Цикличность - всеобщая форма экономической динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты цикличности как всеобщей формы экономической динамики 4
1.1. Цикличность развития рыночной экономики. Фазы экономического цикла 4
1.2. Современный экономический кризис 13
2. Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России 19
2.1. Антициклическое регулирование 19
2.2. Социально-экономические проблемы антициклической политики в России 27
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение 41

Файлы: 1 файл

Цикличность как всеобщая форма экономической динамики.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

Каким образом кризис отразился на России, во время активного развития отечественной  банковской системы? Особенно актуальны  были услуги, связанные с кредитованием населения. Кредитные программы неразрывны  с  внутренним потреблением  – одной  из движущих сил экономики, тем более  - сейчас, когда экспорт испытывает существенные трудности. Важность  развития данного направления  оценили, например, в Китае.  Высказывания Пекина о переориентации экономики страны на внутреннее потребление — это не пустой звук, а всесторонне продуманная долгосрочная политика. Если говорить о России, то бум потребления с началом кризиса начал сходить на нет. Не помогла даже относительно низкая, за несколько лет инфляция.  Кроме того, нужно отметить, что реальные доходы основной массы населения сокращались все последнее время. Вообще поиск выхода из сложившейся ситуации нужно искать в одновременном стабильном развитии двух индикаторов.  Экономический подъем современного государства должен опираться на «обе ноги»: экспорт и внутреннее потребление.

Наша  проблема состоит в том, что Россия интегрирована в мировую экономику  в первую очередь как поставщик  нефти и газа. Можно ли было обойтись меньшими потерями? Конечно же да, но для этого Россию с другими странами должны объединять не только нефть и газ. Известно, что наши товары неконкурентоспособны на мировом рынке.  Должно пройти  время, но уже сейчас понятно, что без много миллиардных вливаний в банковский сектор не обойтись. Причем деньги должны доходить до реального сектора, за чем необходим постоянный контроль, уж очень велик соблазн  банковских структур заработать на государственной помощи. Но как мы с Вами понимаем есть ещё несколько интересных выходов из данной ситуации и Еще одно направление – развитие инновационных технологий. Сколько лет идет речь о технологической отсталости России, но только пресловутый кризис действительно заставил сделать первые шаги.

История движется по спирали, если не все, то очень  многое мы проходили. Мировое хозяйство  после кризиса станет относительно более равномерным, чем сейчас. Для  банков больше не будет «дешевых»  денег. Несомненно,  главными проблемами для России станут  безработица и снижение производства. В то же время определенные выводы государство и население может сделать уже сейчас: необходимо уходить от сырьевой экономики, урезать расходы, сдерживать себя в потреблении. И не забывать, что рано или поздно кризис закончится.

2. Антициклическая  политика государства и ее  особенности в современной России

2.1. Антициклическое регулирование

 

Антициклическое регулирование экономики - это сознательные и целенаправленные действия государства и, частично, могущественных корпораций и наднациональных органов на промышленный цикл с целью уменьшения глубины циклических кризисов, стабилизации хозяйственной конъюнктуры и темпов экономического роста. Важнейшая роль в этом регулировании принадлежит государству.

 В основе антициклического регулирования лежит антикризисное регулирование. Теоретически обосновал необходимость антикризисного регулирования Дж. Кейнс.7

 После второй мировой войны  в большинстве развитых стран  мира были расширены антикризисные  меры государства, а также дополнены определенными антициклическими средствами в отношении смягчения циклических колебаний. В частности, антикризисные меры были расширены за счет увеличения государственных закупок товаров и услуг, стимулирования жилищного строительства (государство страхует и гарантирует получение кредитов на жилищное строительство, регулирует сроки погашения кредитов, размер процента и т. д.), проведения политики ускоренной амортизации, предоставления налоговых скидок при установлении нового оборудования, снижения налогов на прибыль корпораций и др. Обобщающим показателем влияния государства на экономический цикл является доля государственных расходов в ВВП и, прежде всего, государственные закупки товаров и услуг. В середине 90-х гг. доля государственных расходов в ВВП составляла в Японии около 35, а в Швеции - более 70 %.

