Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы - рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
На основе изучения теоретических источников определить сущность, цели и принципы кредитно – денежной политики государства
Изучить основные инструменты осуществления кредитно – денежной политики
Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
5
1.1 Кредитная политика: ее цели принципы
5
1.2 Инструменты кредитной политики государства
10
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
15
2.1 Основные направления кредитно-денежной политики
15
2.2 Кредитно-денежная политика России
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
Список используемой литературы
30

Файлы: 1 файл

денежно - кредитная политика государства.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Инструменты кредитной политики

Работая в сфере денежно-кредитного обращения, ЦБ использует различные  инструменты. Большинство из них  имеют косвенный характер воздействия Однако некоторые операции кредитного центра могут осуществляться прямым образом (схожим примером могут служить субсидии государства).


Рис.1. Структура мер кредитной политики[5]

Данный вариант мер  заключается в том, что в некоторых  странах (в Англии, Франции, Швейцарии, Нидерландах) ЦБ обладает правом ограничивать степень роста кредитных вложений деловых банков в небанковском секторе. С этой целью вводится процентная норма расширения кредитных операций за определенный отрезок времени. Если условия не выполняются, ЦБ применяет  санкции: банки могут быть обязаны  выплатить штрафные проценты или '(как  это принято в Швейцарии) перевести  на беспроцентный счет ЦБ сумму, равную размеру превышенного кредита.

Названные методы регулирования  имеют "минусы": они ослабляют  роль конкуренции. Ограничивается динамика набирающих обороты и стремящихся  к значительной экспансии банков. Полученные в ходе конкуренции возможности  отдельных банков не дают им преимуществ. ЦБ проводит свою операцию как бы "под  одну гребенку". К тому же данный инструмент не очень гибок. Уровень  регулируемых ЦБ процентных норм не всегда успевает за оперативным повышением спроса в кредитах.

В целом же прямые методы, которые носят несогласованную  с рыночной экономикой природу, применяются, как правило, лишь тогда, если косвенные  способы уже не способны сыграть  свою роль. Но при этом следует признать: результат прямого воздействия  может быть достаточно высоким.

Учетная (дисконтная) политика.

Данный вид операций относится  к давно используемым методам  регулирования. ЦБ выступает в роли кредитора по отношению к деловым  банкам. Средства предоставляются при  условии переучета векселей банков и под залог их ценных бумаг. Такие  полученные в центральном кредитном  звене средства называются редисконтными или ломбардными кредитами. ЦБ имеет право манипулировать ставкой процента, по которой он выдает банкам кредиты. Возможность установления "цены" кредита выступает как метод влияния на кредитную систему.[5]

Определяемый центральным  банком уровень "цены кредита" получил  в экономической науке и практике обозначение официальной «учетной ставки»[8]

Взятые в ЦБ кредиты  предоставляются банками другим субъектам экономики, но уже по более  высокому проценту. Естественно, что  процентная политика деловых банков отражает те изменения, которые осуществляет ЦБ в ходе своей политики. С помощью  ставки процента ЦБ тем самым оказывает  косвенное воздействие на соотношение  спроса и предложения на рынке  капиталов.

Рост процентной ставки, т.е. «удорожание» кредита, ограничивает размер спроса на заемные ресурсы  и сокращает намерения фирм к  увеличению инвестиций. Снижение же ставки "удешевляет" кредит, в результате чего у частного сектора (домашних хозяйств, фирм) возрастает стремление к инвестициям. Этот стимул реализуется в форме  покупки акций, производственного  оборудования или строительства  новых производственных корпусов. Такова схема данного механизма. В реальной жизни взаимодействие параметров является, естественно, не всегда столь простым.

Важное значение имеет функция учетной политики, как манипулирование ставкой процента, которое усиливает эффект от применения других регулирующих мер ЦБ, а именно операций на открытом рынке и установления норм обязательных резервов. Если действие одного влияющего рычага на поведение самостоятельного коммерческого банка оказывается недостаточным, то совокупность мер, предпринимаемых центральным банком, дает ему возможность добиться своего замысла.

Применительно к России следует  отметить, что в рамках учетной  политики Центральный банк стал практиковать в 1995 г. также и ломбардный кредит, осуществляемый под залог ценных бумаг (в основном государственных  казначейских облигаций).

 

Операции на открытом рынке.

Прибегая к данному  виду регулирования, ЦБ осуществляет куплю  и продажу ценных бумаг на открытом рынке (например, на бирже). За счет их продажи  банк, по сути, изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков. В макроэкономическом плане это означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка центральным банком ценных бумаг способствует образованию  у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса  в обращении возрастает. В итоге  расширяются возможности для  кредитных операций деловых банков.

Данные меры делают ЦБ активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе же проведения учетной  политики позиция ЦБ остается в известном  смысле пассивной (решения о том, идти ли на учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими банками). К тому же операции на открытом рынке вполне согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому  данный метод регулирования принято  считать идеальным кредитным  инструментом.[1]

Политика минимальных  резервов.

Согласно сложившимся  в мире правилам минимальные резервы  хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Верхней границы их не существует. Данные средства не лежат замороженными. Ими могут пользоваться разные банки  на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так  называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного  периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он выплачивает штрафные проценты.

Норма обязательного резерва  рассчитывается как отношение его  суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма  резервов составляет 20%. Это значит, что деловой банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн дол., должен располагать в ЦБ резервом в сумме 200 тыс. дол. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до двух миллионов долларов, то коммерческий банк должен увеличить свой резерв в центральном банке до 400 тыс. дол. (Норма резервов в России была повышена в 1992 г. и составляла в 1997 году 15-20% — в зависимости от вида вклада.)

Политика резервирования является относительно "грубым" методом  и при использовании в отрыве от других средств создает определенную жесткость в экономическом регулировании. Для сравнения можно сказать, что операции на открытом рынке и  учетная политика считаются методами тонкого регулирования. В целях  смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Добровольные соглашения.

Совокупность регулирующих мер центрального банка дополняется  системой так называемых добровольных соглашений, заключаемых между ЦБ и деловыми банками. Такие договоры особенно удобны в том случае, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма.

На основании соглашений банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности. Например, они обязуются расширять кредитные операции лишь до определенного предела. Центральный же банк берет на себя обязательство информировать деловой сектор о тенденциях в денежно-кредитной, валютной сфере. Это вооружает знанием и пониманием возможных неблагоприятных Процессов в монетарной области. Речь идет о своего рода джентльменской кооперации. Ее успех зависит в определенной степени от возможности ЦБ "мягким давлением" на деловые банки побуждать их выполнять условия добровольного соглашения.[5]

 

2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ

2.1 Основные направления  кредитно-денежной политики

Одним из инструментов косвенного воздействия  государства на экономику является кредитно-денежная политика. Она основана на деятельности банков. Кредитная  система тесно связана с производством, торговлей, потреблением, в том числе  с личным потреблением. Через нее  идет распределение и перераспределение  денежных ресурсов. Поэтому кредитная  система становится фактором экономического роста.

Государственная кредитно-денежная политика осуществляется центральным банком. Его основная функция - создание таких условий, при которых кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста [1].

Основными направлениями государственной  кредитно-денежной политики во всех развитых странах являются изменение учетной  ставки центрального банка; изменение  норм обязательных резервов; операции на открытом рынке [10].

Изменение учетной ставки центрального банка. Эта мера направлена на изменение  объема ссуд частных банков и центрального банка. Ее смысл состоит в том, что, меняя уровень ставки процента по кредитам, выдаваемым частным банкам, центральный банк тем самым ограничивает кредитную экспансию частных  банков, так как если ограничиваются возможности получения ссуд частными банками, то ограничиваются и кредиты  самих частных банков. Как правило, государство повышает процентную ставку в период бурного экономического роста с целью ослабления «перегрева»  экономики. Удорожание кредита и  ограничение притока денег в  кредитную систему («сжатие кредита») именуется политикой «дорогих денег».

Изменение нормы обязательных резервов. Частные банки держат свои резервы  на счетах центрального банка. Объем  обязательных резервов устанавливается  в процентном отношении к видам  вкладов. Чем более краткосрочным и ликвидным является вклад, тем больше общая норма обязательных резервов. Установление нормы обязательных резервов основывается на периодических отчетах частных банков центральному банку о среднесуточных размерах их вкладов. Нормы обязательных резервов относительно стабильны, они пересматриваются один-два раза в год.

Макроэкономический смысл регулирования  норм обязательных резервов состоит  в урегулировании объемов банковских кредитов. Увеличивая норму обязательных резервов, центральный банк ограничивает использование средств, хранящихся на его счетах в виде кредитных  ресурсов. Уменьшая нормы резервов, центральный банк стимулирует высвобождение  средств для расширения кредитов.

Операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке являются более  гибкой системой регулирования норм банковских резервов, а следовательно, и объемов кредитов. Они сводятся к купле-продаже за наличные деньги ценных бумаг и соответственно уменьшению или увеличению банковских резервов. Объектом операций на открытом рынке чаще всего служат казначейские векселя и правительственные обязательства. Сделки на открытом рынке являются добровольными, а ценные бумаги могут покупаться и продаваться небольшими партиями. Эта форма регулирования экономики является наиболее эффективной, так как без особых усилий может способствовать расширению активных операций банков (предоставление кредитов).

Кроме перечисленных основных направлений  кредитно-денежной политики, государство  использует и другие методы селективного контроля за экономикой. Среди них - установление предельной маржи и ограничение потребительского кредита [4].

Предельная маржа означает, что  центральный банк имеет право  устанавливать минимальный процент (маржу) первоначального взноса, который  должен сделать покупатель на рынке  ценных бумаг. Другими словами, центральный  банк устанавливает процент наличности за покупку ценных бумаг. Ограничение потребительского кредита - это введение ограничений для потребителей при получении ссуды для покупки товаров в кредит. Эта мера способствует уменьшению спроса и потому рассматривается как часть антиинфляционной программы.

В действительности кредитно-денежная политика государства имеет и  сильные, и слабые стороны.

Преимущества кредитно-денежной политики по сравнению с бюджетной - гибкость и оперативность принятия решений в соответствии с экономической конъюнктурой, свобода от политического давления. Эта политика влияет на денежное предложение, а от него зависит уровень производства. Не случайно монетаристы считают кредитно-денежную политику более эффективной.

Недостаток кредитно-денежной политики государства заключается прежде всего в циклической асимметрии ее действий. Политика «дорогих денег» способна понизить объем кредитов, что ограничивает предложение денег. Политика «дешевых денег» создает банкам избыточные резервы (возможность предоставлять ссуды), хотя они могут не использоваться банками. Следовательно, предложение денег может и не увеличиваться. Циклическая асимметрия выступает серьезной помехой кредитно-денежной политике особенно в период глубокой депрессии.

Уязвимость кредитно-денежной политики состоит также в том, что кредитно-денежные учреждения не могут одновременно стабилизировать  процентную ставку и предложение  денег. Для стабилизации процентной ставки (снижения ее до первоначального  уровня) необходимо увеличить предложение  денег. Но это может превратить здоровый подъем экономики в инфляционный бум. А для предотвращения падения  процентной ставки необходимо сократить  денежное предложение, что приведет к уменьшению совокупных расходов и  к усилению спада. Если же целью кредитно-денежной политики станет стабилизация денежного  предложения, то процентная ставка будет  постоянно колебаться, а частое изменение  процентной ставки не стимулирует инвестиции и способствует нестабильности экономики [4].

Следовательно, кредитно-денежная политика государства имеет определенную ограниченность.

Использование государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики  от мирохозяйственных процессов  вызвала к жизни систему мероприятий, направленных на регулирование внешнеэкономических  операций. Центральные банки стремятся  воздействовать на движение капитала и товаров между странами посредством  регулирования курсов валют на международных  денежных рынках. Во многих странах  государство владеет банками  и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это  позволяет ему через кредитные  институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое  распространение получают государственный  кредит (часто льготный) и гарантии государства частному кредиту. В  последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий  с предоставлением им налоговых  льгот и льготных кредитов. [13]

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства