Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:08, курсовая работа
Целью написания работы было углубить свои знания, разобраться и исследовать динамику государственных расходов в 90-е годы.
Для реализации своей цели я поставила следующие задачи:
разобрать теоретические аспекты государственного бюджета;
выяснить, в чем значение федерального бюджета, каков состав расходов и какова их роль в проведении экономической политики государства;
изучить формирование расходов федерального бюджета
ВВЕДЕНИЕ 4
Теоретические аспекты государственного бюджета
Федеральный бюджет, его значение, состав расходов и их роль в проведении экономической политики государства.
Состав и структура расходов
На хозяйство и поддержку экономики;
На социально-культурные нужды
Военные расходы;
Расходы на управление.
.
2. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики. Мультипликатор государственных расходов
2.1 Мультипликатор налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета
2.2 Современный взгляд на формирование расходов
2.3 Бюджетная политика правительства РФ в 90-е годы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Внешнеэкономическая экспансия осуществляется в виде кредитов, военной помощи, подготовки кадров, предоставления технологий и сырья, долевого участия в экономических мероприятиях, в форме вывоза капитала и т.п.
Итак, очевидно широкое разнообразие форм участия государства в экономике, и, следовательно, можно утверждать, что в современном мире развитие государственного сектора экономики протекает по-разному в ведущих и развивающихся странах, но такая политика, при которой государство развивает не самые рентабельные отрасли, выгодна в целом классу капиталистов, поскольку увеличивает норму прибыли. Рассматривая развитие расходов федерального бюджета на народное хозяйство в ретроспективе, следует отметить общую тенденцию к их снижению. Там, где вложения государства создали почву для проникновения частного капитала, последний вытесняет государственный сектор. В случае же усложнения экономической ситуации в стране увеличивается доля государственных расходов.
1.2.2 Расходы бюджета на социально-культурные нужды
Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Эти расходы позволяют государству поддерживать, развивать и совершенствовать систему социально- культурного обеспечения населения. Кроме того, расходы федерального бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение, ведь они опосредованно влияют на общественное производство, т.к. способствуют улучшению качественного состава трудовых ресурсов, создают условия для повышения производительности труда за счет использования его научной организации и передовых научных достижений в этой области. Отдельно следует упомянуть о роли расходов на социально-культурные нужды в ускорении научно-технического прогресса.
К группе наиболее значимых расходов на финансирование социально- культурных мероприятий обычно относят[11]:
1) расходы на просвещение (школьное и дошкольное образование);
2) расходы на здравоохранение;
3) расходы на науку;
4) расходы на социальное страхование;
5) расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников;
Из федерального бюджета финансируются
комплексные целевые программы
по улучшению условий жизни
Таким образом, ограниченность бюджетных ресурсов, сложности со сбором налогов, появление новых статей расходов, даже несмотря на важную роль данной группы бюджетных расходов в социально-экономических процессах, не позволяет найти достаточно средств для осуществления социальной функции государства.
1.2.3 Военные расходы государственного бюджета
Последние 50 лет военные расходы неуклонно растут как в абсолютных, так и в относительных суммах[13].
Государство часть бюджетных средств направляет на оборону, основное место в которых занимает[14]:
1) закупка вооружений и военной техники;
2) затраты по текущему содержанию армии, флота и резервов, финансированию научно-исследовательских работ, конструированию экспериментальных образцов вооружения и т.п.;
3) строительство различных военных объектов, финансирование инфраструктуры, прежде всего стратегического назначения;
4) денежное довольствие армии (в основной массе - это пенсии);
5) по большому счету к данной группе расходов государственного бюджета можно отнести и траты на подготовку хозяйства страны к возможной войне.
Важной характерной чертой военных расходов является их тесная связь с политикой. Внешне военным расходам предшествуют идеологические либо политические разногласия между странами, но на самом деле в основе военных расходов мирного времени гораздо больше экономических причин – стабильный рынок сбыта при монопольно высоких ценах на закупку продукции представляет собой идеально привлекательную сферу деятельности для государства. До определенного времени Российская Федерация занимала одну из ведущих позиций на мировом рынке вооружений, что приносило ей немалые доходы. Потребности военного рынка и потенциальные огромного числа людей, связанных с обеспечением армии, представляют важнейшую часть рынка. Но в современном мире есть стремление к сокращению военных расходов федерального бюджета прежде всего за счет сокращения вооружений, а также реформирования армии. Но это также требует затрат, и немалых. Динамика расходов федерального бюджета с одной стороны, свидетельствует о намерении и участии России в программах по сокращению вооружений, а с другой, о нехватке средств в бюджете и как следствие – нестабильное состояние данного пункта расходов.
Итак, на сегодняшний день Россия последовательно проводит практические меры по сокращению военных расходов и выполняет ряд международных договоров по сокращению вооружений. Важную роль в сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная реформа, которая во многом поможет при сокращении расходов качественно улучшить прежде всего управление армией и флотом.
1.2.4 Расходы бюджета на управление
Наличие специфической управленческой
деятельности государства и выполнение
им хозяйственно-организаторской
1) законодательных органов;
2) правительства страны;
3) законодательных органов и правительств субъектов федерации;
4) местных органов власти и управления;
5) органов правопорядка;
6) органов судопроизводства и прокуратуры.
Таким образом, бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции, работ или услуг предприятий и организаций. Однако фактически расходы на управление значительно превышают бюджетные назначения за счет привлечения различных внебюджетных фондов, включая фонды политических партий. Структурно в расходах на управление преобладают расходы на зарплату, командировочные, на организацию отдыха и лечения, на пенсии и пособия.
2. Краткосрочные и долгосрочные цели бюджетно-налоговой политики. Мультипликатор государственных расходов.
Кейнсианский крест показывает, как устанавливается равновесный объем производства Y при данном уровне планируемых инвестиций I, государственных расходов G и налоговых отчислений T.
Так как равновесный уровень
национального производства может
быть достигнут вне состояния
полной занятости ресурсов (вследствие
неэффективности совокупного
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического при производстве неинфляционного ВВП.
Стимулирующая
бюджетно-налоговая политика (фискальная
экспансия) в краткосрочной
Сдерживающая
бюджетно-налоговая политика (фискальная
рестрикция) имеет своей целью
ограничение циклического
В краткосрочной
перспективе меры бюджетно-
Если государственные расходы увеличиваются на , то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину (рисунок), а равновесный объем производства возрастает на Y1 и Y2 на величину mg,где mg – мультипликатор государственных расходов.
Мультипликационный процесс начинается, когда расходы возрастают на G и увеличивают доход на эту же величину, что в свою очередь дает прирост потребления на . Этот рост потребления вновь увеличивает расходы и доход, что снова приводит к росту потребления на величину b2 и т.д. Совокупный эффект равен:
Мультипликатор
Величина мультипликатора
C=a + bY ,где
Y=C+I+G – основное макроэкономическое тождество;
C=a + bY - потребительская функция.
Подстановка потребительской функции в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:
, где (a + I + G) - автономные расходы, не зависящие от величины дохода Y, а – мультипликатор, который показывает, на сколько возрастает равновесный уровень дохода в закрытой экономике в результате роста не только государственных, но и любого из автономных расходов на единицу. Основным фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению b (МРС).
С учетом налогообложения дохода Y изменится вид потребительской функции и, соответственно, модель мультипликатора:
Y=C+I+G
C=a + b(1-t)Y ,где
- мультипликатор расходов закрытой экономики; t – предельная налоговая ставка. Предельная налоговая ставка – соотношение между приростом суммы вносимого налога и прироста дохода:
t – предельная ставка налогообложения; T – прирост суммы вносимого налога;
Y – прирост дохода.
Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставка налогообложения, тем, при прочих равных условиях более значителен эффект мультипликатора.
Эффект мультипликатора
государственных расходов в
Информация о работе Динамика государственных расходов в 90-е годы