Цикличность - всеобщая форма экономической динамики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 00:01, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в раскрытии содержания экономического цикла, а также характеристики механизмов основных воспроизводственных циклов и их роли в экономическом развитии.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты цикличности как всеобщей формы экономической динамики 4
1.1. Цикличность развития рыночной экономики. Фазы экономического цикла 4
1.2. Современный экономический кризис 13
2. Антициклическая политика государства и ее особенности в современной России 19
2.1. Антициклическое регулирование 19
2.2. Социально-экономические проблемы антициклической политики в России 27
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение 41

Файлы: 1 файл

Цикличность как всеобщая форма экономической динамики.doc

— 206.00 Кб (Скачать файл)

 Модернизация экономики  требует осуществления высокоэффективных целевых программ структурной перестройки промышленности в соответствии с приоритетами, отвечающими потребностям экономики и общества XXI века. Цели государственной структурной политики должны соответствовать как сравнительным преимуществам российской экономики, так и объективным направлениям глобального технико-экономического развития. Формирование и реализация приоритетов государственной структурной политики должны обеспечивать создание условий для последующего роста инвестиционной активности и экономического подъема на основе освоения новых перспективных технологий.9

 Однобокая ориентация  на форсированную эксплуатацию  природных ресурсов, характерная  для политики нынешнего правительства,  влечет за собой сырьевую специализацию  страны, втягивание экономику в неэквивалентный внешнеэкономический обмен и сдерживание развития обрабатывающей промышленности, подрыв экономической самостоятельности страны. Мы выступаем против превращения России в колониальную страну и считаем необходимым реализацию концепции гармоничного развития отраслей народного хозяйства, обеспечение экономической самостоятельности страны на основе развития высокотехнологических производств - локомотивов современного экономического роста.

 Поддержание надежной  сырьевой базы и освоение новых месторождений природных ресурсов, высокоэффективная добывающая промышленность должны дополняться опережающим развитием обрабатывающей промышленности, наукоемких и высокотехнологических производств, формированием современного комплекса производства товаров народного потребления, обеспечивающих в совокупности основу современного экономического роста и устойчивого социального развития.

 Особое значение  имеет стимулирование конверсионных  проектов освоения новой наукоемкой  продукции гражданского назначения. Должны быть предприняты все необходимые усилия для сохранения и созидательного применения накопленного научно-промышленного потенциала оборонной промышленности, чьи перспективные разработки, передовое оборудование и технологии, квалифицированные кадры, часто не имеющие аналогов в мире, являются пока невостребованной основой нашего экономического роста.

 Необходимо стимулировать  передачу новых технологий из  военного производства в гражданское,  создать механизм выявления и  поддержки развития новых технологий, освоение которых обеспечит российским предприятиям конкурентные преимущества на мировом рынке, осуществить программы развития городов - технополисов с высокой концентрацией научно-технического потенциала, создать инфраструктуру, обеспечивающую коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок.

 Государство обязано  развивать общедоступную сеть  научно-технической информации, информационные  сети и базы данных, поддерживать  сеть научно-технических библиотек,  стимулировать коммерциализацию  результатов научно-исследовательских  разработок, поощрять импорт новых технологий, защищать интеллектуальную собственность российских предприятий и организаций внутри страны и за рубежом.

 Государство должно  гарантировать сохранение накопленного  научного потенциала, обеспечить  условия для его адаптации  к новым экономическим и социальным реалиям. Для этого должен быть законодательно закреплен и обеспечен необходимый уровень бюджетных ассигнований на финансирование фундаментальных и перспективных прикладных исследований, содержание и развитие их опытно-экспериментальной базы, на подготовку кадров. Серьезные усилия должны быть предприняты по сохранению отраслевой науки, созданию условий для плавного преобразования существующих отраслевых институтов в центры контрактных исследований, научно-исследовательские подразделения фирм, инкубаторы новых технологий.

 Важная задача - дебюрократизация  науки, обеспечение свободы научного  творчества, развитие начал самоуправления  научных коллективов, конкурсного  финансирования научных исследований  и разработок.

2.2. Социально-экономические проблемы антициклической политики в России

 

Со времен распада  СССР социальная политика нашего государства  традиционно остается одним из слабейших  направлений общей стратегии  развития страны. «Зажиточные» докризисные  годы помогли частично нивелировать катастрофическую ситуацию девяностых, но заслуга правительства в этом невелика: по существу, оно занималось банальным перераспределением нефтегазовых доходов, что позволило повысить благосостояние граждан и даже создать некую иллюзию богатства страны. В таких условиях население закрывало глаза на провалы в социально-экономической политике, такие как монетизация льгот, реформы ЖКХ, здравоохранения и образования, изменения в области налогового и таможенного законодательств.

Иллюзорную картину  социального благополучия помог разрушить глобальный экономический кризис, обнаживший колоссальные проблемы социального характера в стране и обществе. Резкое сокращение денежного потока от экспорта энергоносителей, подкрепленное политическими проблемами, привело к оттоку капитала, что, в свою очередь, полностью парализовало банковскую систему. Тут необходимо отметить, что собственно проблемы внешнего характера выступили всего лишь поводом для самоисключения банков из экономической системы страны. Моментально выяснилось, что наша финансовая система, ранее преподносившаяся нам как наиболее транспарентная, открытая, гибкая и чуть ли не важнейшая отрасль экономики, не собирается никоим образом разделять проблемы реального сектора, и тем более, населения России.

Неполадки механизмов рефинансирования проявили еще более фундаментальные проблемы – оказалось, что собственно экономики у нас в России практически и нет, что львиная доля товарной массы в стране – импорт, и что те немногие предприятия, которые генерируют добавленную стоимость, фактически неспособны, по тем или иным причинам, работать в новых условиях.

Связь между данными  факторами здесь существует как  прямая, так и косвенная. С одной  стороны, проблемы банков и реального  сектора провоцируют циклическую  и структурную безработицу, что, без сомнения, является одной из главных угроз для социально-экономической безопасности страны. Данные проблемы особенно характерны для промышленно развитых (или для когда-то бывших промышленно развитыми) регионов, что можно проиллюстрировать на примере Ярославской области. Крупные предприятия машиностроения, такие как ОАО «Автодизель», ОАО «Элдин», ЯЗТА и ЯЗДА, ОАО «Холодмаш» и др., испытывают колоссальные трудности: менеджмент предприятий показал свою крайнюю неэффективность в условиях падения спроса и затрудненного доступа к заемным средствам. Не устоял и малый бизнес: согласно данным, обнародованным депутатом областной Думы Альфиром Бакировым для ярославской телекомпании «НТМ», только за февраль-март 2009 года разорилось около семи процентов малых предприятий.

Все это чревато значительным ростом безработицы и, соответственно, социальной напряженности в регионе. В той или иной степени, подобная ситуация характерна для всех регионов России. 10

Если не брать в  расчет депрессивное состояние реального сектора в России, то данная проблема не является уникальной. Циклическая безработица и связанные с ней трудности, порожденные кризисом, поразили в большей или меньшей степени все экономики мира. Существует, однако, и косвенная сторона проблемы. Лавина социально-экономических потрясений понуждает правительство к принятию ответных мер, к реакционным действиям, призванным снизить социальную напряженность в обществе. Именно эта сфера социальной политики, затрагивающая аспекты антициклического регулирования, на наш взгляд, порождает наибольшее количество вопросов к органам власти.

Подводя итоги первой волны кризиса, многие чиновники и эксперты высказывали мысль, что в условиях роста экономики и доходов населения полноценная перестройка общества, основанная на инновациях, невозможна; кризис же, согласно данной логике, будет способствовать структурным изменениям социально-экономической системы в лучшую сторону, повышать эффективность регулирующих механизмов и т.п. Здесь можно, конечно, отчасти согласиться с тем, что инновации в социально-экономической сфере более характерны именно в периоды спада экономики, поскольку проведение активной антициклической политики зачастую несет в себе элемент новизны, или даже некой революционности. Однако в данном случае подобные высказывания выглядят не более чем попытками оправдать полную инертность органов власти и нерациональное использование нефтегазовых доходов в «тучные» годы, которые сами по себе не выдерживают никакой критики. Они лишь в очередной раз показывают полную утрату способности государства к качественному анализу, прогнозированию и планированию деятельности, а также отсутствие мотивов бюрократического аппарата к повышению эффективности. Но, что гораздо хуже, разговоры о грядущей кризисной перестройке социально-экономической системы, становлении инновационного уклада народного хозяйства так и остаются разговорами.

Справедливости ради стоит отметить, что правительство  действительно начинает принимать  какие-то меры социально-экономического воздействия, претендующие на инновационность; большинство из них, увы, пока что терпят фиаско. Неэффективность принимаемых решений особенно наглядно иллюстрирует такая отрасль народного хозяйства нашей страны, как автомобилестроение. Приведем несколько примеров.

Скандальное повышение ввозных тарифов на иномарки не только спровоцировало колоссальные социальные волнения в Приморском крае и других регионах России, но и не справилось со своей основной задачей – поддержкой отечественного автопрома: министр промышленности и торговли Виктор Христенко признался, что повышение пошлин на ввоз иномарок не дало никакого положительного эффекта, а ОАО «Автоваз» в очередной раз сократил зарплаты рабочим и продолжительность рабочей недели, и занял почетное пятое место в рейтингесамых убыточных автоконцернов мира.

