Глава 3. Совершенствование денежно-кредитной
политики в современных условиях.
3.1 Количественные ориентиры денежно-кредитной
политики и денежная программа
В соответствии со сценарными
условиями функционирования экономики
Российской Федерации и основными параметрами прогноза социально-экономического
развития Российской Федерации на 2011 год
и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство
Российской Федерации и Банк России определили
задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6
- 7%, в 2012 году - до 5 - 6%, в 2013 году - до 4,5 -
5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего
года). Указанной цели по инфляции на потребительском
рынке соответствует базовая инфляция
на уровне 5,5 - 6,5% в 2011 году, 4,5 - 5,5% в 2012 году
и 4 - 5% в 2013 году.5
Расчеты по денежной программе
на 2011 - 2013 годы осуществлены исходя из
показателей спроса на деньги, соответствующих
целевым ориентирам по инфляции, прогнозной
динамике ВВП и валютных курсов, а также
прогнозных показателей платежного баланса
и параметров проекта Федерального закона
"О федеральном бюджете на 2011 год и на
плановый период 2012 и 2013 годов".
В соответствии с прогнозом
социально-экономического развития
Российской Федерации ожидается,
что в 2011 году экономический
рост будет обеспечиваться за счет
как внешних факторов, связанных с благоприятной
конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала,
так и внутренних, включая рост внутреннего
спроса и постепенное восстановление
кредитования банками реального сектора
российской экономики. Тем не менее в соответствии
с прогнозными оценками в 2011 - 2013 годах
не ожидается существенного увеличения
темпов экономического роста по сравнению
с 2010 годом. При снижающейся инфляции это
обусловит замедление роста трансакционной
составляющей спроса на деньги. В то же
время стабильный курс рубля будет способствовать
росту спроса на национальную валюту как
средство сбережения. В зависимости от
вариантов прогноза прирост денежного
агрегата М2 в 2011 году может составить
11 - 23%, в 2012 году - 14 - 20% и в 2013 году - 13 - 17%.
Банк России
разработал три варианта денежной
программы в зависимости от
основных параметров прогноза
социально-экономического развития
Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй
вариант базируется на макроэкономических
показателях, использованных при формировании
проекта федерального бюджета на 2011 год
и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы
прироста денежной базы в узком определении,
рассчитанные исходя из необходимости
достижения целевых показателей по инфляции
и соответствующие оценкам динамики экономического
роста и валютного курса, в зависимости
от варианта программы могут составить
в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году - 11 - 16%, в 2013 году
- 9 - 13%.
При предполагаемом
в прогнозный период ослаблении
платежного баланса и повышении
гибкости курсовой политики ожидается,
что денежное предложение все
в большей степени будет формироваться
за счет увеличения чистых
внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного
регулирования при уменьшении роли чистых
международных резервов (ЧМР). При этом
важное значение для реализации денежно-кредитной
политики будет иметь предполагаемое
изменение чистого кредита банкам, которое,
согласно прогнозу, в 2011 году будет происходить
за счет увеличения объема свободной ликвидности
банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах
- за счет ее сокращения. При этом по первому
варианту программы предполагается также
значительный рост валового кредита банкам
к концу прогнозного периода.
Планируемое
в 2011 - 2013 годах сокращение дефицита
федерального бюджета, в том
числе монетарных источников
его финансирования, будет способствовать
ограничению воздействия бюджетного
канала на рост денежного предложения,
формируемого органами денежно-кредитного
регулирования. Однако, как показывают
расчеты по денежной программе в соответствии
с первым сценарием социально-экономического
развития, в прогнозный период вероятно
сохранение существенной роли бюджета
в формировании денежного предложения.
В рамках
первого варианта денежной программы,
рассчитанного исходя из значительного
снижения цен на нефть - до 60
долларов США за баррель, снижение
ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей
в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012
году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.
Для обеспечения
роста денежной базы на уровне,
соответствующем параметрам данного
варианта программы, увеличение
ЧВА должно составить в 2011 году
0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах
- 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.
Прогноз показателей
денежной программы на 2011 - 2013 годы (млрд. рублей)
|
1.01.2011
(оценка) |
1.01.2012 |
1.01.2013 |
1.01.2014 |
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант |
I вариант |
II вариант |
III вариант |
Денежная база(узкое
определение)
-наличные деньги в
обращении
-обязательные резервы |
5922
5789
133 |
6379
6230
149 |
6838
6679
159 |
7068
6904
165 |
7050
6880
171 |
7757
7569
188 |
8224
8025
199 |
7717
7523
194 |
8641
8424
218 |
9320
9085
235 |
Чистые международные
резервы
-в млрд.долларов США |
14682
486 |
14433
478 |
16121
534 |
17337
576 |
13705
454 |
17165
569 |
19606
650 |
12317
408 |
17144
568 |
20597
682 |
Чистые внутренние активы |
-8760 |
-8054 |
-9282 |
-10309 |
-6655 |
-9407 |
-11382 |
-4599 |
-8502 |
-11277 |
Чистый кредит расширенному
правительству
-чистый кредит федеральному
правительству
- остатки средств консолидированных
бюджетов субъектов Российской
Федерации и государственных
внебюджетных фондов на счетах
в Банке России
|
-4683
-3683
-1000 |
-3761
-2661
-1100 |
-4511
-3411
-1100 |
-5224
-4125
-1100 |
-2869
-1670
-1200 |
-4603
-3403
-1200 |
-6126
-4927
-1200 |
-1686
-386
-1300 |
-4693
-3393
-1300 |
-6884
-5584
-1300 |
Чистый кредит банкам
- валовой кредит банкам
- корреспондентские счета
кредитных организаций, депозиты
банков в Банке России и
другие инструменты абсорбирования свободной
банковской ликвидности |
-1400
600
-2000 |
-1616
600
-2216
|
-2158
600
-2758
|
-2359
600
-2959
|
-893
600
-1493
|
-2080
600
-2680
|
-2277
600
-2877
|
489
1600
-1111
|
-734
600
-1374
|
-983
600
-1583
|
Прочие чистые неклассифицированные активы |
-2677
|
-2677
|
-2614
|
-2726
|
-2892
|
-2724
|
-2979
|
-3403
|
-3074
|
-3409
|
Как предусмотрено "Основными
направлениями бюджетной и налоговой
политики на 2011 год и плановый период
2012 - 2013 годов", в случае снижения
цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования
бюджетного дефицита возможно использование
средств Фонда национального благосостояния
в объемах, превышающих показатели, предусмотренные
проектом федерального бюджета. Данный
сценарий может быть реализован в рамках
первого варианта программы. При этом
объем чистого кредита расширенному правительству
может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как
в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей
- в 2013 году. Согласно расчетам по программе,
в 2011 году такое увеличение чистого кредита
расширенному правительству с учетом
динамики ЧМР может вызвать необходимость
уменьшения чистого кредита банкам на
0,2 трлн. рублей и осуществления Банком
России операций по дополнительной стерилизации
свободной банковской ликвидности. Однако
в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта
будет необходима активизация других
источников роста денежного предложения:
прогнозируется увеличение чистого кредита
банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно
за счет сокращения объемов свободных
денежных средств в банковском секторе,
а в 2013 году - также за счет увеличения
валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей.6
Во втором
варианте денежной программы,
предполагающем умеренный рост
цен на нефть в рамках прогнозного
периода, соответствующий показателям прогноза платежного баланса прирост
ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей,
в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он
будет близок к нулевому.
В 2011 и 2012
годах указанный прирост ЧМР
будет частично компенсирован
сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной
в соответствии с ориентирами по инфляции,
в указанный период оценивается в объеме
0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе
с тем в 2013 году прогнозируется, что для
обеспечения роста денежной базы на уровне,
соответствующем параметрам данного варианта
программы, потребуется увеличение ЧВА
на 0,9 трлн. рублей.
В условиях
предполагаемого по данному варианту
сокращения дефицита федерального
бюджета и изменения источников
его финансирования ожидается,
что динамика чистого кредита расширенному
правительству не окажет существенного
влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого
кредита расширенному правительству возрастет
на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он
будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей
в год.
При прогнозируемой
динамике кредита расширенному
правительству в 2011 году сокращение
ЧВА будет обеспечено за счет
изменения чистого кредита банкам,
объем которого снизится на 0,8
трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый
для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен
за счет повышения чистого кредита банкам
на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно.
В соответствии
с третьим вариантом денежной
программы, основанным на предположении
о существенном росте цен на
нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР
на 2,7 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах - на
2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При
этом с учетом оцениваемой динамики денежной
базы ожидается, что сокращение ЧВА по
данному варианту должно составить в 2011
году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн.
рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить
0,1 трлн. рублей.
С учетом
предполагаемой благоприятной внешнеэкономической
конъюнктуры и более значительного
роста ВВП по данному варианту
можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения
остатков средств на бюджетных счетах
в Банке России, что соответствует снижению
чистого кредита расширенному правительству
на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн.
рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в
2013 году. При этом согласно прогнозу в
2011 году уменьшение чистого кредита банкам
может составить около 1,0 трлн. рублей,
а в 2012 году ожидается его незначительный
прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый
для увеличения денежного предложения
прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения
чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей
за счет уменьшения объема свободной ликвидности
банковского сектора.
Параметры
денежной программы не являются
жестко заданными и могут быть
уточнены при изменении экономической конъюнктуры и отклонении
фактических значений от исходных условий
формирования вариантов развития экономики.
В целях адекватного реагирования на изменение
состояния денежно-кредитной сферы и учета
возможных рисков при реализации денежно-кредитной
политики Банк России будет использовать
весь спектр инструментов, имеющихся в
его распоряжении.
3.2 Инструменты денежно-кредитной
политики и их использование
В среднесрочной перспективе
одной из важнейших задач Банка
России является создание необходимых условий для реализации эффективной
процентной политики, что предполагает
совершенствование системы инструментов
денежно-кредитной политики и переход
к более гибкому курсообразованию.
Действие автономных
факторов формирования ликвидности
со стороны бюджетных потоков (с учетом предполагаемого
дефицита бюджета), а также операций на
внутреннем валютном рынке при относительно
благоприятной внешней конъюнктуре допускает
вероятность сохранения избытка банковской
ликвидности. В этих условиях будут востребованы
инструменты абсорбирования ликвидности.
В качестве
инструментов стерилизации Банк
России продолжит использование
операций по размещению ОБР
и депозитных операций. Дополнительным
инструментом регулирования ликвидности
могут также являться операции Банка России на открытом рынке с государственными
облигациями и другими ценными бумагами
в соответствии с законодательством.
Банк России
продолжит совершенствование порядка
и условий проведения депозитных
операций, в частности путем внедрения
механизма исполнения обязательств кредитными
организациями по депозитным сделкам
путем предъявления инкассовых поручений
Банка России (по согласованию с кредитными
организациями) на списание денежных средств
в депозит с банковских счетов кредитных
организаций, участвующих в депозитных
операциях. Планируется продолжить использование
как рыночных инструментов изъятия свободной
ликвидности - депозитных аукционов, так
и инструментов постоянного действия
- депозитных операций по фиксированным
процентным ставкам. Применение последних
будет направлено на абсорбирование краткосрочной
ликвидности кредитных организаций.
С учетом
нормализации ситуации на денежном
рынке Банк России продолжит
осуществлять меры по сокращению
использования антикризисных инструментов
и возвращению к традиционным механизмам регулирования
ликвидности. Вместе с тем в случае возникновения
объективной необходимости Банк России
будет иметь возможность возобновить
использование кредитов без обеспечения
и других приостановленных к настоящему
моменту инструментов рефинансирования.
При сохранении
стабильной ситуации на денежном
рынке и отсутствии признаков
возвращения кризисных тенденций
Банк России будет концентрироваться
на регулировании краткосрочной
банковской ликвидности. При этом
банковскому сектору по-прежнему будут доступны как
рыночные инструменты рефинансирования,
так и операции постоянного действия,
процентные ставки по которым ограничивают
колебания краткосрочных процентных ставок
межбанковского кредитного рынка.
В целях
повышения эффективности инструментов денежно-кредитной
политики Банк России продолжит работу,
направленную на повышение доступности
операций рефинансирования Банка России
для кредитных организаций, включая возможность
расширения перечня активов, используемых
в качестве обеспечения по указанным операциям,
в том числе за счет золота.
Банк России
продолжит использование обязательных
резервных требований в качестве
инструмента регулирования ликвидности
банковского сектора и сдерживания
инфляционных процессов. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации,
состояния ресурсной базы российских
кредитных организаций Банк России может
принять решение относительно изменения
нормативов обязательных резервов и их
дифференциации. Вместе с тем Банк России
не исключает возможности дальнейшего
повышения коэффициента усреднения обязательных
резервов, позволяющего кредитным организациям
поддерживать ликвидность при выполнении
ими обязательных резервных требований.