Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании эффективности реализации денежно – кредитной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность, типы и задачи денежно-кредитной политики;
- показать цели и разработку денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........4
ГЛАВА 1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, задачи,цели………….….5
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………6
1.3 Виды денежно-кредитной политики и их применение.…………..12
ГЛАВА 2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….13
2.1 Денежно-кредитная политика, проводимая в 2011-2012 г…….
2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2013 г..
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_peredelannaya.docx

— 336.09 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И  УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра экономической теории и права

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему: «ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»

 

 

Студентка  85 эи группы                             

Серафинович Анна Николаевна

Шифр  № 

          Руководитель

курсовой  работы

 

 

 

МИНСК 2012

Реферат

 

Курсовая работа 26 с., 1 рис., 1 табл., 15 источников, 3 приложения

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ИНСТРУМЕНТЫ, БАНКОВСКИЙ ПРОЦЕНТ, КУРСОВАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК, МОНЕТАРНАЯ ПОЛИТИКА, КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА

Цель работы заключается в исследовании эффективности реализации денежно  – кредитной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь

Методы исследования: группировок, относительных разниц, абсолютных величин, табличный, графический.

Исследования  и разработки: рассмотрены сущность, типы и задачи денежно-кредитной политики; показаны цели и разработка денежно-кредитной политики; изучена реализация денежно-кредитной политики; проанализирована реализация денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2011 году; рассмотрены направления совершенствования денежной кредитной политики Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения и  концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                         _________

                                                                               Подпись 
Содержание

 

Введение……………………………………………………………………........4

 ГЛАВА 1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение

1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, задачи,цели………….….5

1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………6

1.3 Виды денежно-кредитной политики и их применение.…………..12

ГЛАВА 2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….13

2.1 Денежно-кредитная политика, проводимая в 2011-2012 г…….

2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2013 г..

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………………24

Приложение  1

Приложение 2

Приложение 3

 

Введение

 

Денежно-кредитная политика – важнейший  элемент современной макроэкономической политики. Она представляет собой  совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно  – кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудных капиталов, порядок  безналичных расчетов и т.п. с  целью регулирования хозяйственной  конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических  целей – укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки  экономики, стабилизации темпов экономического роста и т.д. В рамках денежно  – кредитной политики государство  стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие  на процесс воспроизводства, используя  в качестве передаточного механизма  различные факторы денежной сферы.

Большинство современных экономистов  рассматривают денежно – кредитную  политику как наиболее приемлемый для  демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики. Хорошо работающая денежно-кредитная политика способствует как полному использованию мощностей, так и полной занятости. И наоборот, плохо функционирующая денежная система может стать главной причиной резких колебаний уровня производства, занятости и цен в экономике, исказить распределение ресурсов. Таким образом, в период мирового финансового кризиса возрастает актуальность изучения проблем развития и реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь.

Цель работы заключается в исследовании эффективности реализации денежно  – кредитной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь

Объектом исследования является Республика Беларусь, предметом исследования является денежно-кредитная политика Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд поставленных задач:

- рассмотреть  сущность, типы и задачи денежно-кредитной  политики;

- показать цели и разработку  денежно-кредитной политики;

- изучить реализацию денежно-кредитной  политики;

- проанализировать реализацию  денежно-кредитной политики Республики  Беларусь в 2011-2012 гг;

- рассмотреть основные направления  денежно-кредитной политики в 2011-2012 гг;

- выработать направления совершенствования  денежной кредитной политики  Республики Беларусь.

 

 

Глава1. Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение.

1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, задачи.

денежный кредитный политика монетарный

Денежно-кредитная политика является одним из основных инструментов регулирования  экономики. Под денежно-кредитной политикой понимают совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в денежно-кредитной сфере с целью регулирования экономики. Она является частью общей макроэкономической политики. [15, с. 182].

Осуществляют денежно-кредитную  политику центральные банки.

Различают два основных типа денежно-кредитной  политики, каждый из которых характеризуется  определенными целями и набором  инструментов регулирования. [15 с. 187].

В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной  рестрикции). Она направлена на ужесточение  условий и ограничение объема кредитных операций коммерческих банков, т.е. на сокращение предложения денег. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, Центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для  стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная  политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, снижает  резервную норму и учетную  ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Регулирование количества денег в  обороте (объема денежной массы, в узком  смысле – денежная политика) является составной частью монетарной политики центрального банка. Последняя включает в себя также процентную политику (политику регулирования общего уровня процентных ставок в экономике) и  политику валютного курса (валютная политика в узком смысле), то есть политику регулирования уровня и  динамики курса национальной валюты к иностранным.

Таким образом, Центральный банк выбирает тот или иной тип денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики.

 

Под инструментами  денежно-кредитной политики подразумеваются  способы воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу  посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке  капиталов. Выбор инструментов денежно-кредитной  политики довольно широк. Использование  различных видов инструментов варьируется  в зависимости от направленности экономической политики страны, степени  открытости ее экономики, сложившихся  традиций и конкретных обстоятельств. [4: с. 271]

В качестве основных инструментов денежно-кредитной  политики выделяют: операции на открытом рынке, изменение учетной ставки (дисконтная политика), изменение норм обязательных резервов, а также некоторые  меры, носящие жесткий административный характер.

Операции  на открытом рынке широко применяются  в странах с хорошо развитым денежным рынком, когда государственный долг достигает больших размеров. Посредством  этих операций предоставляются денежные средства коммерческим банкам (путем  покупки ценных бумаг) или изымаются  денежные ресурсы (соответственно при  продаже ценных бумаг).

В этих операциях  участвуют несколько субъектов  рыночной экономики. Во-первых, государство, действуя через центральный банк, находящийся у него в подчинении; во-вторых, коммерческие банки и  население. В зависимости от экономической  конъюнктуры – положения, сложившегося на текущий момент в экономике  – каждый из указанных объектов может выступать либо продавцом, либо покупателем ценных бумаг. Важно  отметить, что инициатором этих операций всегда является государство. Коммерческие банки и население, в свою очередь, становятся их участниками, убедившись в возможности получения экономической  выгоды.

Операции  на открытом рынке с ценными бумагами правительства имеют долгую историю, относятся к старейшему методу денежно-кредитного регулирования. Такие операции гибки  и точны, их можно совершать в  любой момент. Они легко обратимы. За счет дозировки объема операций можно осуществлять достаточно точную корректировку состояния национальной банковской системы. Такие операции имеют высокую оперативность. Используя их, можно рассчитывать на быстрое достижение необходимого результата.[14: с. 467]

Операции  на открытом финансовом рынке —  это операции Центрального банка  по купле-продаже правительственных  ценных бумаг по рыночному или  заранее объявленному курсу с  совершением позднее обратной сделки. [7: с.466]

Скупая  ранее выпущенные ценные бумаги правительства, центральный банк изменяет структуру  активов коммерческих банков: ценные бумаги вытесняются полноценными деньгами. На корсчетах коммерческих банков возрастают денежные остатки (избыточные резервы), улучшается состояние национальной платежной системы. Но самое главное  изменение состоит в том, что  у коммерческих банков увеличивается  потенциал для кредитования реального  сектора экономики. Срабатывание в  дальнейшем кредитного мультипликатора  приводит к тому, что незамедлительно  возрастает значение денежного агрегата М2, т. е. увеличивается объем денежного предложения. При продаже центральным банком своего резерва ценных бумаг имеет место прямо противоположная ситуация. Избыточные резервы денежных средств у коммерческих банков сокращаются. Изъятые из обращения деньги блокируются в центральном банке. Денежное предложение сокращается. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту. [14: с. 466]

По форме  проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную  покупку или продажу. Обратная (сделка REPO) заключается в купле-продаже  ценных бумаг с обязательным совершением  обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более  мягкий эффект их воздействия, придают  популярность данному инструменту  регулирования. Если разобраться, то можно  увидеть, что по своей сути эти  операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный  Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в  собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Тем не менее, эффективность операций центрального банка на открытом рынке значительно  снижается, если коммерческие банки  в структуре своих активов  имеют незначительный пакет ценных бумаг или не проявляют особого  интереса к подобным операциям (низкая доходность, недоверие правительству  и т. д.).

 

 

Термин "рефинансирование" означает получение  денежных средств кредитными учреждениями от Центрального Банка. Центральный Банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь