  В  условиях  рынка ценообразование является весьма сложным  процессом,  подвержено  воздействию многих  факторов  и,  конечно,  базируется  не   только   на   рекомендациях  маркетинга. Но  выбор  общего  направления  в  ценообразовании,  подходов  к определению цен  на новые и уже выпускаемые  изделия и услуги  для  увеличения объемов  реализации,  товарооборота,  повышения  производства  и  укрепления рыночных  позиций  предприятия  является  одной  из  главных  вопросов   для  предпринимателя.

Формирование ценовой политики — один из наиболее значимых аспектов функционирования фирмы в рыночной среде.

Выработка и оценка ценовой политики предприятия в условиях рынка — сложный процесс, требующий большей частью коллективной проработки и принятия ответственных решений.

Кроме того, во-первых, в последние несколько лет значительно возросла экспансия китайских фирм на всех рынках; во-вторых, в условиях перенасыщенного рынка управление ценами становится приоритетной и наисложнейшей задачей. Все это служит доказательством необходимости и актуальности изучения проблем ценовой политики предприятия.

Целью данной курсовой работы является наиболее глубокое изучение понятия  ценовой политики и стратегии, принципов выработки различных стратегий и анализ этапов разработки.

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая сущность цены

 

1.1 Определение цены

 

Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.

В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый  товар. В условиях рыночной экономики  цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются  такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.

В экономической литературе существует несколько определений данного  понятия. Цена есть денежное выражение стоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производство товара, то есть имеет трудовую природу.

Другое определение цены имеет  более широкое рыночное толкование. Цена – это форма выражения  ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

Цены применяются в любой  экономической системе, но формируются  и действуют по-разному: в плановой экономике цена выступает как  внешний регулятор, инструмент воздействия  со стороны правительства; в рыночной экономике - цена как часть саморегулирования  рынка. Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.

Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в двойной  роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

- индикатор, отражающий конъюнктуру  рынка (соотношение спроса и  предложения, торговый и экономический  риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т.д.);

- регулятор рынка, с помощью  которого осуществляется воздействие  на спрос и предложение, структуру  и емкость рынка, покупательную  способность рубля, оборачиваемость  товарных запасов и т.д

По классической схеме возможны следующие варианты:

1) если спрос превышает предложение  (рынок производителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спрос равен предложению, то устанавливается равновесная цена;

2) конкуренция между продавцами (рынок потребителя) ведет к  снижению цены и ее стабилизации  на определенном уровне; конкуренция  между покупателями (рынок производителя)  вызывает рост цены;

3) монополизация оборачивается  установлением завышенных цен  на продаваемые монополиями товары.

Совокупность цен с учетом их формирования и изменения действует  как ценовой механизм, который  состоит из 2 частей:

- цены, их виды, структура, величина, динамика изменения;

- ценообразование - способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих.

Ценообразование выступает задающей частью ценового механизма, оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует: 
- нижний предел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т. к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство (приобретение) средств;

- верхний предел, обусловленный  платежеспособностью покупателя  и его готовностью купить товар.

Цена может изменяться в пределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.

Цены играют важную роль не только в экономике в целом, но и в  предпринимательской деятельности отдельных предприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, в том числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в  решении таких вопросов, как определение  рынков сбыта продукции, целесообразности производства товаров или услуги, расчета издержек производства, определения  объемов инвестиций.

 

 

1.2. Функции цены.

 

Цена как экономическая категория  выполняет ряд важнейших функций:

1) Первичной функцией цены следует  считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.

2) Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товаров. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли.

В учетной функции цена служит средством  исчисления всех стоимостных показателей, как количественных – валовой  внутренний продукт, национальный доход, объем капитальных вложений, объем  товарооборота, объем продукции  фирм, предприятий и отраслей, так  и качественных – рентабельность, производительность труда, фондоотдача.

Таким образом, цена используется для  определения эффективности производства, служит ориентиром для принятия хозяйственных  решений, важнейшим инструментом внутрифирменного планирования.

3) Распределительная функция цены состоит в том, что государство через ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими её секторами, регионами, фондами накопления, социальными группами населения.

Функция реализуется через включение  в себестоимость многих налогов, которые затем являются источником накопления дорожных фондов, Пенсионного  фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости населения, а  также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

4) Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

5) Функция цены как средства рационального размещения производства проявляется наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощью механизма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и производства с более высокой нормой прибыли.

