Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе дается определение кредитной системы и кредитно-денежной политики, описываются цели, задачи, функции и используемые инструменты. Основным проводником денежно- кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует три основных инструмента денежно-кредитного регулирования: операции на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, регулирование норм обязательных банковских резервов. С помощью этих инструментов Центральный банк проводит гибкую денежно-кредитную политику. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
I. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства……….4
I. 1. Цели и принципы денежно-кредитной политики …………………….….4
I. 1. 1. I. 1. 1. Кейнсианская теория и монетаризм………………………...7
I. 1. 2. Самые крупные банки России……………………………………...9
I. 1. 3. Самые кредитные банки России…………………………………..10
I .2. Количественные цели денежно-кредитной политики в 2004 году……..11

II. Основные инструменты денежно-кредитной политики………………...12
II. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики……..12
II. 2. Практика применения инструментов денежно-кредитной политики
России в 2003………………………………………………………………13
II. 3. Сценарии макроэкономического развития в 2004 году…………………15
II. 3. 1. Варианты макроэкономического прогноза для выработки
целей и инструментов денежно-кредитной политики……….15
II. 3. 2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2004 году.17
II. 3. 2. 1. Политика валютного курса…………………………....17
II. 3. 2. 2. Политика процентных ставок ………………………..18
III. Особенности развития денежно-кредитной системы России…………..19
III. 1. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной сферы
в 2003 году…………………………………………………………………19
III. 1. 1. Экономический рост в 2003 году………………………………19
III. 1. 2. Платежный баланс………………………………………………20
III. 1. 3. Динамика денежно-кредитных показателей и особенности
реализации денежно-кредитной политики в 2003 году………21
III. 1. 4. Инфляция на потребительском рынке…………………………22
III. 1. 4. 1. Динамика инфляции на потребительском рынке
и базовой инфляции………………………………...23
III.2. Денежная программа на 2004 год………………………………………...24
III. 2. 1. Оценка спроса на деньги……………………………………….24
III. 2. 2. Основные показатели инфляции на потребительском рынке..25
III. 2. 3. Показатели денежной программы на 2004 год……………….27

Заключение……………………………………………………………………...29

Приложение: «Меры денежной политики с 1991 г. по настоящее время»…30
Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

1496.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Размер обязательных резервов в  процентном отношении к обязательствам кредитной организации (норматив обязательных резервов), а также порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливаются Советом директоров.

Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов; не могут  превышать 20 процентов обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. При нарушении данных нормативов и резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России, который не может превышать сумму, исчисленную исходя из двойной ставки рефинансирования Банка России, действовавшей на момент принятия судом соответствующего решения.

3) рефинансирование кредитных организаций  - кредитование Банком России  кредитных организаций. Формы,  порядок и условия рефинансирования  устанавливаются Банком России

4) валютные интервенции - купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

5) установление ориентиров роста  денежной массы;

Банк России может устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

6) прямые количественные ограничения;

Под прямыми количественными ограничениями  Банка России понимается установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

   8) эмиссия облигаций от  своего имени.

Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может  от своего имени осуществлять эмиссию  облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций. Банк России регулирует общий объем выдаваемых им кредитов в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

II. 2. Практика применения инструментов денежно-кредитной политики

в 2003 году

В 2003 году Банк России продолжил целенаправленное формирование системы инструментов денежно-кредитной политики, которые  используются в условиях значительного  уровня банковской ликвидности. Для  обеспечения возможности более  гибко и эффективно воздействовать на изменение состояния денежно-кредитной сферы, в том числе на уровень процентных ставок межбанковского рынка, проводилась политика активного использования рыночных инструментов на основе сочетания операций по краткосрочному предоставлению ликвидности банкам с применением механизмов средне- и долгосрочной стерилизации временно свободных денежных средств. При этом высокий уровень свободной ликвидности обусловил приоритет стерилизационных операций.

