Динамика государственных расходов в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:08, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы было углубить свои знания, разобраться и исследовать динамику государственных расходов в 90-е годы.
Для реализации своей цели я поставила следующие задачи:
разобрать теоретические аспекты государственного бюджета;
выяснить, в чем значение федерального бюджета, каков состав расходов и какова их роль в проведении экономической политики государства;
изучить формирование расходов федерального бюджета

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Теоретические аспекты государственного бюджета
Федеральный бюджет, его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства.
Состав и структура расходов
На хозяйство и поддержку экономики;
На социально-культурные нужды
Военные расходы;
Расходы на управление.

.
2. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики. Мультипликатор государственных расходов
2.1 Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета
2.2 Современный взгляд на формирование расходов
2.3 Бюджетная политика правительства РФ в 90-е годы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство  по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Ярославский государственный  университет имени П.Г.Демидова»

Кафедра мировой экономики  и статистики

 

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой___________

_______________________

_______________________

«___»____________20__г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Динамика государственных  расходов в 90-е годы»

 

 

Руководитель___________

_______________________

_______________________

«___»______________20_г.

Студент________________

«___»______________20_г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

  1. Теоретические аспекты государственного бюджета
    1. Федеральный бюджет, его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства.
    2. Состав и структура расходов
      1. На хозяйство и поддержку экономики;
      2. На социально-культурные нужды
      3. Военные расходы;
      4. Расходы на управление.

 

.

     2.  Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики. Мультипликатор государственных расходов 

    2.1 Мультипликатор налогов.  Мультипликатор сбалансированного  бюджета

   2.2  Современный взгляд на формирование расходов

    2.3  Бюджетная политика правительства РФ в 90-е годы     

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа очень актуальна  и имеет значимость для теории и практики. Она позволяет оценить  проблемы связанные с государственными расходами и их динамикой, как в 90-е годы, так и в сегодняшние дни. Работа дает возможность выявить закономерные признаки увеличения и уменьшения государственных расходов в России.

 Целью написания работы было  углубить свои знания, разобраться  и исследовать динамику государственных  расходов в 90-е годы.

 Для реализации своей цели  я поставила следующие задачи:

  1. разобрать теоретические аспекты государственного бюджета;
  2. выяснить, в чем значение федерального бюджета, каков состав расходов и какова их роль в проведении экономической политики государства;
  3. изучить формирование расходов федерального бюджета;
  4. просмотреть состав и структуру расходов по различным статьям, таких, как расходы на хозяйство, социально-культурные нужды, военные расходы и расходы на управление;
  5. разобраться в краткосрочных и долгосрочных целях бюджетно-налоговой политики и в мультипликаторе государственных расходов;
  6. выяснить современный взгляд на формирование федерального бюджета;
  7. проанализировать и подвести итоги бюджетной политики правительства РФ в 1992 – 1998 г.

 Для написание практической главы, были проанализированы все статьи государственных расходов, их формирование и значимость, все это носит теоретический характер. На основании первой главы были рассмотрены и проаргументированы все показатели госрасходов и их динамика.

Для написания работы использовались такие источники, как учебное  пособие Агаповой Т.А., Сабанти Б.М. и Родионовой В.П., значительное число статей и журналов.

 

1. Теоретические аспекты государственного бюджета

Бюджет – это особая форма  образования, исполнения фонда денежных средств. Для государственного бюджета характерно:

  1. образование расходов происходит с планом, росписью доходов и расходов;
  2. план доходов – расходов утверждается законодательным органом в виде закона;
  3. бюджет исполняется правительством и контролируется счетной палатой.

Как известно, бюджет государства  можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер. Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом.

Через бюджет государство образует и использует общегосударственный  централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство  организует перераспределение общественного  продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей. Централизованный фонд государства в лице бюджета необходим ему для осуществления своих функций, важнейшими из которых являются: расширенное воспроизводство в масштабах всего общества, удовлетворение социально-культурных потребностей граждан, решение оборонных задач, покрытие общих издержек государственного управления.

Общепринято финансовые отношения, складывающиеся у государства и субъектов  экономики, называть бюджетными. Эти  отношения чрезвычайно многообразны и охватывают все уровни хозяйствования, а совокупность этих отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие федерального бюджета.  

Итак, благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы.

1.1 Федеральный бюджет, его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства

Огромную роль расходы федерального бюджета играют в решении социальных проблем. Повышению роли расходов федерального бюджета в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан признано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Таким образом, расходы федерального бюджета, направленные на социальные нужды, представляют собой компромисс между основными группами носителей различных социально-экономических интересов в стране. Расходы бюджета служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретное время в конкретном государстве; по своей экономической природе государственные расходы являются отношениями дополнительной эксплуатации, поскольку основным источником их образования выступают налоги, представляющие вычет из заработков и доходов в масштабах всего общества. Расходы федерального бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Итак, расходы федерального бюджета  выполняют функции политического, социального и хозяйственного регулирования.

1.2 Состав и структура расходов федерального бюджета.

Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в  воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению[3].

По роли в общественном производстве расходы бюджета государства  делят на:

1) расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

2) расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

3) расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов)[4].

С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных  расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

1) расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

2) расходы на социально-культурные нужды;

3) военные расходы;

4) расходы на управление.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.; в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п. Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства[5].

Таким образом, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д. Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления.

1.2.1 Расходы федерального бюджета на народное хозяйство и поддержку экономики

Наиболее крупными до недавних пор  были расходы бюджета на народное хозяйство и поддержку экономики, а в последние годы из-за неоправданно возросших масштабов бюджетного финансирования затрат, обеспечивающих простое воспроизводство, когда на дотации уходило примерно пятая часть ВНП, резко снизилась роль бюджетных расходов в решении структурных проблем народного хозяйства. Как известно, к этому типу расходов относили расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, причем львиная доля средств направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям различных дотаций на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи низко рентабельным или даже убыточным предприятиям и т.д.

По ряду причин (важнейшие из которых  – удовлетворение потребностей армии  и наличие базовых отраслей экономики) государство вкладывает свои средства в создание предприятий с государственной или долевой (с участием государства) собственности. Как известно, на практике различают два типа государственных предприятий:

1) предприятия, находящиеся на бюджетном финансировании (государство покрывает все расходы предприятии, зачисляя в бюджет все его доходы); 
     2) автономные предприятия (государство финансирует эти предприятия в случае убытков или для развития этих предприятий)[6].

Как известно, основной функцией государственного предпринимательства является стимулирование частного предпринимательства, создание для частного предпринимательства наиболее благоприятных условий. Именно этому подчинены финансовый механизм и механизм ценообразования, общей тенденцией для которых можно назвать налоговые и кредитные льготы государственным предприятиям. К расходам государства на поддержку экономики следует отнести и покупку государством акций частных предприятий. Это один из способов помощи частным компаниям и переложения их убытков или расходов по расширению производства на бюджет. Учитывая роль и объемы расходов на финансирование народного хозяйства, нетрудно заключить, что расходы государства на экономику являются постоянной статьей расходов. И как бы значительны ни были колебания государственных расходов в экономику в пределах отдельной страны, общая тенденция этих расходов к постоянству объясняется их структурообразующей ролью, а общее их назначение — способствовать созданию наиболее благоприятных условий для частного капитала.

Учитывая вышесказанное, нетрудно себе представить пути осуществления участия государства в хозяйственной деятельности (8):

Информация о работе Динамика государственных расходов в 90-е годы