6) Стимулирующая функция цены проявляется в том, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение НТП, улучшение качества продукции, увеличение выпуска продукции и спроса на неё. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этим же причинам цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

7) Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Социальная реакция людей на уровень цен и его изменение чувствительна и высока. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

В рыночной экономике цены на товар  постоянно колеблются. Направления  изменения цен для конкретных видов товаров и в конкретные периоды может быть различным. Однако есть и общие тенденции, характерные  как для отдельных групп потребительских  товаров, так и для всей их номенклатуры в целом.

Таким образом, цены играют исключительно  важную роль в развитии экономики  страны в целом и для каждого  отдельно взятого субъекта хозяйствования. Отсюда вытекает значимость политики в области ценообразования. 

 

 

1.3. Роль цены в рыночной экономике.

 

В рыночном хозяйстве цена  -  это инструмент конкуренции, перераспределения  ресурсов, перелива капитала. Она выполняет  важную роль в регулировании и  саморегулировании экономики. Поэтому  важно с помощью экономической  теории установить, каким образом  цена и рыночный механизм ценообразования  разрешают глобальные проблемы: что, как и для кого производить. Для  производителя (продавца) товара уровень  его цены определяет доходность хозяйственной деятельности, обусловливает возможности потребления и инвестирования в развитие хозяйства. Поэтому производитель заинтересован продать свой товар по более высокой цене и получить больший доход. Противоположные интересы у покупателя-потребителя, которые заключаются в том, что цена приобретения товара определяет расходы (издержки) потребителя. Чем ниже цена товара, который он покупает, тем меньше его расходы (издержки). Поэтому каждый предприниматель, каждое предприятие стремятся подороже продать свой товар и купить необходимые им товары подешевле. Разница между выручкой (объемом реализации товаров) и затратами (объемом приобретаемых ресурсов) характеризует эффективность производственно-хозяйственной, предпринимательской деятельности предприятия и рациональность ведения домашнего хозяйства.

Цены товаров (услуг) в рыночной экономике непосредственно устанавливаются  под воздействием спроса и предложения  в результате конкуренции покупателей  и продавцов. Конкурентное ценообразование  формирует эффективное распределение  ограниченного количества товаров  между теми, кто испытывает в них  потребность, подкрепленную денежными  средствами. Таким образом, цена способствует установлению равновесия спроса и предложения товаров. Однако это происходит лишь тогда, когда есть все условия для свободной конкуренции и перелива капитала, открыто вхождение на рынок конкретного товара покупателей и продавцов. Практически совершенной конкуренции не существует, имеются лишь определенные предпосылки для этого. На реальных рынках действуют различного рода ограничения, монополизирующие те или иные их сферы и образование цены. В результате цены на конкретные товары нередко устанавливаются при доминирующем или даже монополизированном положении производителя (продавца) или покупателя товара. В этих условиях возникает необходимость в государственном и муниципальном регулировании цены.

Государственное регулирование цены в условиях рыночной экономики включает комплекс мер, направленных на поддержание  стабильного уровня и эффективных соотношений цен на важнейшие группы товаров, продуктов и услуг. При этом осуществляется поддержание на рынке конкурентной среды, ограничение монополизации, проведение социально ориентированной политики цен, воздействие на оптимальное соотношение внешнеторговых и внутренних цен. Государственные меры по регулированию цен принимаются на макро- и микроэкономическом уровнях.

 

 

2. Ценовая политика фирмы

 

2.1. Цели предприятия на рынке и ценовая политика

 

Цена – основной инструмент коммерческой политики фирмы. И поэтому стратегия  ценообразования должна быть увязана  с общими целями фирмы в соответствии с системой маркетинга и отражать их. Часто можно встретить утверждение, что основной целью любой фирмы  является максимизация прибыли. Это  не совсем так: во-первых, в силу внешних  факторов (появление опасных конкурентов  на рынке, нестабильная обстановка в  стране) более важным может оказаться  сохранение доли продаж на рынке. Во-вторых, стремление к максимизации ценности фирмы (т. е. суммы денег, которую  владельцы фирмы могли бы получить при продаже ее активов по рыночной стоимости) может потребовать временного сокращения прибыли для обеспечения  устойчивых перспектив развития.

Так или иначе, максимизация прибыли остается одной из важнейших задач коммерческой организации, причем формулироваться она может в нескольких вариантах:

Информация о работе Ценовая политика фирмы