Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании эффективности реализации денежно – кредитной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность, типы и задачи денежно-кредитной политики;
- показать цели и разработку денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........4
ГЛАВА 1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, задачи,цели………….….5
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………6
1.3 Виды денежно-кредитной политики и их применение.…………..12
ГЛАВА 2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….13
2.1 Денежно-кредитная политика, проводимая в 2011-2012 г…….
2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2013 г..
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_peredelannaya.docx

— 336.09 Кб (Скачать файл)

Переучет  векселей долгое время был одним  из основных методов денежно-кредитной  политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли  определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются по ставке дисконтирования. Эту ставку называют также официальной  дисконтной ставкой. Устанавливая ее, центральный банк тем самым определяет ее низшую границу для коммерческих банков. Комиссионный процент коммерческих банков превышает ставку центрального банка, как правило, на 0,5—2%.

В случае повышения Центральным Банком ставки рефинансирования, коммерческие банки  будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение  ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью  данного метода денежно-кредитной  политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной  ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным  операциям коммерческих банков, что  приводит к их сокращению, поскольку  происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную  сферу. Во-первых, затруднение или  облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном  банке влияет на ликвидность кредитных  учреждений. Во-вторых, изменение официальной  ставки означает удорожание или удешевление  кредита коммерческих банков для  клиентуры, так как происходит изменение  процентных ставок по активным кредитным  операциям.

Недостатком использования рефинансирования при  проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает  лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в Центральном Банке, то указанный  метод почти полностью теряет свою эффективность.

Коммерческие  банки всегда рассматривают центральный  банк страны в качестве «кредитора в последней инстанции». Безусловно, решение о том, чтобы обращаться или не обращаться в центральный  банк за кредитом, принимает сам  коммерческий банк. Но со своей стороны  центральный банк страны волен определять экономические и прочие условия  для доступа коммерческих банков к таким централизованным кредитам.

На первом месте среди таких экономических  условий находится та процентная ставка, которую центральный банк использует, выполняя функцию кредитора  коммерческих банков. Изменяя объем  «денег центрального банка», главный  банк страны получает возможность влиять и на общий объем предложения  денег в национальной банковской системе [10: с. 241].

Таким образом, прирост объема кредитования со стороны  ЦБ в ходе кредитования коммерческих банков увеличивает предложение  денег, сокращение, наоборот, ведет  к уменьшению объемов денежной массы.

Изменение учетной ставки является важным инструментом денежно-кредитной политики. Но, изменив  ее, можно лишь ожидать соответствующих  действий банков. Нельзя заставить  банки взять кредит на сумму, необходимую  государству. То есть при всей своей  значимости регулирование через  учетную ставку носит «пассивный»  характер и воздействует на определение  денежно-кредитной политики страны слабее, чем, например, операции на открытом рынке или изменение резервных  требований. «Пассивность» учетной  ставки зависит от:

• ограниченных возможностей получения кредита  у центрального банка;

• инициативы коммерческих банков, то есть центральный  банк не может заставить коммерческие банки брать у него ссуды и  поэтому не может точно рассчитать, какое изменение учетной ставки приведет к желаемому росту или  сокращению предложения денег;

• учетная  ставка менее мобильна, чем ставка межбанковского рынка, так как для  принятия решения об ее изменении  необходимо некоторое время;

• объем  денежных средств, предоставляемых  центральным банком, в общих резервах коммерческих незначителен, поэтому  его изменение не оказывает существенного  влияния на поведение банков.

Но вместе с тем нельзя не отметить и возможность  получения ссуд банками, находящимися в затруднительном финансовом положении. А также по изменениям ставки рефинансирования коммерческие банки могут судить о намерениях центрального.

Обязательные  резервы - это наиболее ликвидные  активы, которые обязаны иметь  все кредитные учреждения, как  правило, либо в форме наличных денег  в кассе банков, либо в виде депозитов  в центральном банке или в  иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций.

Минимальные резервы выполняют две основные функции. Во-первых, они как ликвидные  резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный  банк поддерживает степень ликвидности  коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической  ситуации. Во-вторых, минимальные резервы  являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования  объема денежной массы в стране.

Посредством изменения норматива резервных  средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и  возможности осуществления ими  депозитной эмиссии. Кредитные институты  могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном  банке превышают установленный  норматив. Когда масса денег в  обороте (наличных и безналичных) превосходит  необходимую потребность, центральный  банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций.

