Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 13:52, курсовая работа
цель данной курсовой работы - рассмотреть основы кредитно-денежной политики государства и проанализировать ее особенности в современных условиях. Исходя из цели работы можно сформулировать ее задачи:
На основе изучения теоретических источников определить сущность, цели и принципы кредитно – денежной политики государства
Изучить основные инструменты осуществления кредитно – денежной политики
Рассмотреть кредитно-денежную политику как одну из функций государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ
5
1.1 Кредитная политика: ее цели принципы
5
1.2 Инструменты кредитной политики государства
10
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ КРЕДИТНО – ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ
15
2.1 Основные направления кредитно-денежной политики
15
2.2 Кредитно-денежная политика России
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
28
Список используемой литературы
30
Антиинфляционное
Наращиванию предложения может способствовать государственная поддержка повышения товарности народного хозяйства. Через льготное налогообложение государство поощряет диверсификацию предприятий и банков и тем самым способствует чистому приросту предложения товаров. В развитых странах такие процессы идут более успешно в сфере услуг, особенно в тех секторах экономики, где формируются новые рынки.
Примером могут служить
Росту предложения (без увеличения
спроса) способствует и хорошо организованная
приватизация государственной собственности.
Приватизация ведет к увеличению
государственных доходов и
Государственная политика снижения текущего спроса направлена на увеличение сбережений. Для стимулирования владельцев денежных доходов к увеличению сбережений государство должно повысить ставки процента по вкладам так, чтобы они были не меньше текущего темпа роста цен. Но здесь есть свои границы. Повышение процента по вкладам ведет к удорожанию кредита, что может сократить инвестиции в производство. Повысить норму сбережений можно и высоким процентом по государственным облигациям, широким распространением акционерных форм собственности, приватизацией, продажей земельных участков и других ценностей.[4]
Важнейшим элементом долгосрочной антиинфляционной программы является долгосрочная денежная политика государства. Ее суть - введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Этот показатель складывается из долгосрочного темпа роста реального производства и умеренного роста инфляции, который правительство способно контролировать. Лимит денежной массы удерживается в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, уровня безработицы, интенсивности капиталовложений. Если же требуется подстегнуть инвестиционный процесс и удешевить для этого кредит, то увеличение количества денег, необходимое для снижения процентных ставок, не должно выходить за пределы установленного денежного лимита. Таким же образом центральный банк может одолжить правительству ровно столько денег, сколько позволяет указанный лимит [4].
В антиинфляционной стратегии борьба
с дефицитом идет параллельно
структурной перестройке
Эффективность антиинфляционной стратегии
зависит и от реакции государства
на внешнеэкономические
Результаты долгосрочной антиинфляционной политики государства экономика чувствует, как правило, лишь по истечении продолжительного времени.
Таким образом, антиинфляционная политика
является постоянной функцией государства
в рыночной экономике. По своему значению
она не уступает любой другой политике
государства (например, социальной или
научно-технической). Разработанный
и проверенный на практике комплекс
действенных мер
2.2 Кредитно-денежная политика России
Кредитно-денежная политика российского
государства в целом носит
антиинфляционный характер, а ее главным
инструментом является снижение эмиссии
денег. Такой подход автоматически
ведет к сужению объекта
В течение 1992-1995 гг. продолжался перелив денежных ресурсов из производственной сферы в сферу обращения. Объем денежной массы стал снижаться. Это означало одновременно лишение производственной сферы денежных средств и свертывание производственной деятельности в реальном секторе экономики. В 1995-1996 гг. в обслуживании производственной сферы было задействовано не более 1/3 денежной массы. При этом в распоряжении предприятий этой сферы было в 7 раз меньше денежных средств, чем требовалось для покрытия просроченной задолженности поставщикам [12].
Таким образом, результатом проводившейся
денежной политики стали, во-первых, перелив
денег в сферу обращения
Наращивание объема государственных краткосрочных обязательств истощило возможности денежного рынка, превратив ГКО из источника дохода в одну из главных статей расходов бюджета. Поэтому обслуживание государственного долга стало дефицитообразующим фактором.
В конечном счете эта политика способствует концентрации денежных средств на рынке государственных облигаций и их вымыванию из производственной сферы. В самой производственной сфере предприятия неоднородны по степени устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли. Предприятия нефтегазовой, химической, металлургической отраслей, работающие в значительной степени на экспорт, в состоянии привлекать кредиты и накапливать средства для инвестирования.
Предприятия, ориентированные на спрос предприятий первой группы, а также производящие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, обеспечивают поддержание простого воспроизводства. Предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства характеризуются низкой или отрицательной рентабельностью, неплатежеспособностью. Каждая из этих групп предприятий имеет свое относительно автономное денежное обращение - от иностранной валюты и высоколиквидных векселей (в предприятиях первой группы), взаимозачетов и бартерных операций (во второй группе) до бюджетных субсидий и неплатежей в предприятиях третьей группы [9].
Из этого следует, что государственная политика должна быть единой для сферы обращения капитала и производственной сферы экономики. Через сферу обращения осуществляется перелив капитала в разные сегменты производственной сферы; обеспечивая перераспределение ресурсов из устаревших в новые, более эффективные технологии и области деятельности.
Таким образом, становление кредитно-денежной политики государства, стимулирующей экономический рост, предполагает решение двух важнейших задач. Во-первых, обеспечить выживание и развитие производственной сферы и всех ее частей, которые оказались лишенными денежных средств. Во-вторых, вести к восстановлению необходимой для эффективного функционирования экономики интеграции между производственной сферой и сферой обращения капитала, между реальным и спекулятивным секторами экономики.
Развитие единой кредитно-денежной
политики создаст условия для
эффективного использования кредитных
инструментов: изменение учетной
ставки Центрального банка РФ, изменение
норм обязательных резервов, операции
на открытом рынке. Сегодня эти рычаги
полностью не отвечают требованиям
рыночной экономики. В стадии формирования
находится кредитная политика Центрального
банка РФ, направленная на обеспечение
стабильности банковской системы. В
ее основу положен механизм рефинансирования
коммерческих банков. Он включает, во-первых,
предоставление коммерческим банкам централизованных
кредитов в форме покупки у
них векселей (переучетный кредит)
по устанавливаемой самим
Что касается операций на рынке ценных бумаг, то развитие и использование этих инструментов предполагают ликвидацию однобокости развития самого рынка ценных бумаг. Концентрация на операциях с государственными обязательствами превратила российский рынок капитала в неустойчивый, зависимый от государственной политики. А высокий уровень доходности государственных облигаций толкает к повышению цены на все заемные ресурсы. Все это сдерживает развитие рынка акций, а также инвестиции в производственный сектор экономики.
Низкий уровень инфляции и стабильность
национальной валюты являются основой
для принятия эффективных решений
в области осуществления
На современном этапе Банк России
продолжает проводить политику управляемого
плавания валютного курса, так как
в отсутствие законодательно оформленного
и эффективно функционирующего стабилизационного
фонда Правительства РФ переход
на использование режима плавающего
обменного курса может привести
к его переоценке, что чревато
большим ущербом для
По мере создания стабилизационного фонда Банк России будет последовательно сокращать свое участие на валютном рынке, способствуя постепенному внедрению рыночных механизмов определения стоимости рубля. Это позволит более эффективно контролировать динамику денежного предложения и инфляции, повысит роль процентной политики Банка России, способствующей стимулированию инвестиций и увеличению темпов экономического роста в перерабатывающих отраслях промышленности.
Следовательно, сегодня антиинфляционная политика России осуществляется посредством комбинированного использования трех основных инструментов кредитно-денежной политики: выбора курсовой политики, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установления краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России [6].
Государственное регулирование денежно-
Ставка рефинансирования, применяемая
в России, никогда не была отражением
объективно существующей взаимосвязи
реального и денежного секторов
экономики. Практически дело касалось
не регулирования кредитной
В настоящее время основной акцент в формировании обязательных резервов коммерческих банков делается на минимальные резервные требования, определяющие пропорцию банковских резервов двух видов - обязательные и добровольные (избыточные). Если объемы обязательных резервов ставятся в прямую зависимость от суммы привлекаемых финансовых; средств банков и параметров минимальных резервов, устанавливаемых Центральным банком РФ, то добровольные резервы определяются самими банками в зависимости от масштаба их деятельности. Действенность резервных требований во многом зависит от соотношения обязательных и добровольных резервов. Для Центрального банка РФ существует только один вариант влияния на объемы банковских резервов -- с помощью процентной ставки.