Еще одной мерой схожего  характера явилась программа  субсидирования автокредитов на машины отечественного производства. Использование  этого весьма распространенного  способа стимулирования потребительского спроса, механизм которого отточен во многих развитых странах до мелочей, в России также провалилось. По статистике государственные банки (Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк), которые и выдают «дешевые кредиты», очень часто отказывают потенциальным покупателям – количество отказов составляет гигантские 54% . Парадоксальная ситуация – государственная инициатива не находит поддержки в самих же государственных структурах, коими являются вышеупомянутые банки. Подобная рассогласованность и хаотичность действий зачастую проявляется и в других сферах деятельности органов власти.

Продолжать констатацию  подобных фактов можно долго, однако цель нашего исследования и всей конференции  подразумевает так же и изучение истоков данных проблем в России, и поиск рецептов по их преодолению.

Анализ происходящих событий позволяет выделить ряд фундаментальных причин неэффективности инновационных инициатив государства в условиях кризисного социально-экономического регулирования.

Первым важнейшим фактором является низкий уровень доверия  в России. Данная проблема характерна для взаимоотношений практически на всех уровнях общества: банки не доверяют своим клиентам и партнерам, кредиторы не доверяют банкам, население не доверяет ни тем, ни другим и т.д.

Надо сказать, что проблема, конечно же, не чисто психологическая  – для всего этого есть резонные причины. Не вдаваясь в них слишком глубоко, скажем, что первичным и наиболее интересным для нас фактором здесь является то, что у государства – главного исполнителя социальной функции в стране – отсутствует доверие к самому социуму. Это проявляется в том, что органы власти не хотят или не способны вести открытый диалог с населением (как через самих представителей государства, так и через подконтрольные СМИ).

Четко прослеживается тенденция: вместо того чтобы признать ошибки и выказать готовность к совершенствованию стратегии развития, государство пытается перенести ответственность за провалы в социальной и экономической сферах на чужие плечи – США, олигархов, мировой финансовый кризис и т.д.

Естественно, подобное отношение  не может вызвать положительную реакцию и повысить доверие общества по отношению к власти. Не способствует этому также и постоянные ошибки представителей правительства в оценке экономической ситуации в стране и мире. Постоянные просчеты, в частности, министерства финансов касательно движений курсов валют и стоимости нефти даже послужили поводом для многочисленных шуток среди населения и представителей бизнеса наподобие «послушай, что говорит Минфин и сделай наоборот». Конечно же, мы не пытаемся уличить правительство в намеренной дезинформации; в основе проблемы лежит уже упоминавшийся фактор – невысокая квалификация экспертов экономических ведомств в области анализа и прогнозирования макроэкономической конъюнктуры, стратегического и тактического планирования. 11

Возможно, проблема взаимного доверия власти и населения может показаться недостаточно серьезной на фоне таких социально-экономических потрясений, как растущая галопирующими темпами безработица, практически полная зависимость товарных рынков от импорта, стагфляция экономики страны и пр. Однако, если предпринять попытку детального разбора каждого из этих вопросов применительно к России, то окажется, что фактор доверия, точнее его отсутствия, имеет место в той или иной степени в каждом из них. На макроэкономическом уровне именно взаимное недоверие экономических агентов и государства порождает рассогласованность действий, принятия и исполнения решений, в том числе и в социальной политике. Заметим также, что на данной проблеме долгие годы акцентируют внимание многие отечественные экономисты, в числе которых такие эксперты, как Сергей Глазьев, Евгений Ясин (заметим, что оба не только являются опытнейшими учеными экономистами, но и имеют богатый опыт непосредственной работы в органах власти, что делает их мнение по данному вопросу особенно важным) и многие другие. Таким образом, нематериальный, но очень весомый фактор взаимного доверия государственного аппарата, бизнеса и населения является комплексной проблемой социальной политики, принимающей особую остроту в условиях макроэкономического спада, и ее решение ни в коем случае нельзя затягивать.

Следующий негативный фактор, послуживший причиной провала многих реформ, также касается субъективных особенностей бюрократического аппарата и включает в себя целый пласт проблем, таких как коррупция, утопичность федеральных чиновников вкупе с полной инертностью региональных, крайнее нежелание вносить какие-то нововведения в привычный уклад общественной жизни, кроме тех, которые служат прямой выгоде представителей госаппарата. Данные проблемы всем нам хорошо известны; они лежат на поверхности, и нет смысла подробно их раскрывать. Нелишним, однако, будет напомнить, что масштабы той же коррупции во властных структурах достигли беспрецедентных размеров, и ситуация продолжает ухудшаться несмотря на продекларированный курс на борьбу с коррупцией.

Информация о работе Цикличность - всеобщая форма экономической динамики