С января 2003 года Банк России на еженедельной основе проводил депозитные аукционы, а также аукционы биржевого модифицированного РЕПО (БМР) по продаже ОФЗ с обязательством обратного выкупа. С учетом указанных операций суммарный среднемесячный объем депозитов кредитных организаций, размещенных в Банке России, и обязательств Банка России по обратному выкупу ценных бумаг за девять месяцев 2003 года возрос до 160,8 млрд. рублей, или до 148% от среднего уровня остатков средств на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России. За такой же период 2002 года эти показатели составили соответственно 67,1 млрд. рублей и 88,7%.

Важным инструментом абсорбирования свободных денежных средств в 2003 году стали прямые продажи Банком России государственных облигаций  из своего портфеля без обязательства  обратного выкупа, которые могут проводиться как в форме аукционов, так и путем доразмещения облигаций на вторичных торгах. Возможность проведения указанных операций появилась у Банка России после реструктуризации задолженности Минфина России в феврале 2003 года. Банк России размещал государственные облигации из собственного портфеля по рыночной доходности, то есть операции прямой продажи ОФЗ не оказывали значительного влияния на условия заимствования средств Минфином России.

Несмотря на особое внимание к инструментам абсорбирования ликвидности, Банк России в необходимых случаях с учетом формирования спроса со стороны ряда кредитных организаций на дополнительные денежные средства осуществлял операции по предоставлению краткосрочной ликвидности банкам путем проведения на ежедневной основе аукционов однодневного прямого РЕПО и предоставления банкам внутридневных и расчетных кредитов "овернайт", а также в отдельные дни на основе заключения с банками сделок "валютный своп" сроком на один день. Указанные инструменты более активно использовались в первом и третьем кварталах текущего года.

В октябре 2003 года Совет директоров Банка России принял решение о  расширении набора проводимых операций по предоставлению ликвидности коммерческим банкам. В соответствии с указанным решением с 14 октября Банк России приступил к регулярному проведению следующих аукционов: еженедельно по вторникам - ломбардных кредитных аукционов на срок 2 недели и аукционов прямого РЕПО на срок 1 неделя, а также каждый третий вторник месяца - аукционов прямого РЕПО на срок 3 месяца.

По мере снижения уровня доходности операций на межбанковском кредитном  рынке под влиянием расширения денежного  предложения и понижения ключевых процентных ставок центральными банками  развитых стран Банк России постепенно снижал уровень ставок по собственным операциям. Указанная политика способствовала развитию средне- и долгосрочного кредитования, а также повышению роли процентных ставок межбанковского рынка в процессе формирования стоимости заемных ресурсов для предприятий реального сектора экономики. Вместе с тем в третьем квартале 2003 года в целях снижения давления на внутренний валютный рынок и стабилизации ситуации на рынке МБК Банк России на 2-3 процентных пункта повысил процентные ставки по своим операциям, проводимым на аукционной основе.

В 2003 году сформировалась система  определения процентных ставок по используемым для абсорбирования ликвидности  рыночным инструментам, при которой  роль основной ставки, регулируемой Банком России, играет ставка по двухнедельным  депозитным аукционам. Ставка по 28-дневным аукционам БМР устанавливается в привязке к основной, а по более долгосрочным инструментам (депозитным аукционам и аукционам БМР на сроки три месяца и более, а также операциям по прямой продаже ОФЗ из портфеля Банка России) применяются процентные ставки, соответствующие сложившимся на рынке.

В 2003 году с 5 до 30 возросло число регионов России, банки которых получили возможность  пользоваться расчетными кредитами "овернайт" и внутридневными кредитами. При  этом в январе-сентябре 2003 года объемы их предоставления банкам возросли соответственно в 1,2 раза и более чем в 5,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2002 года.

С начала 2003 года Банк России дважды принимал решение о снижении ставки рефинансирования (см Приложение «Меры денежной политики с 1991 г. по настоящее время») с 17.02.03 - с 21 до 18% годовых и с 21.06.03 - до 16% годовых. При этом процентная ставка по расчетным кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп" с 21.06.03 снижена с 18 до 16% годовых.

В 2003 году Банк России не прибегал к изменению нормативов обязательных резервов и не осуществлял внеочередных регулирований размера обязательных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. 3. Сценарии макроэкономического  развития в 2004 году

 

II. 3. 1. Варианты макроэкономического прогноза для выработки целей и инструментов денежно-кредитной политики

   В соответствии с Федеральным  законом "О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.02 N 86-ФЗ Банк России при  выборе целей и инструментов  денежно-кредитной политики на 2004 год рассмотрел два основных сценария экономического развития страны.

В 2004 году для российской экономики  ключевое значение имеют наиболее чувствительные для состояния платежного баланса  показатели. К ним относятся цены на нефть, нефтепродукты и газ, уровень процентных ставок на международном рынке капитала, складывающиеся соотношения курсов основных мировых валют. В связи с этим на стороне внешних факторов рассмотрено два варианта сочетания упомянутых показателей.

Первый вариант (сценарий) исходит из предположения, что: (1) процентные ставки по активам, номинированным в долларах, постепенно вырастут; (2) падение доллара прекратится и взаимные курсы основных мировых валют стабилизируются; (3) цена российской нефти сорта "Юралс" составит 18,5 доллара за баррель. Приток мировых сбережений в США, который достигал 77% от всей суммы глобальных сбережений, к 2003 году несколько сократился. Причиной этого явилось относительное снижение процентных ставок по доллару США и падение прибылей американских компаний. Однако под давлением обстоятельств ЕЦБ, Банк Англии и Банк Японии также существенно снизили ставки, в результате чего направленность глобальных мировых потоков инвестиций в 2003 году стабилизировалась. Угроза дефляции в Германии и Японии вряд ли позволит повысить базовые ставки по евро и йене в 2004 году. В то же время повышение ставок по активам, номинированным в долларах, в связи с выходом США из зоны угрозы рецессии и ростом бюджетного дефицита США вполне вероятно. Так, по прогнозам МВФ, ЛИБОР по депозитам, номинированным в долларах США, увеличится в 2004 году до 2,0% против 1,3% в 2003 году. Тот же показатель по депозитам, номинированным в евро, останется практически неизменным - 2,2-2,4%, а по йене повысится с 0,1 до 0,2%. Это означает, что доступ к относительно недорогим займам на международном рынке капитала российским компаниям будет ограничен, и можно предположить, что чистый приток по этой статье платежного баланса России сократится.

Стабилизация курса доллара  по отношению к основным мировым валютам и рост ставок будут способствовать росту привлекательности активов, номинированных в долларах, что, в конечном счете, будет способствовать сокращению притока капиталов на рынок активов, номинированных в рублях, и чистый приток портфельных инвестиций в Россию сократится. Ожидается замедление динамики выручки от экспорта российской продукции. Однако инерционная динамика внутреннего потребительского и инвестиционного спроса может обеспечить экономический рост на уровне 3,8-4,0%. При этом инвестиции в основной капитал и реальные располагаемые доходы населения будут расти медленнее, чем в 2003 году, - на уровне 6,5 - 7,5%.

Второй вариант (сценарий) предполагает что: (1) процентные ставки по

основным мировым валютам сохранятся на низком уровне; (2) доллар останется слабым по отношению к ведущим мировым валютам; (3) цена российской нефти сорта "Юралс" составит 22 доллара за баррель. Все это будет способствовать интенсификации притока капиталов в Россию. Умеренно высокие цены на нефть будут способствовать росту инвестиционной и потребительской активности. Ожидается более высокий экспорт, что поддержит инвестиционную активность, динамичный потребительский спрос и темпы экономического роста на уровне 5-5,5%. Соответственно, прогнозируются более высокие темпы роста инвестиций - 7,5 - 8,5% и более высокий рост реальных располагаемых доходов населения - 7,5 - 8,5%.

По мнению директора Центра макроэкономических исследований компании «BDO-Юникон» Елены Матросовой, в целом для российской экономики проблемы избыточного притока капитала не существует , так как потребность в кредитных и инвестиционных ресурсах у экономики огромна. Увеличение притока капитала в воде иностранных кредитов и займов обусловлено ростом потребности российских предприятий и кредитных организаций в заемных средствах для развития. Эти ресурсы действительно необходимы для финансирования капиталовложений, а потребность именно в иностранном капитале связана в том числе с недостаточно эффективной работой российской банковской системы.

II. 3. 2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2004 году

II. 3. 2. 1. Политика валютного курса

  

   В 2004 году необходимость использования режима управляемого плавания при формировании валютного курса рубля сохранится, что объективно обусловлено прежде всего специфическими условиями функционирования российской экономики, характеризующимися высокой степенью ее зависимости от внешних экономических факторов конъюнктурного характера.

При прогнозировании условий реализации курсовой политики в 2004 году Банк России исходит из сценарных предположений  о сохранении положительного сальдо счета текущих операций. По первому  варианту прогноза, рассчитанному с учетом среднего уровня цены за баррель нефти сорта "Юралс" около 18,5 доллара США, этот показатель сложится на уровне 14,1 млрд. долларов США, по второму - 24,2 млрд. долларов США (цена нефти - 22 доллара США за баррель). С учетом прогнозируемого превышения темпов инфляции в России над темпами инфляции в странах - основных торговых партнерах в целом и принимая во внимание ожидаемую стабильность номинального курса рубля, предполагается, что в случае реализации любого из основных сценариев экономического развития процесс укрепления рубля в реальном выражении в 2004 году продолжится. При этом рост производительности труда в российской экономике более высокими темпами по сравнению со странами - основными торговыми партнерами России позволит нейтрализовать отрицательный эффект укрепления рубля на финансовое состояние российских предприятий.

Учитывая сложившиеся зависимости  между динамикой реального эффективного курса рубля и сальдо счета  текущих операций, а также тенденции  в структуре платежного баланса, в случае реализации указанных сценарных вариантов рост реального эффективного курса рубля может составить от 3 до 5%. Такая динамика реального эффективного курса позволит сохранить условия для роста реального сектора экономики. Если цена на нефть будет значительно выше, чем в рассматриваемых сценариях, то Банк России будет стремиться не допустить укрепления реального эффективного курса рубля больше чем на 7%. Такое его укрепление не приведет к значимому снижению конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей.

 

II. 3. 2. 2. Политика процентных ставок

В 2004 году Банк России намерен использовать два способа воздействия на уровень  процентных ставок:

- формирование коридора процентных  ставок путем объявления ценовых  условий операций по привлечению  и предоставлению средств. Ставки по операциям рефинансирования задают верхнюю границу коридора, в то время как ставки по стерилизационным операциям формируют его нижнюю границу;

- воздействие на уровень ставок  путем проведения операций на  рыночных условиях.

Первый способ формирует средний уровень стоимости кредитных ресурсов, границы процентных ставок устанавливаются Банком России исходя из долгосрочных тенденций в экономике.

Второй способ будет использоваться Банком России для более активного сглаживания конъюнктурных колебаний на денежном рынке, не имеющих в своей основе фундаментальных экономических предпосылок.

Соответственно, при установлении процентных ставок по своим инструментам Банк России будет руководствоваться  следующими принципами.

При определении ценовых условий для тех операций Банка России, которые задают средний уровень доходности в экономике, ориентиром являются процентные ставки по резервной иностранной валюте, скорректированные на величину премии за риск колебаний обменного курса национальной валюты. В зависимости от соотношения между ставками по операциям Банка России на внутреннем рынке и ставками российских обязательств на внешнем рынке процентная политика Банка России может привести к притоку либо оттоку капитала, что будет оказывать дополнительное воздействие на валютный рынок. В условиях, когда благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура неизбежно приводит к необходимости валютных интервенций Банка России, оптимальным направлением процентной политики представляется сглаживание дисбаланса между процентными ставками по активам, номинированным в национальной и иностранной валютах. Это позволит, с одной стороны, избежать дополнительного притока капитала в ситуации существенного положительного сальдо по текущим операциям и, с другой стороны, удержать стоимость заемных ресурсов на доступном для реального сектора уровне.

Информация о работе Денежно-кредитная политика государства