Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

цель данной курсовой работы - рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
На основе изучения теоретических источников определить сущность, цели и принципы кредитно – денежной политики государства
Изучить основные инструменты осуществления кредитно – денежной политики
Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
5
1.1 Кредитная политика: ее цели принципы
5
1.2 Инструменты кредитной политики государства
10
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
15
2.1 Основные направления кредитно-денежной политики
15
2.2 Кредитно-денежная политика России
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
Список используемой литературы
30

Файлы: 1 файл

денежно - кредитная политика государства.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

Дифференцированный подход к формированию резервных требований позволит наращивать банковскую инвестиционную активность. Для банков, у которых значительна  доля инвестиционных кредитов реальному  сектору экономики (сроком более  года), нормы обязательных резервов существенно снижаются. Установление низких норм обязательных резервов для  мелких банков повысит их устойчивость и конкурентоспособность банковской системы в целом [8].

Операции на открытом рынке осуществлялись Центральным банком РФ в основном для финансирования дефицита государственного бюджета, поэтому государственные  ценные бумаги имели высокую доходность. Они носили краткосрочный характер, а из-за присутствия на финансовых рынках спекулятивного капитала не могли  быть размещены на длительный период. Следовательно, реальный сектор экономики  игнорировался.

В послекризисный период Банк России получил право выпуска облигаций от собственного имени (до этого законодательство допускало выпуск облигаций только корпорациями и государством). В результате Банк России выступает и как эмитент, и как орган, регулирующий денежную массу с помощью операций с теми же облигациями. Пределы выпуска облигаций поставлены в зависимость от разницы между максимальным уровнем обязательных резервов и действующими нормами обязательных резервов, причем полномочия Совета директоров Банка России по изменению норм обязательных резервов не ограничены. Тем самым Совет директоров по своему усмотрению может менять лимит выпуска облигаций, который в свою очередь способен оказать негативное влияние на кредитный рынок - отвлечь часть кредитных ресурсов от кредитования реального сектора и способствовать росту процентов по ссудам.

Что касается обеспечения и источников погашения облигаций Центрального банка РФ, то в законодательных  актах данные положения не регламентируются. Если обеспечением облигаций будет служить исключительное право эмиссии Банка России, его денежная политика замкнется на его внутренних интересах и ситуация с ГКО повторится, только уже с облигациями самого Банка России. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что операции на открытом рынке не осуществимы при отсутствии у коммерческих банков заинтересованности в приобретении государственных ценных бумаг, а отсутствие в портфеле ликвидных ценных бумаг делает недоступным для Банка России использование этого инструмента, так как рынок ГКО на сегодняшний день развит слабо и характеризуется невысокой доходностью и низким объемом сделок [14].

Таким образом, в условиях неполноценной  и неразвитой банковской системы  и денежного рынка России денежно-кредитное  регулирование с использованием традиционных инструментов и механизмов не должно носить характер копирования  опыта развитых стран. Эффективность  денежно-кредитного регулирования  в настоящее время зависит  от правильного выбора и использования  адекватных методов и инструментов проводимой в стране денежно-кредитной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Косвенные методы регулирования базируются в основном на экономическом стимулировании и опираются на товарно-денежные рычаги, воздействуют на экономические  интересы субъектов хозяйственной  деятельности. Государство использует для этого как собственные  финансовые, материальные и иные ресурсы, так и различные элементы хозяйственного механизма. Методы прямого воздействия  проявляются чаще всего в форме  административных рычагов. Среди методов  государственного регулирования преобладают  экономические методы. Значительная роль отводится кредитно-денежной политике, без которой невозможно наладить эффективное стимулирование экономического роста и организовать распределение  доходов. К этому способу регулирования  присоединяется политика государственных  расходов, помогающая осуществлять структурные  преобразования производства, сглаживать региональные диспропорции, снимать  остроту проблемы вынужденной безработицы.

Кредитно-денежная политика государства, определяемая его действиями в области  получения доходов, объема и направлений  государственных расходов, может  быть нацелена на стабилизацию, экономический  рост или ограничение деловой  активности. Политика стабилизации предполагает использование денежно-кредитных  и фискальных мер для максимального  приближения ВВП к его потенциальному уровню, обеспечения занятости и  стабильного уровня цен.

Сфера применения косвенного регулирования  по мере развития рыночной экономики  значительно расширяется, сужая  возможности прямого вмешательства  государства в процессы расширенного воспроизводства.

Применение государством разнообразных  методов воздействия на экономику  имеет свои границы. Так, недопустимы  любые действия государства, которые  разрывают связи внутри рыночного  механизма. Это не означает, что государство  отстраняется от бесконтрольного инфляционного  роста цен, от всех типов планирования. Напротив, используя различные методы регулирования, оно внимательно следит за ценами, разрабатывает национальные программы, осуществляет административный контроль за производством. Однако делает это осторожно, не ослабляя и не заменяя рыночные стимулы, не разрушая саморегулируемый механизм рынка.

Использование государством кредитно-денежных инструментов не ограничивается воздействием на внутреннюю экономику. Возрастающая зависимость национальной экономики  от мирохозяйственных процессов  вызвала к жизни систему мероприятий, направленных на регулирование внешнеэкономических  операций. Центральные банки стремятся  воздействовать на движение капитала и товаров между странами посредством  регулирования курсов валют на международных  денежных рынках. Во многих странах  государство владеет банками  и специализированными кредитными учреждениями или осуществляет прямой контроль над их деятельностью. Это  позволяет ему через кредитные  институты воздействовать на операции предпринимателей и потребителей. Широкое  распространение получают государственный  кредит (часто льготный) и гарантии государства частному кредиту. В  последние годы усилилось кредитование мелких и средних предприятий  с предоставлением им налоговых  льгот и льготных кредитов.

В мировой экономической науке  понятие государственного регулирования  рыночной экономики связано со всей совокупностью форм участия государства  в производстве, распределении, обмене и потреблении. Однако истинное влияние  государства на национальную экономику  нельзя оценить по таким формальным показателям. Влияние государства  на рыночные процессы в первую очередь  определяется совершенством правовой формы - степенью разработки и обеспечения  выполнения законов.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория / Учебник. – 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юрайт – Издат, 2005. – 399 с.
  2. Киселева Е.А. / Макроэкономика. Лекции: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2007
  3. Котляров М.А. Пути совершенствования основных направлений  денежно-кредитной политики в России // Финансы и кредит 2010, № 4
  4. Николаева И.П., Экономическая теория / Учебник. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 527.
  5. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория / Учебник, 2-е издание. 2007. – 672 с.
  6. Демин А.В. Налоговая политика России на современном этапе//Вопросы экономики. 2004. № 7, с. 54 – 82
  7. Князев Ю. Современный взгляд на теорию рыночной экономики// Общество и экономика. 2004, №5, с. 17-53
  8. Макконел К.Р. Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 2008.
  9. Макроэкономика. Теория и практика: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2005.
  10. Об «Основных направлениях единой государственной политики на 2008 год» В.Е. Маневич, Институт проблем рынка РАН. Бизнес и банки 2007 №46
  11. Раквиашвили А. Либеральная экономика как основа процветающего общества// Вестник Московского университета «Экономика». 2006, №2, с.
  12. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб: Питер, 2006.
  13. Экономическая теория. Учебное пособие. – М.: РИОР, 2008
  14. www.cbr.ru Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства