Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в исследовании эффективности реализации денежно – кредитной политики, проводимой Центральным банком Республики Беларусь
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд поставленных задач:
- рассмотреть сущность, типы и задачи денежно-кредитной политики;
- показать цели и разработку денежно-кредитной политики;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………........4
ГЛАВА 1 Денежно-кредитная политика государства, ее основные цели, задачи и инструменты проведения. Виды денежно-кредитной политики и их применение
1.1 Денежно-кредитная политика: сущность, задачи,цели………….….5
1.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики……………6
1.3 Виды денежно-кредитной политики и их применение.…………..12
ГЛАВА 2 Эффективность денежно-кредитной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….13
2.1 Денежно-кредитная политика, проводимая в 2011-2012 г…….
2.2 Основные направления денежно-кредитной политики на 2013 г..
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Kursovaya_peredelannaya.docx

— 336.09 Кб (Скачать файл)

Таким образом, денежно-кредитная  политика Национального банка Республики Беларусь направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей экономической политики, а также на обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам. Юридическую базу денежно-кредитной политики в Республике Беларусь составляют Основные направления денежно-кредитной политики государства. Этим законодательным документом определяются важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства. В данном документе конкретизированы на планируемый период мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей, и определены механизмы регулирования и контроля.

Основные направления взаимоувязываются с макроэкономической государственной политикой: прогнозом социально-экономического развития страны на очередной период, бюджетно-налоговой политикой (государственным бюджетом страны на очередной период), с внешнеэкономической политикой (прогнозом платежного баланса страны). В этих целях национальный банк взаимодействует с министерствами финансов, экономики и внешнеэкономических связей, другими органами государственного управления, коммерческими банками [1, с. 184].

Так, денежно-кредитная  политика Республики Беларусь в 2011 году была направлена на формирование условий  стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей  социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения  устойчивости белорусского рубля, в  том числе его покупательной  способности, и курса по отношению  к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и  безопасности функционирования платежной системы.

Основные положения денежно–кредитной  политики Республики Беларусь на  2011 год:

1. Денежно–кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году была направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально–экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

2. Социально–экономическое развитие  страны в 2011 году в значительной  мере определялось  динамикой  воздействия внешнеэкономических  условий и предпринимаемыми мерами  по структурным преобразованиям  и модернизации экономики на  основе ее перехода на инновационный  путь развития.

3. В соответствии с важнейшими  параметрами прогноза социально –экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее — ВВП) составил 109 — 110 %, реальных располагаемых денежных доходов населения — 108 — 109,5 %, инвестиций в основной капитал — 116 — 117 %. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 — 108,5 %. Рост экспорта сложится на уровне 116 — 116,4%, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 — 9 % к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США.

4. В 2011 году денежно–кредитная  политика была направлена на  формирование условий для сбалансированного  экономического развития Республики  Беларусь.

Приоритетная цель денежно–кредитной  политики — обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе  его покупательной способности  и курса по отношению к иностранным  валютам, как важного фактора  поддержания стабильного роста  экономики.

5. Обменный курс белорусского  рубля сохранит за собой ключевую  роль в реализации денежно–кредитной  политики, обеспечивающую адаптацию  экономики к возможным внешним  шокам и ограничение роста  потребительских цен.

В 2011 году сохранился режим привязки обменного курса белорусского рубля  к стоимости корзины иностранных  валют в рамках коридора плюс/минус 8 % от центрального значения, равного  стоимости корзины, сложившейся  к началу 2011 года, согласно приложению.

Повышение гибкости курса в рамках режима привязки к корзине иностранных  валют за счет увеличения ежедневных колебаний позволит более оперативно реагировать на конъюнктурные изменения  спроса и предложения на валютном рынке.

6. Применение и развитие инструментов  денежно–кредитной политики были  направлены на достижение приоритетной  цели монетарной политики.

Процентная политика  ориентирована  на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания  процентных ставок в реальном выражении  на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность  вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

По мере замедления инфляционных процессов  и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжилось снижение процентных ставок. С учетом прогнозируемого на 2011 год уровня инфляции к концу 2011 года ставка рефинансирования составила 8 — 10 % годовых, процентные ставки по новым рублевым кредитам нефинансовому сектору — 11 — 13 % годовых, по новым срочным рублевым депозитам в банках — 9 — 11 % годовых.

Для рыночного регулирования уровня ставки межбанковского кредитного рынка  Национальный банк продолжил использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит, своп и депозит овернайт по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечил движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая  ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования задала минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки  текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям  изъятия ликвидности банков.

Предоставление ликвидности в  целом осуществлялась как посредством  кредитов Национального банка, так  и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.

Дальнейшее совершенствование  системы регулирования ликвидности  на рыночных принципах позволило  повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски  для банковской системы.

7. В 2011 году параметры денежно–кредитных  показателей складывались с учетом  спроса экономики на деньги  и платежеспособности заемщиков  под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой  деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики  денежных доходов, расходов и  сбережений физических лиц. Прирост  рублевой денежной базы оценивался  в пределах 24 — 26 %, рублевой денежной  массы — 27 — 29 %, широкой денежной  массы — 25 — 28 %. При этом  депозиты физических лиц выросли  на 6,4 — 7,2 трлн. рублей, юридических  лиц — на 3,8 — 4,4 трлн. рублей.

Реализация мер денежно–кредитной, бюджетной и экономической политики позволило увеличить коэффициент  монетизации экономики по рублевой денежной массе до 14,4 процента, по широкой  денежной массе — до 26,7 %.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния  платежного баланса стало основой  для дальнейшего наращивания  международных резервных активов  Республики Беларусь. Денежно–кредитные  показатели рассчитаны исходя из прогноза основных параметров социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 год

8. Приоритетными направлениями  развития банковского сектора  Беларуси стало обеспечение его  устойчивости и повышение финансового  потенциала, рост конкурентоспособности  за счет внедрения более эффективных  систем и методов управления, новых банковских технологий, а  также поддержания размера капитала  на уровне, обеспечивающем адекватное  покрытие рисков.

Развитие банковского сектора  в 2011 году проходило в условиях дальнейшего  качественного улучшения структуры  финансового сектора, связанного с  изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные  программы. При формировании условий  деятельности банков, прежде всего  контролируемых государством, возросла роль рыночных механизмов, что потребовало  совершенствования соответствующих  систем и методов управления в  этих банках.

Предпринимаемые шаги положительным  образом сказались на устойчивости банковского сектора, а также  позволили повысить эффективность  регулирования деятельности банков.

Ожидалось, что в условиях достижения высоких темпов экономического роста  и поддержания макроэкономической стабильности в течение 2011 года важнейшие  показатели финансовой устойчивости банковского  сектора будут характеризоваться  общей позитивной динамикой.

За 2011 год прирост нормативного капитала банковского сектора составил 15 — 21 %. Доля проблемных активов в  активах, подверженных кредитному риску, не превысило 8 %.

Масштабы кредитных операций банковского  сектора определялись платежеспособным спросом со стороны нефинансовых организаций и домашних хозяйств. При этом расширялся доступ к кредитованию частного сектора экономики.

Прирост активов банков сложился на уровне 21 — 22 %, что составило 72 % к  ВВП. Требования банков к экономике  возросли на 24 — 25 % и достигли 58 процентов  к ВВП.

9. Национальный банк продолжил  проводить мероприятия, направленные  на дальнейшую либерализацию  валютного законодательства, совершенствование  деятельности банков в сфере  предотвращения легализации доходов,  полученных преступным путем,  и финансирования террористической  деятельности.

10. В 2011 году в целях формирования  стабильного конкурентоспособного  и ликвидного финансового рынка  продолжилась работа по совершенствованию  уже существующих и созданных  новых инструментов и механизмов  привлечения внешних и внутренних  инвестиций.

11. Развитие национальной платежной  системы было направлено на  дальнейшее повышение ее эффективности,  надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач основывалось на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно–технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

12. В 2011 году была продолжена  реализация мероприятий по интеграции  банковских систем Республики  Беларусь с государствами таможенного  союза, Евразийского экономического  сообщества, а также другими государствами  — участниками Содружества Независимых  Государств.

13. Продолжилось взаимодействие  Национального банка и банковского  сектора Республики Беларусь  с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Европейским банком  реконструкции и развития, Международной  финансовой корпорацией, зарубежными  центральными (национальными) банками  по актуальным вопросам двустороннего  сотрудничества.

14. В 2011 году денежно–кредитная  политика содействовала сохранению  финансовой стабильности, снижению  внешних дисбалансов и формированию  на этой основе устойчивого  экономического роста.

Реализация намеченных целей и  задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечило значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической  политики.[13]

Основные положения денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год:

1. Денежно-кредитная политика Республики  Беларусь в 2012 году

будет направлена на формирование условий  для сбалансированного развития экономики.

2. Цель денежно-кредитной политики  в 2012 году – снижение

инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер

экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

3. Наряду с достижением цели  денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны. С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США согласно приложению (таблица 2).

4. Инструменты денежно-кредитной  политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий. Национальный банк продолжит использование гибкого механизма курсообразования, позволяющего адекватно реагировать на взаимные колебания курсов основных валют и сохранять внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики. Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.

Информация о работе Денежно-кредитная политика и особенности ее реализации в Республике Беларусь