Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы - рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
На основе изучения теоретических источников определить сущность, цели и принципы кредитно – денежной политики государства
Изучить основные инструменты осуществления кредитно – денежной политики
Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
5
1.1 Кредитная политика: ее цели принципы
5
1.2 Инструменты кредитной политики государства
10
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
15
2.1 Основные направления кредитно-денежной политики
15
2.2 Кредитно-денежная политика России
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
Список используемой литературы
30

Файлы: 1 файл

денежно - кредитная политика государства.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

5

1.1 Кредитная политика: ее цели принципы

5

1.2 Инструменты кредитной политики государства

10

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

15

2.1 Основные направления кредитно-денежной  политики

15

2.2 Кредитно-денежная политика России

21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

28

Список используемой литературы

30





СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Под денежно-кредитной политикой  государства понимается совокупность мер экономического регулирования  денежного обращения и кредита, предпринимаемых Центральным Банком, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Центральный Банк играет ключевую роль и занимает монопольное положение  не только в сфере эмиссии банкнот, но и в сфере проведения денежной политики государства, которая рассчитана на краткосрочные периоды и ведется  косвенными методами.

Денежно-кредитная политика – важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. От того, насколько грамотно Правительство разрабатывает денежно-кредитную политику, зависит экономический курс государства.

Государственное регулирование рыночной экономики можно условно подразделить на две формы: прямое воздействие  на экономику (путем участия государства  в смешанной рыночной экономике  в качестве субъекта) и косвенное, опосредованное, когда государство  воздействует на воспроизводственный  процесс путем использования  финансового механизма. Основными  финансовыми методами косвенного влияния  государства на рыночный механизм являются бюджетные, налоговые, кредитные, социальные инструменты.

Актуальность темы подчеркивает тот  факт, что для современной России особо важное значение имеет отработка принципов построения кредитной системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа.

Таким образом, цель данной курсовой работы - рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:

  1. На основе изучения теоретических источников определить сущность, цели и принципы кредитно – денежной политики государства
  2. Изучить основные инструменты осуществления кредитно – денежной политики
  3. Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики.
  4. Изучить и проанализировать современную кредитно – денежную политику России.

Структурно работа состоит из введения, двух теоретических глав и заключения, что соответствует выполнению поставленной цели задач.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых в области экономической теории, в частности работы И.П.Николаевой и М.А.Сажиной. Также при написании  работы использовались Указы Президента РФ, Постановления Правительства  РФ, Федеральные Законы РФ, литература экономистов-теоретиков, учебники и  учебные пособия по экономической  теории, бюджетной системе, финансам и налогообложению, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.1 Кредитная политика: ее цели принципы.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитные меры. Как и финансовый механизм, они  рассматриваются двояко. С одной  стороны, эти меры являются составной  частью всего комплекса экономической  политики, с другой — кредитное  регулирование выступает своего рода инструментом государственного вмешательства  в экономику.

«По своему содержанию кредитная  политика — совокупность мероприятий  центрального банка в области  денежного обращения и кредита  по воздействию на макроэкономический процесс». Цель данных мер – «частное преломление общей государственной линии на обеспечение равновесного и устойчивого развития экономики».[3]

Выделяют следующие цели:

1. Экономические цели.

После длительного периода  экономического роста и полной занятости  цели государства в области экономики  имеют скорее защитный характер и  направлены на поддержание экономической  активности и сокращение безработицы.

Стремление сохранить  и по возможности увеличить производство, а также поддержать достигнутый  уровень жизни соответствует  современным задачам. этого также требуются значительные оборотные капиталы, необходимые, например, для выдачи заработной платы, для закупок сырья и энергии.

Необходимость подчинения эмиссии  платежных средств экономическим  целям ставит проблему согласованности  всех мер, принимаемых государственными органами. Поэтому кредитная политика должна быть составной частью общей  экономической политики. В этом отношении  особую важность представляют собой  два явления, наблюдающиеся в настоящее время в развитых странах: во-первых, это значительное вмешательство государства в экономическую деятельность, во-вторых, реализация номиналистической концепции денег, которая позволила снять ограничения эмиссии платежных средств, свойственные золотому стандарту.

Кредиты должны направляться прежде всего в те отрасли экономики, динамизм которых представляется наиболее необходимым для гармоничного развития экономики в целом.

Политика полной занятости  соответствует прежде всего интересам человека, но ее объектом является также промышленное оборудование, технические ресурсы, потенциальные экономические возможности.

Полная занятость населения  означает отсутствие массовой безработицы: она представляет собой такую  ситуацию, в которой трудоспособные члены общества могут найти без  особых трудностей и за довольно короткий срок работу, соответствующую их способностям. Тем не менее отсутствие постоянной безработицы не исключает возможности временной безработицы, поскольку развитие экономики предполагает определенный минимум текучести кадров. Смена должности, переход из одной сферы экономики в другую или с одного предприятия на другое могут сопровождаться временной потерей работы, которая терпима, если длится недолго. Банковское кредитование должно способствовать такой мобильности.

2. Монетарные цели контроля  над кредитом.

Цель государственных  органов в области денежной политики можно сформулировать кратко: экономический  рост без инфляции. Важно, чтобы ресурсы, используемые для развития экономики, были застрахованы от потерь; в частности, кредитование с целью увеличения богатства не должно повлечь за собой  повышение цен или истощение  валютных ресурсов. Здесь проявляется  сдерживающая роль внутреннего и  внешнего аспектов кредитной политики.

Стабильность внутренних цен необходима для нормального  функционирования экономики. Общее  понижение цен повлекло бы за собой  замедление темпов производства и тем  самым препятствовало бы экономическому развитию; однако эту возможность  не стоит рассматривать, поскольку  в настоящее время она не может  реализоваться. Общее повышение  цен таит в себе известные социальные и экономические опасности, оно  не только подрывает или ослабляет  стремление к накоплению денег и  делает неэффективными предпринимаемые  усилия, приводя к неоправданному обогащению некоторых слоев населения, оно также ухудшает условия капиталовложений и снижает их рентабельность.

Тем не менее стабилизация не может быть абсолютной и не исключает изменений в соотношении цен. В определенных случаях могут и должны допускаться изменения, чтобы, например, создать благоприятные условия для приспособления производства к спросу потребителей или к техническим новшествам. Эта гибкая политика, как бы желательна она ни была, может привести к понижению цен и даже заработной платы; поэтому она способна вызвать ожесточенное сопротивление, которое затрудняет выполнение государственными органами своих задач в этой области.

Для нормального функционирования экономики требуется также стабильность международных финансовых отношений, которая позволяет поддерживать валютные резервы на удовлетворительном уровне. Такая стабильность позволяет  бороться с безработицей и поддерживать высокий уровень жизни населения, поскольку именно от нее зависит  регулярность импорта сырья и  энергоносителей, необходимых для  народного хозяйства.

3. Согласование целей  экономической и денежной политики.

Если проследить эволюцию денежной системы на протяжении последних  сорока лет, то мы будем вынуждены  констатировать, что энергичные меры, которые принимали некоторые  правительства для стабилизации денежной системы, не всегда были эффективны. Иногда подобная денежная политика вызывала замедление экономического развития, в частности в Великобритании после двух мировых войн, неоднократно в Бельгии в 1948—1959 гг., во Франции в 1 930—1 936 гг., а в последние годы иногда в течение непродолжительного времени. В других случаях экономический рост сопровождался обесценением денег; в Великобритании и Франции это явление неоднократно наблюдалось после второй мировой войны.

Тем не менее в последние годы в этой сфере был достигнут заметный прогресс, и большинство стран Запада продемонстрировали в той или иной степени решение проблемы экономического роста без чрезмерного инфляционного напряжения. Трудности обусловлены тем, что факторы, вызывающие инфляцию, более мощные, чем факторы стабилизации денег. Опасность инфляции кажется абстрактной и далекой; необходимость ее предотвращения с трудом осознается из-за привязанности людей к номинальным доходам и их стремления избежать немедленных жертв.

При оценке эффективности  мер, принимаемых в кредитной  сфере, необходимо помнить, что они  лишь дополняют экономическую, финансовую и социальную политику правительства. Хотя кредитная политика, даже хорошо продуманная и эффективно осуществляемая, не всегда позволяет предусмотреть  и полностью избежать инфляционные напряжения, она должна по меньшей мере смягчать последствия инфляции, препятствовать злоупотреблениям, связанным с накоплением иностранной валюты, созданию товарных запасов в спекулятивных целях и в целом предотвращать опасность чрезмерного избытка денег.

Однако, хотя кредитная политика играет важную роль в осуществлении  такой двоякой задачи, как обеспечение  экономического роста и стабильности денежной системы, ее суть может быть правильно понята только при надлежащем анализе роли банков в современной  экономике, прежде всего их функции  эмитирования платежных средств. В таком случае предоставление кредитов должно осуществляться в интересах всего общества; поэтому появляется необходимость в законной жесткой регламентации деятельности банков.

Субъектом кредитной политики является центральный банк (ЦБ). Согласно закону он выполняет целевые установки  правительства, но в то же время не является правительственным институтом. ЦБ имеет определенную степень самостоятельности. Такие права даны ему на основе принципа разделения власти. Как показывает опыт западных стран, данный институт, обладающий относительной самостоятельностью, не является простым исполнителем воли государства. В условиях сложной экономической ситуации правительство не может требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денежной массы.

Реализация совокупности задач, стоящих перед центральным  банком в осуществлении экономической  политики, проходит по двум направлениям. Первое — обеспечение национальной экономики полноценной валютной системой. Устойчивая валюта — важнейший  элемент инфраструктуры рынка. Второе направление связано с тем, что  центральному банку предписана функция  влияния на кредитную деятельность частных деловых (коммерческих) банков в интересах макроэкономической политики.

В сфере кредитно-денежного  обращения государство проводит свою политику, используя кооперацию с данным соучастником регулирования. Образуются своего рода партнерские  отношения: "государство — центральный  банк". Практика показывает высокую  эффективность данного сотрудничества.

Необходимо отметить, что  в производственной сфере государство  не имеет такого мощного рычага влияния. Производственному сектору должна быть присуща максимально высокая  степень свободы и независимости, что требует сама рыночная природа. В рамках производственной сферы  государство ориентируется на косвенные  пути воздействия - через систему  кредитно-денежного обращения, являющейся своего рода кровеносной системой экономики.

Этот косвенный вариант регулирующего  влияния на производственный сектор построен на компромиссах. Прямого  вторжения в планы предпринимателей не сеществует. В то же время косвенные методы создают предпосылки к тому, чтобы предприниматель сам стремился поступать в соответствии с целями экономической политики. Однако внешне государственный замысел будет реализовываться через принятие деловыми кругами самостоятельных решений. Таким образом, «косвенные методы регулирования проявляются в сочетании необходимых для рынка элементов свободы с мягкими, но тонко рассчитанными и настойчивыми действиями государства.»[5] Все это возможно лишь благодаря использованию правительством такого мощного регулирующего рычага, как ЦБ.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства