Дальнейшее
развитие процентной политики
Банка России будет направлено на совершенствование системы
инструментов денежно-кредитного регулирования,
сужение коридора процентных ставок, внедрение
системы рефинансирования под единый
пул обеспечения.
Принимая решения
о выборе инструментов денежно-кредитной
политики, Банк России будет исходить как из текущих
задач, так и задач, поставленных на среднесрочную
перспективу, которыми, в частности, являются
создание условий для последовательного
снижения темпов инфляции и восстановление
устойчивого экономического роста, включая
формирование предпосылок для перераспределения
активов кредитных организаций в пользу
реального сектора экономики.
В 2011 - 2013 годах
Банк России продолжит взаимодействие
с Минфином России как в
сферах, непосредственно относящихся
к реализации денежно-кредитной политики, так и в области
дальнейшего развития национальных финансовых
рынков. В частности, будет продолжено
использование реализованного Минфином
России совместно с Банком России механизма
размещения временно свободных бюджетных
средств на депозиты в кредитных организациях,
позволяющего сглаживать воздействие
неравномерности бюджетных потоков на
состояние банковской ликвидности.7
3.3 Меры по совершенствованию
денежно-кредитной политики
Главной целью
денежно-кредитной политики в рамках
программы финансовой стабилизации
является поддержание низких текущих
темпов инфляции и создание условий для
роста инвестиций, обеспечение благоприятной
динамики курса национальной валюты, способствующей
улучшению состояния платежного баланса.
Для достижения
этой цели усилия органов денежно-кредитного
регулирования должны быть сосредоточены
на решении следующих задач:
* ограничение
денежной массы объемом, необходимым
для осуществления экономической
деятельности;
* оптимизация
структуры денежной массы и
ее распределения между секторами и
субъектами экономики;
* предотвращение
оттока капитала за рубеж;
* поддержание
на заданном уровне валютных
резервов.
Решение этих
задач требует осуществления
комплекса перечисленных ниже мер.
Чтобы добиться контроля за инфляцией
и поддерживать динамическую
стабильность курса национальной валюты
необходимо ограничить темпы роста денежной
массы и колебания уровня процентных ставок
по кредитам и депозитам экономике. Оперативное
регулирование банковской ликвидности
и ставок межбанковского рынка позволит
обеспечить стабильность расчетов, уменьшит
спекуляции на денежном рынке. Предельное
ограничение роста курса национальной
валюты в периоды инфляции, нельзя допускать
прямого кредитования дефицита госбюджета,
поэтапный перевод требований к правительству
по внутреннему долгу в среднесрочные
государственные ценные бумаги и с положительной
реальной процентной ставкой, обеспечивающей
их доходность на уровне государственных
ценных бумаг.
Краткосрочное
кредитование кассового разрыва
в доходах и расходах государственного
бюджета посредством покупки государственных
краткосрочных ценных бумаг позволит
создать условия для оперативной поддержки
госбюджета в рыночных формах, а также
необходимо установление потолка роста
денежной массы и чистых внутренних активов
ЦБ с целью ограничения роста денежной
массы - это гарантированное ограничение
темпов инфляции и предсказуемость ее
изменения.
Необходимо
установить учетную ставку ЦБ РФ на
уровне, не ниже норматива, действующего
в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести
к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной
активности, стабилизация производства.
Так же важнейшим
инструментом совершенствования денежно-кредитной
политики должно стать совершенствование
системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации
предложения денег экономике страны. Этого
можно добиться при помощи следующих мер:
* Обеспечение
создания коридора базовых ставок
рефинансирования банков на основе
аукционных и ломбардных кредитов,
что позволит перейти от количественных к ценовым методам
регулирования банковской ликвидности
и снижение ставок по кредитам экономике.
* Совершенствование
процедуры быстрого реагирования
на изменение объемов банковской
ликвидности и колебание ставок
межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит
точную настройку уровня ставок межбанковского
рынка в заданном коридоре базисных ставок
рефинансирования.
* Упорядочивание
процедур предоставления резервного
кредита отдельным банкам, испытывающим
кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность
банковской системы при кризисах ликвидности
у крупных банков, которые оказывают влияние
на экономику.
* Ограничение
эмиссии краткосрочных обязательств
Центрального Банка по мере
расширения эмиссии государственных
ценных бумаг правительства, позволит
сэкономить государственные средства
на цели регулирования денежного рынка
(300-400 млрд. руб. в год). И последним шагом
совершенствования должно явится совершенствование
систем резервных требований к коммерческим
банкам, это выражается в следующих этапах:
* Дифференсация
систем обязательного резервирования
депозитов банков, нацеленная на
увеличение доли долгосрочных
депозитов в качестве ресурса
для повышения инвестиционной
активности в стране обеспечит
повышение банковской ликвидности, стимулирование роста
долгосрочных депозитов и сокращения
массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.
* Осуществление
поэтапного пересмотра норм обязательного
резервирования в сторону их
снижения по мере сокращения
темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для
долгосрочных инвестиций, следствием
этого должно явиться сбалансированность
деловой активности и денежного предложения
в экономике, повышение мобильности предложения
денег.
* Создание
системы мониторинга конъюнктуры
денежного рынка и рынка капиталов и на
этой основе осуществление моделирования
и прогнозирования финансовых потоков
в увязке с процессами макроэкономического
развития страны это способствует повышению
эффективности государственного регулирования
денежного рынка.
3.4 Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2010 год
и период 2011 и 2012 годов
Комитет Государственной
Думы по экономической политике и
предпринимательству рассмотрел Основные
направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2010 год и период
2011 и 2012 годов и отмечает следующее.
Прогнозы
развития денежно-кредитной сферы
в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов
построены Банком России на основе
четырех вариантов прогнозируемых
цен на российскую нефть сорта
«Юралс». При этом Комитет
отмечает, что прогноз Банка России наряду
с тремя оптимистичными вариантами, содержит
и пессимистичный сценарий, предусматривающий
снижение цены на нефть сорта «Юралс»
до 45 долларов США.
Главной целью
денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012
годов остается последовательное снижение
инфляции. Так, в документе определен целевой
количественный ориентир ограничения
прироста потребительских цен в пределах:
в 2010 году - 9,0 - 10,0% (на 2009 год - 7,0 - 8,5%), в 2011
году - 7,0 - 8,0%, в 2012 году - 5,0 - 7,0%. Указанной
цели по общему уровню инфляции на потребительском
рынке соответствует уровень базовой
инфляции в 2010 году 8,5-9,5% (в 2009 году - 6,2-8,0%),
в 2011 году - 6,5 - 7,5%, а в 2012 году - 4,5-6,5%.8 При этом действия Банка
России в области денежно-кредитного регулирования
в краткосрочном периоде в значительной
степени будут связаны с минимизацией
влияния мирового финансового кризиса
на российскую экономику и банковский
сектор.
Кроме этого,
по прогнозу Банка России, долгосрочные тенденции
изменения курса рубля будут определяться
балансом внешнеторговых операций, а также
динамикой трансграничных потоков капитала.
При этом высокая волатильность потоков
капитала и их зависимость от состояния
внешних финансовых рынков будут обуславливать
неопределенность курсовой динамики.
Темпы прироста
денежной базы в узком определении,
в зависимости от сценарных вариантов
развития экономики, оцениваются Банком
России в 2010 году на уровне 8,0 - 17,0% (в 2009
году - на уровне 14,0 - 22,0%), в 2011 году - 11,0 - 19,0%,
в 2012 году - 13,0 - 19,0%. Иными словами, прогноз
Банка России предполагает последовательное
увеличение темпов прироста денежной
базы.9
Банк России
прогнозирует дальнейший рост валютных
резервов и одновременно - последовательное
снижение темпов его прироста. Так, прирост
валютных резервов в 2010 году составит
от 15,5 до 69,7 млрд. долларов США (в 2009 году
- от 58,9 до 120,6 млрд. долларов США), соответственно
по 2,3 и 4 варианту прогноза, в 2011 году -
от 3,7 до 88,9 млрд. долларов США, в 2012 году
- от 10,2 до 106,7 млрд. долларов США, соответственно
по всем вариантам прогноза (в зависимости
от уровня цен на энергоносители). Вместе
с тем, Банк России предусматривает возможное
снижение в 2010 году валютных резервов
на 8,0 млрд. долларов США по первому варианту
прогноза.
Комитет считает,
что повышение уровня жизни российского
народа и конкурентоспособности
отечественных предприятий зависит
главным образом от возможностей
проведения в стране структурной
модернизации экономики, а также от снижения
зависимости развития страны от внешних,
в том числе конъюнктурных или спекулятивных
факторов. Поэтому денежно-кредитная политика
Банка России должна быть направлена на
максимально возможное обеспечение структурной
модернизации экономики, создание благоприятных
условий для приоритетного и долгосрочного
кредитования, поддержку российским банковским
сектором реального сектора экономики,
в особенности - отечественных наукоемких
и высокотехнологичных отраслей обрабатывающей
промышленности.
С учетом вышеизложенного,
Комитет Государственной Думы по
экономической политике и предпринимательству
рекомендует Государственной Думе
принять к сведению Основные направления
единой государственной денежно-кредитной
политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, представленные
Центральным Банком Российской Федерации.
3.5 Риски денежно-кредитной
политики и стратегия на 2011-13 годы
1. Совет констатирует, что текущая
денежно-кредитная политика Банка России
характеризуется:
- дилеммой между приемлемой динамикой курса рубля и нарастающим инфляционным давлением;
- ростом зависимости от налогово-бюджетной политики Министерства финансов;
- инерционностью в части макроэкономических прогнозов;
- запаздыванием реакции относительно внешних и внутренних макроэкономических условий.
2. К главным рискам для денежно-кредитной
политики Банка России в настоящее время
Совет причисляет нарастающее инфляционное
давление и используемые в настоящее время
методы финансирования дефицита федерального
бюджета, оказывающего существенное влияние
на возможности и эффективность денежно-кредитной
политики.
3. Совет с
недоверием относится к официальной позиции денежных
властей, заявляемой в «policy statement» о том,
что наблюдаемый всплеск инфляции вызван
преимущественно неблагоприятными сезонными
факторами (а именно, шоком предложения
на продовольственном рынке лета 2010 г.),
а потому является временным. Большинство
экономистов Совета считает, что инфляционные
риски устойчиво увеличиваются и связаны
они в большей степени с синхронной реализацией
мягкой денежно-кредитной и налогово-бюджетной
политикой на фоне роста внутреннего спроса
в экономике.
4. Для анализа проекта денежно-кредитной
политики на 2011 г. Совет провел опрос профессиональных
прогнозистов для оценки ситуации на конец
следующего года (см. Приложение к Резолюции).
В целом, экономисты ожидают общее ухудшение
результатов экономической политики.
Экономический рост составит 3,8-3,9% против
правительственных 4,2%. Маловероятно, что
целевой план по инфляции будет выполнен.
Большинство экспертов ожидает рост потребительских
цен на 8,1-8,2%, что сопоставимо с результатами
2010 г. В то же время благодаря благоприятной
внешней ценовой конъюнктуре дефицит
госбюджета окажется меньше планового:
от -2,7% до -3,5% ВВП против -3,6% в проекте бюджета.
Цена на нефть, по всей видимости, будет
оставаться на текущем уровне $76-77 за баррель
нефти.
3.6 Тактика
денежно-кредитной политики в
2011-13 гг.
1. Усиление инфляционного давления
в последние месяцы (в том числе за пределом
продовольственного сегмента потребительской
корзины) свидетельствуют о необходимости
начала ужесточения денежно-кредитной
политики. По мнению членов Совета, дальнейшее
сохранение мягкой денежно-кредитной
политики, говоря языком экономико-математического
моделирования, приведет российскую экономику
к «плохому равновесию», для которого
характерны высокая инфляция и низкие
темпы экономического роста.
2. Основные направления денежно-кредитной
политики Банка России предполагают сохранение
избыточной ликвидности в банковском
секторе в ближайшие годы (в том числе
благодаря наличию факторов, неподконтрольных
денежным властям, например, монетизации
дефицита федерального бюджета). Совет
признает ограниченные в текущих условиях
возможности и влияние процентной политики
Банка России на экономический рост и
инфляцию. Подавляющая часть членов Совета
полагает, что Банк России лишен возможности
что-либо предпринять по поводу растущей
инфляции и вынужден следовать за тенденцией
международного рынка, опасаясь спровоцировать
спекулятивные атаки кэрри-трейдеров.
По этой причине основной акцент в борьбе
с инфляцией может быть сделан на изменении
политики интервенций (см. «Политика управления
валютным курсом») и управлении обязательными
резервами.10