Доходы населения: уровень, динамика, регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуру, динамику уровень и регулирование доходов населения России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие доход;
- отобразить основные показатели доходов населения в России;
- определить уровень дифференциации доходов в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие «доход» в экономической теории 4
1.1. Виды, состав и структура доходов населения 4
1.2. Показатели доходов населения
8
1.3 Взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей.


2. Доходы населения: уровень, динамика, регулирование.
2.1.Динамика и уровень жизни населения
2.2. Факторы динамики доходов
2.3. Государственное регулирование доходов



Дифференциация Доходов 14
2.1. Анализ доходов населения РФ 14
2.2 Показатели дифференциации доходов населения России 21
2.3 Государственное регулирование доходов 27
Выводы и предложения 34
Список используемых источников 35

Файлы: 1 файл

Пихтовникова Дарья Курсовая.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

Регулирование этой доли — непосредственно или  через показатель соотношения темпа  роста оплаты и производительности труда, разумеется, не отменяет необходимости регулирования соотношения динамики цен и динамики заработной платы. Оба аспекта регулирования оплаты труда дополняют друг друга при создании соответствующих механизмов и могут способствовать более эффективному воздействию этой оплаты на развитие экономики в целом.

Рассматривая  вопросы формирования заработной платы  на уровне отдельного предприятия, мы приходим к выводу, что часть фонда  потребления фирмы и общества в целом не поступает населению  для удовлетворения его потребностей через заработную плату. Если сказать точнее, путем выплаты заработной платы не удается удовлетворить потребности всех членов общества. Действительно:

·     с одной стороны, не удовлетворяются потребности нетрудоспособных и временно неработающих, особенно нетрудоспособных одиночек и семей нетрудоспособных, то есть где вообще нет работающих;

·     с другой стороны, удовлетворение социально-культурных потребностей людей в образовании, лечении, отдыхе не может быть поставлено в полную зависимость от вознаграждения за труд. Иначе практически абсолютное преимущество получают те члены общества, кто имеет высокие доходы по труду, не говоря уже о доходах по капиталу и земле. Данное положение вступило бы в противоречие с социальной справедливостью, которая призвана обеспечить развитие физических и духовных способностей каждого человека.

Поэтому возникает  объективная необходимость в  иной форме распределения материальных благ, отличающейся от их распределения  в форме заработной платы. Такой  формой и являются общественные (социальные) фонды потребления, в ряде стран их называют социальными фондами. Каково их содержание?

Общественные (социальные) фонды потребления — это часть  национального дохода общества (валового дохода фирмы), которая распределяется между людьми в значительной мере независимо от количества и качества труда.

Источником образования  заработной платы является основная часть необходимого продукта. Общественные фонды потребления черпаются из оставшейся части национального (валового) дохода. При этом источником общественных фондов потребления, идущих работникам материального производства и членам их семей, служит оставшаяся часть необходимого продукта. А источником общественных фондов потребления, идущих работникам непроизводственной сферы и членам их семей служит прибавочный продукт. В целом источником общественных фондов потребления является часть стоимости продукта, равная и представляющая в денежной форме чистый доход фирмы.

В структуре  общественных фондов потребления выделяют две важнейшие составные части:

1) централизованные  общественные фонды потребления.  Они формируются за счет средств  федерального бюджета и используются  в интересах всех членов общества. Централизованные фонды играют ведущую роль во всей совокупности социальных фондов и составляют примерно 80% их величины;

2) децентрализованные  общественные фонды потребления. Они создаются фирмами и составляют около 20% их общего объема. Используются для удовлетворения потребностей работников только данной фирмы. К ним относится часть специальных фондов фирмы, формируемых из прибыли.

Распределение общественных фондов потребления осуществляется в двух формах:

1) в форме  денежных выплат, которые используются  в основном в индивидуальном  порядке. Сюда относятся расходы на материальное обеспечение детей и учащихся, престарелых и инвалидов, выплаты по временной нетрудоспособности, оплата отпусков;

2) в форме  бесплатного или льготного обслуживания, средства которого используются  в основном в коллективном  порядке. Сюда относятся расходы на образование, на медицинское обслуживание и физическую культуру, культурно-просветительные расходы, дотации на жилье.

За счет общественных (социальных) фондов потребления финансируются  бесплатное обучение и образование, включая высшее, выплата стипендий аспирантам, студентам и учащимся средних специальных учебных заведений, бесплатная медицинская помощь и льготное санаторно-курортное обслуживание, выплачиваются государственные пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, организуется отдых, обеспечивается массовость физической культуры и спорта, оплачиваются ежегодные отпуска, дотируются квартирная плата, детские дошкольные учреждения и школы-интернаты.

Такие фонды  существуют во многих странах. За счет социальных фондов в этих странах выплачиваются тринадцатые оклады, наградные, семейные пособия. При этом основная часть социальных фондов формируется за счет заработной платы работников. Например, для получения пенсии работники платят в фонд социального обеспечения: в Германии 13% заработной платы; в Бельгии — 10; в Италии, Франции, Японии — 6—7; в США — 4%.

Потребительские блага и услуги, предоставляемые  из общественных фондов потребления, делятся на три группы:

1) продукты и  услуги, направляемые на удовлетворение ряда интеллектуальных потребностей. Так общество и фирма могут стимулировать развитие наиболее важных областей человеческой личности. Сюда относятся бесплатное обучение, культурно-просветительные мероприятия, библиотечное обслуживание;

2) блага, связанные с охраной здоровья, с обеспечением длительной трудоспособности и формированием физически совершенного человека. Сюда относятся расходы на здравоохранение, развитие физической культуры и спорта;

3) блага, которые  не могут потребляться по своему  характеру индивидуально. Таковы, например, некоторые услуги коммунального хозяйства — озеленение и благоустройство населенных пунктов, работа общественного транспорта, освещение улиц.

Общественные  фонды потребления не являются непосредственным стимулом к труду, поскольку они распределяются независимо от его производственной результативности. В связи с этим общественные фонды потребления ослабляют материальную заинтересованность в труде, порождают иждивенчество, которые могут перерасти в элементы социального паразитизма и загнивания.

В экономической  действительности существует противоречие между двумя формами распределения материальных благ: заработной платой и общественными фондами потребления. Могут возникнуть такие ситуации, когда вполне здоровым людям окажется значительно выгоднее болеть или находиться в санатории, нежели работать. Поэтому общество и фирма осуществляют расширение общественных фондов потребления лишь в рамках сохранения и укрепления принципа личной экономической заинтересованности в результатах труда. Заработная плата остается основной формой распределения материальных благ и услуг.

Различия в  уровне потребления работников все  более увеличиваются в зависимости  от величины получаемой заработной платы. И одновременно различия в уровне жизни все более уменьшаются в зависимости от состава семьи, числа иждивенцев, нетрудоспособных лиц и пенсионеров. Отсюда нетрудно сделать вывод, что общественные фонды потребления должны уменьшать различия в уровне доходов как раз в этом направлении, не подрывая принципа материальной заинтересованности в форме заработной платы.

При формировании структуры совокупного фонда  потребления материальных благ и услуг необходимо прежде всего соблюдать обоснованную пропорцию между заработной платой и общественными фондами потребления. Наилучшим является такое соотношение, при котором увеличение дифференциации в заработках сочетается с улучшением образования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, с развитием культуры и спорта.

Действительность  такова, что общественные фонды потребления растут быстрее, чем заработная плата. Это объясняется следующими причинами:

1) численность  иждивенцев и нетрудоспособных, особенно детей и престарелых, растет быстрее, чем число работающих. К тому же улучшается и удорожается их обслуживание в детских учреждениях, в санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и поликлиниках;

2) трудоспособные  пользуются все большими выплатами  из общественных фондов потребления.  С ростом заработной платы увеличивается объем социального страхования. В результате в период общественного иждивения обеспечивается уровень потребления, близкий к заработку. Достигается это за счет роста оплаты отпусков, пособий по временной нетрудоспособности, единовременных выплат.

Важно отметить, что не все члены общества пользуются общественными фондами потребления в равной мере. Существует различный уровень пенсий, пособий, различные больницы, санатории и пансионаты. Не все бывают в библиотеках, больницах и домах отдыха, далеко не все учатся в вузах. Значительно меньше доходов из общественных фондов потребления получают сельские жители в связи с неразвитостью на селе объектов социальной инфраструктуры. Поэтому и распределение через общественные фонды потребления вносит дифференциацию в уровень жизни населения, правда, на другой экономической основе по сравнению с заработной платой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Доходы населения:  уровень, динамика, регулирование

2.1Уровень жизни населения

 

Уровень жизни - степень  удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей, обеспеченность населения потребительскими благами.[5] 

Уровень жизни населения  как социально-экономическая категория  представляет собой уровень и  степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с  другой стороны, - количеством и качеством  жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо  связан с воспроизводством главной производительной силы общества - рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения 

При количественном определении  жизненного уровня обычно пользуются совокупностью абсолютных и относительных  показателей, которые характеризуют обеспеченность населения материальными и духовными благами и, соответственно, степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. Среди личных потребностей людей различают материальные потребности (потребности в предметах питания, одежде, жилье, в лечении, в транспорте и др.), духовные потребности (потребности, удовлетворяемые учреждениями науки, культуры, искусства, образования, детского воспитания), социальные потребности (потребности в обеспечении старости, в увеличении свободного времени, в равенстве мужчин и женщин, в свободе и всеобщности труда, в единстве коренных общественных интересов). 

Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.

При систематизации показателей уровня жизни выделяют четыре основных раздела:

 

1. базисные показатели уровня жизни с подразделами: показатели стоимости жизни и потребления населения, показатели доходов, показатели соотношения доходов и стоимости жизни, дифференциации доходов и уровня бедности;

 

2. показатели условий жизни населения (характеристики обеспеченности населения объектами инфраструктуры, персоналом и техническими средствами отраслей социальной сферы, характеристики состояния и эффективности деятельности отраслей социальной сферы.)

 

3. демографические параметры;

 

4. природно-климатические условия;

 

Для учета уровня жизни  населения используются индексы стоимости жизни, количественно выражающие относительное изменение степени материального благосостояния, социальных и культурных условий жизни, отдельных социальных групп. Уровень стоимости жизни определяется представительной структурой расходов среднего жителя (семьи) данной страны на приобретение соответственной “потребительской корзины” товаров и услуг. Индекс стоимости жизни отражает изменения в стоимости “потребительской корзины” в результате произошедших изменений в уровне цен и тарифов. Индекс стоимости жизни рассчитывается путем определения среднего изменения рыночных цен только на те товары и услуги, которые покупаются определенными слоями населения. За основу расчетов берут розничные цены стандартного набора благ и услуг.

Социальная политика  нашего  государства в период 2009-2012 гг.

была направлена на стабилизацию и повышения уровня жизни населения.

Для этого требовалось  обеспечить рост денежных доходов населения  и

повысить их реальное содержание. После значительного  сокращения

доходов населения в 2009 году, их восстановление идет умеренными

темпами. За 2010-2012 годы реальная заработная плата выросла на 4,4%,

реальные располагаемые  денежные доходы населения  - на 7,3 процента. [19]

Информация о работе Доходы населения: уровень, динамика, регулирование