Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Перед всеми коммерческими и многими некоммерческими организациями встает задача назначения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразование является весьма сложным процессом, подвержено воздействию многих факторов и, конечно, базируется не только на рекомендациях маркетинга. Но выбор общего направления в ценообразовании, подходов к определению цен на новые и уже выпускаемые изделия и услуги для увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночных позиций предприятия является одной из главных вопросов для предпринимателя.
Введение…………………………………………………………..………….2
Глава I Экономическая сущность цены…….…………………………………….3
1.1 Определение цены…………….…………………………………………3
1.2 Функции цены …………………………………………………………..5
1.3. Роль цены в рыночной экономике…………………………………….7
Глава II Ценовая политика фирмы………………………………………………..8
2.1 Цели предприятия и ценовая политика… ……………………………9
2.2 Ценовая стратегия и ее типы ………….………………………………13
2.3.Этапы разработки ценовой стратегии………………………………...22
Заключение …………………………………………………………………25
Список литературы……………
В коммерческой практике чаще можно столкнуться с целью не максимизации прибыли, а достижения определенного уровня прибыльности, который обычно ниже теоретически возможного максимума. Этот подход предотвращает чрезмерное завышение цен фирмой, ухудшающее соотношение цены/качества продаваемых товаров.
Другой задачей фирмы является стабилизация позиции на рынке. Эта цель приобретает особое значение на рынке с ухудшающимися условиями сбыта и на рынке с высокой эластичностью спроса.
Фирмы, строящие свою
Третья цель может состоять в достижении наиболее высоких темпов роста, завоевании лидерских позиций, максимизируя объемы продаж. В случае, когда фирма не заняла своей максимально возможной доли рынка, ее политика должна состоять в поддержании относительно низкого уровня цен (для ускорения роста продаж). Когда же дальнейшая экспансия невозможна, цены надо поддерживать на сложившемся уровне (даже если условия позволяют их снизить), поскольку фирме необходим запас прибыли для покрытия постоянно растущих затрат на реализацию активной маркетинговой политики, направленной на стабильное увеличение продаж.
4. Обеспечение максимального
а) если чувствительность рынка к ценам очень велика (снизили цены - увеличился спрос);
б) если можно снижать издержки производства и реализации в результате увеличения объемов выпуска; в) если другие участники рынка также не начнут снижать цены или не выдержат конкурентной борьбы.
Перечисленные цепи ценовой политики могут осуществляться в разное время, при различной цене, между ними может быть разное соотношение, однако в совокупности все они служат достижению общей цели - долгосрочной максимизации прибыли.
Механизм расчета цен
Таким образом, в условиях рынка ценовая политика предприятия (фирмы) складывается из многих факторов, связанных с выбором конкретных целей ценообразования, подходов и методов определения цен новых и уже выпускаемых изделий, оказываемых услуг в целях увеличения объемов реализации, товарооборота, повышения уровня производства, максимизации прибыли и укрепления рыночных позиций предприятия (фирмы).
При определении цены продукции, выпускаемой предприятием, и формировании ценовой стратегии следует учитывать следующие факторы:
1) уровень потребительского
2) эластичность спроса, сложившегося на рынке этой продукции;
3) возможность реакции рынка
на изменение выпуска
4) меры государственного
5) уровень цен на аналогичную продукцию предприятий - конкурентов.
Необходимо обоснование и
Политика цен предприятия, является основой для разработки его стратегии ценообразования, набора практических факторов и методов, которых целесообразно придерживаться при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием.
Активная политика предприятия
в сфере ценообразования
Активная ценовая политика может быть признана успешной в том случае, если она позволяет: восстановить или улучшить позицию предприятия на конкурентном рынке этого вида продукции (внутреннем или внешнем), а также увеличить чистую прибыль предприятия.
2.2. Ценовая стратегия и ее типы.
Под стратегией ценообразования понимается набор методов, с помощью которых принципы выбранной ценовой политики можно реализовать на практике.
Разные авторы выделяют различные типы ценовых стратегий. Так, например, по Липсицу И.В., типовыми стратегиями ценообразования являются:
- стратегия премиального
- стратегия нейтрального
- стратегия ценового прорыва (пониженных цен).
Стратегия ценового прорыва - установление цен на уровне более низком, чем, по мнению большинства покупателей, заслуживает товар с данной экономической ценностью, и получение большой массы прибыли за счет увеличения объема продаж и захваченной доли рынка [4,с.146].
Первым условием успешной реализации данной стратегии состоит в наличии большого круга покупателей, готовых сразу переключиться на покупку товара у нового продавца, едва он предложит более низкую цену. Но далеко не всегда происходит так и непонимание этого менеджерами приводит к неудачам при реализации, данной стратегии. Более того, для производителей товаров престижного спроса такая стратегия вовсе не приемлема. Данная стратегия также малоэффективна для дешевых товаров повседневного спроса - даже большая относительная величина снижения цены здесь выразится в абсолютно малой сумме, на которую покупатели могут и не обратить внимание. Малую отдачу она приносит и применительно к товарам, свойства которых трудно или невозможно сравнить заранее, до потребления.
Стратегия ценового прорыва имеет
лучшие шансы на успех по отношению
к тем товарам, в цене которых
приростные затраты составляют небольшую
долю, а удельный выигрыш - существенно
большую. Это означает, что даже небольшой
прирост числа проданных
Стратегия премиального ценообразования, или «снятия сливок», - установление цен на уровне более высоком, чем, по мнению большинства покупателей, должен стоить с данной экономической ценностью, и получение выгоды от высокой прибыльности продаж в узком сегменте рынка.
Суть этой стратегии можно определить как «выигрыш высокой прибыльности за счет жертвы высоких объемов». Чтобы «снять сливки» в виде большой величины выигрыша с каждой единицы проданных товаров, фирма устанавливает цены настолько высоко, что такие «сливочные цены» становятся неприемлемыми для большинства покупателей.
Однако здесь существует существенное ограничение: прирост массы прибыли за счет продаж по повышенной цене должен быть больше, чем потеря массы прибыли за счет сокращения числа проданных по сравнению с уровнем, возможном при более низкой цене.
Покупатели склонны смириться со стремлением предприятия «снять сливки» в том случае, если они придают особое значение тем отличиям, за которые фирма и хочет получать премиальную цену.
Нейтральная стратегия ценообразования - установление цен исходя из того соотношения «цена/ценность», которое соответствует большинству других продаваемых на рынке аналогичных товаров.
Так же выделяются стратегии дифференцированного,
конкурентного и
Стратегии дифференцированного
1. Стратегия скидки на втором
рынке основана на собственных
постоянных и переменных
2. Стратегия периодической
3. Стратегия случайной скидки (случайного
снижения цен) опирается на
поисковые затраты. Основным
4. Стратегия ценовой
Стратегии конкурентного ценообразования
строятся на учете в ценах
1. Стратегия проникновения на
рынок основана на
2. Стратегия по «кривой освоения»
3. Стратегия сигнализация ценами
строится на использовании
4. Географическая стратегия - относится
к конкурентному
Стратегии ассортиментного
1. Стратегия «набор» применяется
в условиях неравномерности