Денежно-кредитная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе дается определение кредитной системы и кредитно-денежной политики, описываются цели, задачи, функции и используемые инструменты. Основным проводником денежно- кредитной политики является Центральный банк страны, который в настоящее время наиболее активно использует три основных инструмента денежно-кредитного регулирования: операции на открытом рынке, рефинансирование коммерческих банков, регулирование норм обязательных банковских резервов. С помощью этих инструментов Центральный банк проводит гибкую денежно-кредитную политику. Она направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3
I. Кредитная система и денежно-кредитная политика государства……….4
I. 1. Цели и принципы денежно-кредитной политики …………………….….4
I. 1. 1. I. 1. 1. Кейнсианская теория и монетаризм………………………...7
I. 1. 2. Самые крупные банки России……………………………………...9
I. 1. 3. Самые кредитные банки России…………………………………..10
I .2. Количественные цели денежно-кредитной политики в 2004 году……..11

II. Основные инструменты денежно-кредитной политики………………...12
II. 1. Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики……..12
II. 2. Практика применения инструментов денежно-кредитной политики
России в 2003………………………………………………………………13
II. 3. Сценарии макроэкономического развития в 2004 году…………………15
II. 3. 1. Варианты макроэкономического прогноза для выработки
целей и инструментов денежно-кредитной политики……….15
II. 3. 2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2004 году.17
II. 3. 2. 1. Политика валютного курса…………………………....17
II. 3. 2. 2. Политика процентных ставок ………………………..18
III. Особенности развития денежно-кредитной системы России…………..19
III. 1. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной сферы
в 2003 году…………………………………………………………………19
III. 1. 1. Экономический рост в 2003 году………………………………19
III. 1. 2. Платежный баланс………………………………………………20
III. 1. 3. Динамика денежно-кредитных показателей и особенности
реализации денежно-кредитной политики в 2003 году………21
III. 1. 4. Инфляция на потребительском рынке…………………………22
III. 1. 4. 1. Динамика инфляции на потребительском рынке
и базовой инфляции………………………………...23
III.2. Денежная программа на 2004 год………………………………………...24
III. 2. 1. Оценка спроса на деньги……………………………………….24
III. 2. 2. Основные показатели инфляции на потребительском рынке..25
III. 2. 3. Показатели денежной программы на 2004 год……………….27

Заключение……………………………………………………………………...29

Приложение: «Меры денежной политики с 1991 г. по настоящее время»…30
Список использованной литературы………………………………………..33

Файлы: 1 файл

1496.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Такая корректировка может понадобиться в случае реализации крайних сценариев, кратко проанализированных в разделе III.1. При снижении среднегодовой цены на нефть до 15 - 16 долларов за баррель и увеличении оттока капитала произойдет сокращение объема валовых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования, как это отмечалось выше, примерно на 8 млрд. долларов за год, а также увеличится по сравнению с первым вариантом дефицит бюджета, что приведет к изменениям в структуре источников формирования денежного предложения. Существенную роль в увеличении денежной базы будет играть рост чистого кредита федеральному правительству, прежде всего за счет снижения остатков средств на его счетах в Банке России. Кроме того, сократятся остатки средств субъектов Российской Федерации, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов на счетах в Центральном банке Российской Федерации. Отрицательный вклад чистых международных резервов в прирост денежного предложения будет сопоставим с общим приростом чистого кредита расширенному правительству. В этих условиях Банк России будет удовлетворять возросшие потребности кредитных организаций в рефинансировании с помощью инструментов денежно-кредитной политики, имеющихся в его распоряжении, в том числе путем предоставления ломбардных кредитов, проведения аукционов прямого РЕПО и операций по прямой покупке государственных ценных бумаг на вторичных торгах. При необходимости может быть рассмотрена возможность снижения нормативов обязательных резервов.

Заключение

Главными особенностями  техники денежно-кредитного регулирования, которое осуществлялось в соответствии с неокейнсианскими рекомендациями, являются изменение официальной учетной ставки центрального банка; ужесточение или ослабление прямого ограничения объема банковских ссуд в зависимости от размеров совокупного спроса и занятости, уровня валютного курса, масштабов инфляции; использование операций с государственными облигациями преимущественно для стабилизации их курсов и понижения цены государственного кредита.

Принципиальное отличие  техники денежно-кредитного контроля на основе монетаристского подхода состоит во введении количественных ориентиров регулирования, изменение которых обусловливает изменение направления денежно-кредитной политики. Выбор того или иного показателя в качестве ориентира денежно-кредитной политики во многом определяет и главные объекты, и саму технику денежно-кредитного контроля. Такими показателями могут быть как совокупная денежная масса, так и ее отдельные агрегаты.

Особо следует подчеркнуть, что государственные органы стран  с рыночной экономикой в последнее  время все чаще используют «политику развития конкуренции» в банковской сфере, т.е. стимулируют конкуренцию, расчищают для нее место, включая и меры, направленные против антиконкурентного сотрудничества. В рамках этой политики находятся и предпринимаемые в последние годы действия по либерализации внутренних и международных финансовых рынков, отмене контроля над процентными ставками и ряда ограничений для банков на проведение сделок на рынках ценных бумаг и на другие виды финансовой деятельности. При этом широкий доступ иностранных банков к местным рынкам рассматривается как необходимость фактор повышения эффективности последних.

Главные задачи в данной области определены в ежегодно разрабатываемых  Центральным банком РФ «Основных  направлениях денежно-кредитной политики»  и совместных заявлениях Правительства РФ и Центрального банка РФ об экономической политике.

Важнейшими направлениями  и инструментами денежно-кредитной  политики Центрального банка РФ являются:

1) отказ от прежней  практики использования прямых  кредитов ЦБ РФ для финансирования бюджета;

2) предоставление кредитов  коммерческим банкам только через  рыночные механизмы (кредитные  аукционы, ломбардные кредиты, операции  РЕПО (договор о сделке с правом  обратного выкупа) с использованием  для этого ставок рефинансирования  Центробанка РФ;

3) повышение эффективности  других имеющихся инструментов  денежно-кредитного регулирования,  например обязательных резервов (это – депонирование части  привлеченных средств коммерческих  банков и кредитных организаций  в Банке России), в целях повышения эффективности их воздействия на динамику и структуру денежной массы.

Приложение

Меры денежной политики с 1991 г. по настоящее время.

 В приведенной ниже таблице  в хронологическом порядке указаны  меры денежно-кредитной политики  ЦБ России начиная с 1991 года по настоящее время:

 

 

 

01.01.91__

Ставка рефинансирования составляла 20%.

 

01.06.91_

Установлен норматив перечислений средств в фонд обязательных резервов в размере 2% от объема привлеченных коммерческими банками средств.

 

24.07.91

Госбанк СССР принял решение о введении "туристического" курса рубля на уровне 32 руб./долл., который фактически стал официальным валютным курсом.

 

02.12.91

"Туристический"  курс рубля отменен; коммерческие  банки получили право самостоятельно  устанавливать курс покупки и продажи валюты при операциях с гражданами.

 

01.02.92

Установлены нормативы  отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 10%, по обязательствам свыше одного года - 5%.

 

01.03.92

Установлены нормативы  отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 15%, по обязательствам свыше одного года - 10%.

 

10.04.92

Ставка рефинансирования повышена до 50%.

 

01.04.92

Установлены нормативы  отчислений в фонд обязательных резервов по счетам до востребования и по счетам со сроком погашения до одного года в размере 20%, по обязательствам свыше одного года - 15%. Данные нормативы  действовали до 01.02.95.

 

23.05.92

Ставка рефинансирования повышена до 80%.

 

08.06.92

ЦБ РФ начал еженедельно  устанавливать официальный курс рубля к иностранным валютам; помимо официального курса существовал  биржевой курс, определявшийся по итогам торгов на ММВБ.

 

30.03.93

Ставка рефинансирования повышена до 100%

 

02.06.93

Ставка рефинансирования повышена до 110%.

 

22.06.93

Ставка рефинансирования повышена до 120%.

 

29.06.93

Ставка рефинансирования повышена до 140%.

 

15.07.93

Ставка рефинансирования повышена до 170%.

 

23.09.93

Ставка рефинансирования повышена до 180%.

 

15.10.93

Ставка рефинансирования повышена до 210%.

 

29.04.94

Ставка рефинансирования снижена до 205%.

 

17.05.94

Ставка рефинансирования снижена до 200%.

 

02.06.94

Ставка рефинансирования снижена до 185%.

 

22.06.94

Ставка рефинансирования снижена до 170%.

 

30.06.94

Ставка рефинансирования снижена до 155%.

 

01.08.94

Ставка рефинансирования снижена до 150%.

 

24.08.94

Ставка рефинансирования снижена до 130%.

 

12.10.94

Ставка рефинансирования повышена до 170%.

 

17.11.94

Ставка рефинансирования повышена до 180%.

 

06.01.95

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 200%.

 

01.02.95

Введена дифференциация норм обязательных резервов. Установлены  нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно - 22%; по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно - 15%, по срочным обязательствам свыше 90 дней - 10%, по текущим счетам в иностранной валюте - 2%.

 

01.05.95

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно понижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней норматив не изменился (10%), по текущим счетам в иностранной валюте норматив снижен до 1,5%.

 

16.05.95

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 195%.

 

19.06.95

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 180%.

 

06.07.95

Введены пределы колебаний  обменного курса рубля и определены границы его изменений на период с 6 июля по 1 октября 1995 г. от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.

 

01.10.95

Установлены границы  изменений обменного курса рубля  на период с 1 октября до 31 декабря 1995 года от 4300 до 4900 рублей за один доллар США.

 

24.10.95

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 170%.

 

30.11.95

Установлены границы  изменений обменного курса рубля  на период с 1 января 1996 г. по 30 июня 1996 г. от 4550 до 5150 рублей за один доллар США.

 

01.12.95

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 160%.

 

10.02.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 120%.

 

01.05.96

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным  обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно не изменились (14%), по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте снижены до 1,25%.

 

16.05.96

Установлены границы  изменений обменного курса рубля на период с 1 июля 1996 г. по 31 декабря 1996 г. от 5000 до 5600 рублей за доллар США на 1 июля 1996 года и от 5500 до 6100 рублей за доллар США на 31 декабря 1996 года.

 

11.06.96

Повышены нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно до 20%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно до 16%, по срочным обязательствам свыше 90 дней до 12%, по текущим счетам в иностранной валюте до 2,5%.

 

24.07.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 110%.

 

01.08.96

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным  обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 18%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 10%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 5%.

 

19.08.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 80%.

 

21.10.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

 

01.11.96

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным  обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 16%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 13%, по срочным обязательствам свыше 90 дней не изменились (10%), по текущим счетам в иностранной валюте не изменились (5%).

 

26.11.96

Установлены границы  изменений обменного курса рубля  от 5500 и 6100 рублей за доллар США на 1 января 1997 г. до 5750 и 6350 рублей за доллар США на 31 декабря 1997 г.

 

02.12.96

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 48%.

 

10.02.97

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 42%.

 

28.04.97

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.

 

01.05.97

Нормы обязательных резервов по счетам до востребования и срочным обязательствам коммерческих банков до 30 дней включительно снижены до 14%, по срочным обязательствам свыше 30 дней до 90 дней включительно снижены до 11%, по срочным обязательствам свыше 90 дней снижены до 8%, по текущим счетам в иностранной валюте повышены до 6%.

 

16.06.97

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 24%.

 

06.10.97

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.

 

11.11.97

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 28%.

 

11.11.97

Норматив резервирования средств по привлекаемым банками  средствам в иностранной валюте повышается до 9%.

 

11.11.97

С 1 января 1998 г. на трехлетний период (1998-2000 гг.) устанавливается центральный  обменный курс на уровне 6,2 рубля за один доллар США (после деноминации), возможные отклонения не могут превышать 15%.

 

01.02.98

Установлен единый норматив обязательных резервов по привлекаемым банками средствам в рублях и  иностранной валюте в размере 11%.

 

02.02.98

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 42%.

 

17.02.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 39%.

 

02.03.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 36%.

 

16.03.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 30%.

 

19.05.98

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 50%.

 

27.05.98

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 150%.

 

27.05.98

Возобновляется проведение ломбардных кредитных аукционов  с 1 июня по 1 августа 1998 г.

 

05.06.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

 

29.06.98

Ставка рефинансирования Банка России повышена до 80%.

 

24.07.98

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 60%.

 

17.08.98

Банк России перешел  к проведению политики плавающего курса  рубля в рамках новых границ валютного  коридора, который установлен на уровне 6-9,5 руб./долл.

 

24.08.98

Введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной  валюте в размере 10%; для Сбербанка  России норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях снижен до 7%.

 

01.09.98

Установлены нормативы  обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной  валюте для Сбербанка России и  кредитных организаций, у которых  удельный вес вложений в государственные  ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 40% и более, в размере 5%; для кредитных организаций, у которых удельный вес вложений в государственные ценные бумаги (ГКО - ОФЗ) в работающих активах составляет 20-40% по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 7,5%.

 

02.09.98

Банк России объявил  об отмене верхней границы изменения  официального курса рубля 9,5 руб./долл.

 

06.10.98

На ММВБ введены две  торговые сессии: утренняя специальная  торговая сессия, на которой осуществляется обязательная реализация 50% экспортной выручки экспортеров и закупка валюты уполномоченными банками, обусловленная клиентскими заявками, и вечерняя, на которой банки осуществляют покупку и продажу иностранной валюты от своего имени и за свой счет.

 

01.12.98

Установлен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте в размере 5%.

 

19.03.99

Установлен норматив обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в  размере 7%.

 

10.06.99

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 55%.

 

10.06.99

Увеличен норматив обязательных резервных требований по депозитам  физических лиц в рублях до 5,5%; по привлеченным средствам юридических  лиц в валюте РФ и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - до 8,5%.

 

01.01.00

Увеличен норматив обязательных резервов по депозитам физических лиц  в рублях до 7%; по привлеченным средствам  юридических лиц в рублях и  привлеченным средствам юридических  и физических лиц в иностранной  валюте - до 10%.

 

24.01.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 45%.

 

07.03.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 38%.

 

21.03.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 33%.

 

10.07.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 28%.

 

04.11.00

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 25%.

 

09.04.02

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 23%.

 

07.08.02

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 21%.

 

17.02.03

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 18%.

 

21.06.03

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 16%.

 

15.01.04

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 14%.

 

15.06.04

Ставка рефинансирования Банка России снижена до 13%.


Список используемой литературы

1.Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп.)

2. Банковское дело / Под ред О.  И. Лаврушина, - М.: Банковский и  биржевой научно - консультационный  центр, 1997. – 436 с.

3. Галухина Я., Ченцова Е. Реакция  отторжения // Эксперт, 2004, №3, с. 40-42.

4. Рубченко М., Шохина Е. Нелишние  деньги // Эксперт, 2004, №5, с. 44-48.

5. Трафимов Г. Зачем замыкаться? // Эксперт, 2004, №1, с. 62.

6. Шебалин С. Пассив как ресурс // Эксперт Урал, 2004, №4, с. 14-17.

7. Шохина Е. Мираж либерализации  // Эксперт, 2004, №24, с. 46-47.

8. Экономическая теория: Учебник  / Под ред И. П. Николаевой - М.: ЮНИТИ-       ДАНА, 2002.

9. 20 главных событий и тем 2003 года // Коммерсантъ, 2004, №1, с. 56-62.

10. Справочная правовая система  ГАРАНТ, версия 5.5.

      Интернет-ресурсы:

11. ЦБ РФ http:// www.crb.ru/

12. Журнала Секрет фирмы http://www.sf-online.ru/

 

Рецензия




Информация о работе Денежно-кредитная политика государства