 Особенности антициклического  регулирования в значительной  мере обусловлены доминированием  в экономике монополий. Э. Чемберлен  вполне убедительно доказал, что  даже при отсутствии соглашений (устных или письменных) цены на олигополистическом рынке выше, чем на конкурентном, а объем производства ниже. Э. Чемберлен и другие западные ученые справедливо указывали на отсутствие гибкости цен, их подвижности в сравнении с периодом свободной конкуренции. Если раньше цены во время экономического кризиса резко понижались, то в условиях господства коллективных монополий они остаются неизменными или даже растут. Это обусловлено тем, что олигополии сокращают объемы производства с целью недопущения перепроизводства товаров и снижения цен.

 Этой негативной тенденции  может противостоять только деятельность  государства по стимулированию  денежного спроса с помощью  соответствующей денежно-кредитной  политики. Этот метод активно  использовался в послевоенный  период и способствовал сокращению глубины и продолжительности экономических кризисов. Темпы увеличения денежной массы, как правило, были более высокими, чем их рекомендовали монетаристы. Вместе с тем, значительное увеличение денежной массы, наряду с действием других факторов, например, резким повышением цен на нефть в период энергетического кризиса, привело в конце 60-х - в начале 70-х гг. к усилению инфляционных тенденций, и темпы роста цен в середине 70-х гг. составляли более 10 %.

 Учитывая это, в 80-х гг. правительство начало ограничивать темпы роста денежной массы, проводить политику «дорогих денег». Средством достижения этой цели стало осуществление жесткой кредитно-денежной политики. В частности, в период высокой экономической активности государство значительно повышает норму процента, что вызывает подорожание кредита. Во время депрессии и кризиса государство увеличивает резервную норму (нормативы обязательных отчислений коммерческих банков в резервы), снижает ставку процента и удешевляет кредит. Это обусловлено тем, что установленная центральным государственным банком норма процента влияет на его размер, по которому банки предоставляют кредит своим клиентам. Коммерческие банки в США приблизительно 20 % своих активов обязаны хранить в виде кассового резерва в Центральном банке. Поэтому расширение кредитов зависит от величины прироста банковских пассивов, а коммерческий процент, по которому банки предоставляют кредит клиентам, - от учетной ставки процента (которая является нижней границей эффективности предоставления кредитов федеральной резервной системой). В ФРГ Федеральный банк устанавливает для каждого кредитного института лимиты переучтенных векселей, что ограничивает объемы кредитов под учет векселей, предоставляемых каждому банку. Это, в свою очередь, влияет на объем денежной массы.

 Преимущество метода антициклического  регулирования в том, что его  можно применять очень оперативно, не принимая соответствующего  закона. Важно лишь точно определить  время повышения или снижения  процентной ставки.

 С целью расширения  совокупного спроса в фазах кризиса и депрессии государство проводит политику «дешевых денег», снижает ставки налогов на прибыль, заработную плату, предоставляет льготы при условии ускоренного списания стоимости основных фондов, что является средством стимулирования инвестиций в негосударственный сектор экономики. Во время кризиса правительство увеличивает объем прямых капиталовложений в государственный сектор, прежде всего, в отрасли экономической и социальной инфраструктуры (сферу транспорта и транспортного строительства, электро-, газо- и водоснабжения, жилищное строительство, атомную энергетику и др.) Так, в США из почти 43 тыс. миль межштатной системы скоростных автомагистралей ежегодно становятся непригодными около 2 тыс. миль, которые необходимо ремонтировать за счет государственного бюджета. В 1948--1949 гг., чтобы уменьшить глубину экономического кризиса, государство увеличило объем инвестиций вдвое (в сравнении с 1946 г.). Однако в последующий период объем государственных капиталовложений во многих развитых странах мира постепенно сокращался. Так, их часть в ВНП за период 1970-1985 гг. снизилась, %: в ФРГ - с 6,1 до 3,9, во Франции - с 4,2 до 3,0, в Великобритании - с 5,0 до 2,4, в странах ЕС - с 5,0 до 4,0.8

 В фазе подъема  государство увеличивает налоги, процентные ставки, отменяет налоговые льготы, уменьшает объемы прямых капиталовложений, что тормозит процесс чрезмерного «перегрева» экономики, ослабляет противоречие между производством и потреблением, сглаживает резкие колебания при переходе от одной фазы промышленного цикла к другой. При этом между принятием мер в области кредитно-денежной политики и получением определенного результата проходит длительный промежуток времени. По оценке западных ученых, этот временный лаг в условиях циклического спада составляет от 5 до 20 месяцев, а в период подъема - 10-24 месяца. С наибольшим опозданием действуют методы налогового регулирования, что в значительной мере обусловлено продолжительностью законотворческого процесса, поэтому исключительно важно иметь четкий экономический прогноз механизма протекания экономического цикла.

 Антициклическое и  антикризисное регулирование осуществляется  экономическими, правовыми и административными  методами.

 Антициклическое регулирование  со стороны олигополии осуществляется  посредством выработки ими согласованной политики, выполнения государственных программ и др. В то же время их действия нередко противоречат политике государства в этой сфере. Наднациональные органы в странах ЕС проводят в значительной мере унифицированную промышленную, структурную, налоговую, амортизационную и другие формы политики, что является важным фактором антициклического регулирования, синхронизации экономического цикла.

 Антициклическое регулирование  в современных условиях также  обусловливают значительные различия  между современными экономическими кризисами (в послевоенный период) и кризисами XIX в. Суть различий состоит в следующем:

1) современные кризисы  менее глубоки, но происходят  чаще;

2) в отличие от кризисов  в прошлом, когда имело место  перепроизводство товаров, современные кризисы характеризуются перепроизводством основного капитала (в форме простоя значительной части производственных мощностей);

3) если во время  кризисов в прошлом происходило  резкое снижение цен, в современных  условиях оно, как правило,  отсутствует;

4) современные экологические  циклы характеризуются менее  продолжительным периодом прохождения  фаз собственно кризиса и депрессии,  и соответствующим увеличением  фаз оживления и подъема;

5) в отличие от стихийного  характера кризисов в прошлом,  современные экономические кризисы, механизм их протекания все больше поддаются регулированию;

6) в современных условиях  наблюдается синхронизация экономического  цикла, прежде всего, финансовых  кризисов. Свидетельством последнего  является финансовый кризис в  Японии и Южной Корее, разразившийся в конце 1997 г. С целью его локализации, недопущения его разрастания МВФ и Мировой банк предоставили Южной Корее беспрецедентный за всю историю своего существования кредит в сумме 47 млрд. дол.

 В центре внимания  нашей экономической политики находится преодоление структурной деградации российской экономики, прогрессирующего сокращения производства продукции высокой степени переработки, свертывания отраслей, являющихся основой современного экономического развития.

 Важно обеспечить государственное стимулирование инвестиционной и инновационной активности для осуществления структурной перестройки экономики на основе широкого внедрения новых высокоэффективных технологий. Необходимо принять меры по облегчению доступа предприятий к долгосрочным кредитам на финансирование капитальных вложений, повышению привлекательности инвестиций в развитие производства. Для этого нужна государственная поддержка перспективных проектов реконструкции и модернизации предприятий через предоставление государственных гарантий, создание специальных финансовых институтов развития, обеспечивающих направление сбережений в производственные капиталовложения. Формирование сети инвестиционных банков и фондов, обеспечивающих предоставление доступных кредитов на развитие производства, институтов рискового финансирования перспективных проектов освоения новых технологий должно стать предметом государственной поддержки - через предоставление гарантий, субсидирование процентных ставок, страхование, долевое участие, использование разнообразных механизмов поддержки частных инвестиций. Должна быть предусмотрена система своевременной индексации амортизационных отчислений и обеспечения их целевого использования.

 Прибыль предприятий,  направляемая на инвестиции, научные  разработки, освоение новых технологий, должна освобождаться от налогообложения.

 Важнейшая задача - наведение порядка на рынке  ценных бумаг, искоренение практики  их выпуска мошенниками, обирающими  население и предприятия при  помощи безответственной рекламы  и "финансовых пирамид". Эмиссия ценных бумаг должна допускаться исключительно под инвестиционные проекты. Необходимо законодательно защитить права и интересы акционеров и вкладчиков.

 Ключевая проблема  подъема инвестиционной активности - создание устойчивого механизма преобразования сбережений в инвестиции. Сегодня после трехкратного ограбления сбережений населения - вначале в Сбербанке в результате гиперинфляции, затем мошенниками через выстраивание "финансовых пирамид", наконец, снова государством в результате обесценения валютных сбережений после введения "валютного коридора" - доверие населения ко всем финансовым институтам основательно подорвано. Для преодоления возникшего недоверия необходимо принять меры как по восстановлению потерянных по вине государства вкладов, так и по введению государственных гарантий защиты сбережений вкладчиков, обеспечению устойчивости и надежности кредитно-финансовой системы, ужесточению государственного контроля в этой сфере.

Информация о работе Цикличность - всеобщая форма экономической динамики