Денежно-кредитная политика в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является исследование денежно-кредитной политики в современных условиях.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотрение цели денежно-кредитной политики;
- рассмотрение инструментов её реализации;
- характерные черты денежно-кредитной системы России.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

    Дальнейшее  развитие процентной политики  Банка России будет направлено на совершенствование системы инструментов денежно-кредитного регулирования, сужение коридора процентных ставок, внедрение системы рефинансирования под единый пул обеспечения.

    Принимая решения  о выборе инструментов денежно-кредитной  политики, Банк России будет исходить как из текущих задач, так и задач, поставленных на среднесрочную перспективу, которыми, в частности, являются создание условий для последовательного снижения темпов инфляции и восстановление устойчивого экономического роста, включая формирование предпосылок для перераспределения активов кредитных организаций в пользу реального сектора экономики.

    В 2011 - 2013 годах  Банк России продолжит взаимодействие  с Минфином России как в  сферах, непосредственно относящихся  к реализации денежно-кредитной политики, так и в области дальнейшего развития национальных финансовых рынков. В частности, будет продолжено использование реализованного Минфином России совместно с Банком России механизма размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях, позволяющего сглаживать воздействие неравномерности бюджетных потоков на состояние банковской ликвидности.7

3.3 Меры по совершенствованию  денежно-кредитной политики

Главной целью  денежно-кредитной политики в рамках программы финансовой стабилизации является поддержание низких текущих темпов инфляции и создание условий для роста инвестиций, обеспечение благоприятной динамики курса национальной валюты, способствующей улучшению состояния платежного баланса.

Для достижения этой цели усилия органов денежно-кредитного регулирования должны быть сосредоточены на решении следующих задач:

* ограничение  денежной массы объемом, необходимым  для осуществления экономической  деятельности;

* оптимизация  структуры денежной массы и  ее распределения между секторами и субъектами экономики;

* предотвращение  оттока капитала за рубеж;

* поддержание  на заданном уровне валютных  резервов.

Решение этих задач требует осуществления  комплекса перечисленных ниже мер. Чтобы добиться контроля за инфляцией  и поддерживать динамическую стабильность курса национальной валюты необходимо ограничить темпы роста денежной массы и колебания уровня процентных ставок по кредитам и депозитам экономике. Оперативное регулирование банковской ликвидности и ставок межбанковского рынка позволит обеспечить стабильность расчетов, уменьшит спекуляции на денежном рынке. Предельное ограничение роста курса национальной валюты в периоды инфляции, нельзя допускать прямого кредитования дефицита госбюджета, поэтапный перевод требований к правительству по внутреннему долгу в среднесрочные государственные ценные бумаги и с положительной реальной процентной ставкой, обеспечивающей их доходность на уровне государственных ценных бумаг.

Краткосрочное кредитование кассового разрыва  в доходах и расходах государственного бюджета посредством покупки государственных краткосрочных ценных бумаг позволит создать условия для оперативной поддержки госбюджета в рыночных формах, а также необходимо установление потолка роста денежной массы и чистых внутренних активов ЦБ с целью ограничения роста денежной массы - это гарантированное ограничение темпов инфляции и предсказуемость ее изменения.

Необходимо  установить учетную ставку ЦБ РФ на уровне, не ниже норматива, действующего в сопредельных государствах это, в конце концов, должно привести к снижению уровня инфляции, рост инвестиционной активности, стабилизация производства.

Так же важнейшим  инструментом совершенствования денежно-кредитной  политики должно стать совершенствование  системы рефинансирования коммерческих банков для стабилизации предложения денег экономике страны. Этого можно добиться при помощи следующих мер:

* Обеспечение  создания коридора базовых ставок  рефинансирования банков на основе  аукционных и ломбардных кредитов, что позволит перейти от количественных к ценовым методам регулирования банковской ликвидности и снижение ставок по кредитам экономике.

* Совершенствование  процедуры быстрого реагирования  на изменение объемов банковской  ликвидности и колебание ставок  межбанковского рынка путем операций на открытом рынке обеспечит точную настройку уровня ставок межбанковского рынка в заданном коридоре базисных ставок рефинансирования.

* Упорядочивание  процедур предоставления резервного  кредита отдельным банкам, испытывающим  кратковременный недостаток ликвидности, обеспечит стабильность банковской системы при кризисах ликвидности у крупных банков, которые оказывают влияние на экономику.

* Ограничение  эмиссии краткосрочных обязательств  Центрального Банка по мере  расширения эмиссии государственных  ценных бумаг правительства, позволит сэкономить государственные средства на цели регулирования денежного рынка (300-400 млрд. руб. в год). И последним шагом совершенствования должно явится совершенствование систем резервных требований к коммерческим банкам, это выражается в следующих этапах:

* Дифференсация  систем обязательного резервирования  депозитов банков, нацеленная на  увеличение доли долгосрочных  депозитов в качестве ресурса  для повышения инвестиционной  активности в стране обеспечит  повышение банковской ликвидности, стимулирование роста долгосрочных депозитов и сокращения массы «горячих денег», рост инвестиций в экономику.

* Осуществление  поэтапного пересмотра норм обязательного  резервирования в сторону их  снижения по мере сокращения  темпов инфляции и роста спроса на кредитные ресурсы для долгосрочных инвестиций, следствием этого должно явиться сбалансированность деловой активности и денежного предложения в экономике, повышение мобильности предложения денег.

* Создание  системы мониторинга конъюнктуры  денежного рынка и рынка капиталов и на этой основе осуществление моделирования и прогнозирования финансовых потоков в увязке с процессами макроэкономического развития страны это способствует повышению эффективности государственного регулирования денежного рынка.

3.4 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов

Комитет Государственной  Думы по экономической политике и  предпринимательству рассмотрел Основные направления единой государственной  денежно-кредитной политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов и отмечает следующее.

Прогнозы  развития денежно-кредитной сферы  в 2010 году и на период 2011 и 2012 годов  построены Банком России на основе четырех вариантов прогнозируемых цен на российскую нефть сорта  «Юралс». При этом Комитет отмечает, что прогноз Банка России наряду с тремя оптимистичными вариантами, содержит и пессимистичный сценарий, предусматривающий снижение цены на нефть сорта «Юралс» до 45 долларов США.

Главной целью  денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов остается последовательное снижение инфляции. Так, в документе определен целевой количественный ориентир ограничения прироста потребительских цен в пределах: в 2010 году - 9,0 - 10,0% (на 2009 год - 7,0 - 8,5%), в 2011 году - 7,0 - 8,0%, в 2012 году - 5,0 - 7,0%. Указанной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции в 2010 году 8,5-9,5% (в 2009 году - 6,2-8,0%), в 2011 году - 6,5 - 7,5%, а в 2012 году - 4,5-6,5%.8 При этом действия Банка России в области денежно-кредитного регулирования в краткосрочном периоде в значительной степени будут связаны с минимизацией влияния мирового финансового кризиса на российскую экономику и банковский сектор.

Кроме этого, по прогнозу Банка России, долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом высокая волатильность потоков капитала и их зависимость от состояния внешних финансовых рынков будут обуславливать неопределенность курсовой динамики.

Темпы прироста денежной базы в узком определении, в зависимости от сценарных вариантов  развития экономики, оцениваются Банком России в 2010 году на уровне 8,0 - 17,0% (в 2009 году - на уровне 14,0 - 22,0%), в 2011 году - 11,0 - 19,0%, в 2012 году - 13,0 - 19,0%. Иными словами, прогноз Банка России предполагает последовательное увеличение темпов прироста денежной базы.9

Банк России прогнозирует дальнейший рост валютных резервов и одновременно - последовательное снижение темпов его прироста. Так, прирост валютных резервов в 2010 году составит от 15,5 до 69,7 млрд. долларов США (в 2009 году - от 58,9 до 120,6 млрд. долларов США), соответственно по 2,3 и 4 варианту прогноза, в 2011 году - от 3,7 до 88,9 млрд. долларов США, в 2012 году - от 10,2 до 106,7 млрд. долларов США, соответственно по всем вариантам прогноза (в зависимости от уровня цен на энергоносители). Вместе с тем, Банк России предусматривает возможное снижение в 2010 году валютных резервов на 8,0 млрд. долларов США по первому варианту прогноза.

Комитет считает, что повышение уровня жизни российского  народа и конкурентоспособности  отечественных предприятий зависит  главным образом от возможностей проведения в стране структурной  модернизации экономики, а также от снижения зависимости развития страны от внешних, в том числе конъюнктурных или спекулятивных факторов. Поэтому денежно-кредитная политика Банка России должна быть направлена на максимально возможное обеспечение структурной модернизации экономики, создание благоприятных условий для приоритетного и долгосрочного кредитования, поддержку российским банковским сектором реального сектора экономики, в особенности - отечественных наукоемких и высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности.

С учетом вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству  рекомендует Государственной Думе принять к сведению Основные направления  единой государственной денежно-кредитной  политики на 2010 год и период 2011 и 2012 годов, представленные Центральным Банком Российской Федерации.

 

3.5 Риски денежно-кредитной политики и стратегия на 2011-13 годы

1. Совет констатирует, что текущая денежно-кредитная политика Банка России характеризуется:

    • дилеммой между приемлемой динамикой курса рубля и нарастающим инфляционным давлением;
    • ростом зависимости от налогово-бюджетной политики Министерства финансов;
    • инерционностью в части макроэкономических прогнозов;
    • запаздыванием реакции относительно внешних и внутренних макроэкономических условий.

2. К главным рискам для денежно-кредитной политики Банка России в настоящее время Совет причисляет нарастающее инфляционное давление и используемые в настоящее время методы финансирования дефицита федерального бюджета, оказывающего существенное влияние на возможности и эффективность денежно-кредитной политики.

3. Совет с  недоверием относится к официальной позиции денежных властей, заявляемой в «policy statement» о том, что наблюдаемый всплеск инфляции вызван преимущественно неблагоприятными сезонными факторами (а именно, шоком предложения на продовольственном рынке лета 2010 г.), а потому является временным. Большинство экономистов Совета считает, что инфляционные риски устойчиво увеличиваются и связаны они в большей степени с синхронной реализацией мягкой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой на фоне роста внутреннего спроса в экономике.

4. Для анализа проекта денежно-кредитной политики на 2011 г. Совет провел опрос профессиональных прогнозистов для оценки ситуации на конец следующего года (см. Приложение к Резолюции). В целом, экономисты ожидают общее ухудшение результатов экономической политики. Экономический рост составит 3,8-3,9% против правительственных 4,2%. Маловероятно, что целевой план по инфляции будет выполнен. Большинство экспертов ожидает рост потребительских цен на 8,1-8,2%, что сопоставимо с результатами 2010 г. В то же время благодаря благоприятной внешней ценовой конъюнктуре дефицит госбюджета окажется меньше планового: от -2,7% до -3,5% ВВП против -3,6% в проекте бюджета. Цена на нефть, по всей видимости, будет оставаться на текущем уровне $76-77 за баррель нефти.

 

 

 

3.6 Тактика  денежно-кредитной политики в  2011-13 гг.

1. Усиление инфляционного давления в последние месяцы (в том числе за пределом продовольственного сегмента потребительской корзины) свидетельствуют о необходимости начала ужесточения денежно-кредитной политики. По мнению членов Совета, дальнейшее сохранение мягкой денежно-кредитной политики, говоря языком экономико-математического моделирования, приведет российскую экономику к «плохому равновесию», для которого характерны высокая инфляция и низкие темпы экономического роста.

 

2. Основные направления денежно-кредитной политики Банка России предполагают сохранение избыточной ликвидности в банковском секторе в ближайшие годы (в том числе благодаря наличию факторов, неподконтрольных денежным властям, например, монетизации дефицита федерального бюджета). Совет признает ограниченные в текущих условиях возможности и влияние процентной политики Банка России на экономический рост и инфляцию. Подавляющая часть членов Совета полагает, что Банк России лишен возможности что-либо предпринять по поводу растущей инфляции и вынужден следовать за тенденцией международного рынка, опасаясь спровоцировать спекулятивные атаки кэрри-трейдеров. По этой причине основной акцент в борьбе с инфляцией может быть сделан на изменении политики интервенций (см. «Политика управления валютным курсом») и управлении обязательными резервами.10

Информация о работе Денежно-кредитная политика в современных условиях