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

При использовании  данного инструмента денежно-кредитной  политики следует учитывать, что  даже небольшие изменения норм обязательных резервов вызывают значительные сдвиги в объеме резервов, масштабе и структуре  кредитных операций. Частые и значительные изменения резервных норм могут  даже привести к нарушению денежно-финансового  равновесия экономики. Поэтому они  осуществляются во время инфляции, спада производства, когда необходимы сильнодействующие средства.

Недостаток  этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие  незначительные депозиты, оказываются  в преимущественном положении по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние  полтора-два десятилетия произошло  уменьшение роли указанного метода денежно-кредитного регулирования. Об этом говорит тот  факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы  обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

Вместе  с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

Метод ограничения  кредитования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом  воздействия на деятельность банков. Такие кредитные ограничения  приводят к тому, что предприятия  заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты  в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются  главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной  политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод  количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в  некоторых странах вообще отменён.

Также центральный  банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом  уровне. К ним относятся нормативы  достаточности капитала коммерческого  банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера  риска на одного заемщика и некоторые  дополняющие нормативы. Перечисленные  нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный  банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется  поддерживать на должном уровне.

При нарушении  коммерческими банками банковского  законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных  недостатках в работе центральный  банк может применять к ним  самые жесткие меры административного  воздействия, вплоть до ликвидации банков. Но использование административного  воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке  исключительно вынужденных мер.

Говоря  о каждом методе ДКП в отдельности, обращая внимание на его преимущества перед другими и подчеркивая  недостатки, необходимо все же помнить, что только одновременное использование  всех перечисленных инструментов может  привести к выработке правильной и грамотной денежно-кредитной  политики.

 

1.3 Виды денежно-кредитной политики и их применение.

 

Опираясь на рассмотренные  инструменты, центральный банк реализует цели кредитно-денежной политики — стабилизацию денежной массы или процентной ставки. Жесткая монетарная политика — политика, направленная на поддержание на определенном уровне денежной массы; графически как  крайний случай представляется вертикальной кривой предложения денег на уровне заданного показателя денежной массы. Гибкая монетарная политика — политика направленная на поддержание на определенном уровне ставки процента; как крайний  случай графически может быть продемонстрирована горизонтальной кривой предложения  денег на уровне заданного значения процентной ставки.

Выбор варианта монетарной политики определяется причиной изменения спроса на деньги. Если такой причиной является изменение скорости обращения денег, то реализуется гибкая монетарная политика, соответствующая горизонтальной или  пологой кривой предложения денег (рисунок а). Если же такой причиной является инфляция, то реализуется жесткая монетарная политика, соответствующая относительно вертикальной или крутой предложения денег  (рисунок б).

 

График 1 Относительно жёсткая (а) и относительно гибкая (б) монетарные политики

 

 

Вид денежно-кредитной политики зависит  от ситуации в стране. Если экономика  переживает спад и в ней высокая  безработица, то проводится денежно-кредитная  политика, получившая название политики дешевых денег. Эта политика направлена на снижение ставки ссудного процента, что приводит к увеличению инвестиций в экономику, росту потребительского кредита. В результате создаются условия для экономического роста и увеличения занятости. Снижение ставки ссудного процента происходит из-за увеличения предложения денег. При этом центральный банк должен проводить следующие мероприятия: покупать государственные ценные бумаги; снижать норму обязательных резервов; снижать учетную ставку.

В период усиления инфляции проводится политика дорогих денег, направленная в конечном счете на сокращение совокупных расходов и совокупного спроса. Суть этой политики состоит в сокращении избыточных резервов коммерческих банков. В этом случае центральный банк: продает государственные ценные бумаги; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.

 

ГЛАВА 2. Эффективность денежно-кредитной  политики в Республике Беларусь.

 

1.1 Денежно-кредитная политика, проводимая в 2011-2012 г

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в 2011 году была направлена на формирование условий  стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей  социально-экономического развития страны и повышение благосостояния населения прежде всего путем обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развития и укрепления банковской системы; повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы [9].

Учитывая отсутствие прямого механизма  воздействия на инфляцию с помощью  инструментов денежно-кредитной политики Национальным банком применяется система  промежуточных целевых ориентиров, обеспечивающих достижение конечной цели.

Стратегические цели денежно-кредитной политики Национально банка Республики Беларусь [13]:

  • обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы;
  • содействие денежно-кредитной системы достижению устойчивого экономического роста;
  • повышение реальных денежных доходов населения;
  • рост инвестиций и сбережений.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь