Доходы населения: уровень, динамика, регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуру, динамику уровень и регулирование доходов населения России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие доход;
- отобразить основные показатели доходов населения в России;
- определить уровень дифференциации доходов в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие «доход» в экономической теории 4
1.1. Виды, состав и структура доходов населения 4
1.2. Показатели доходов населения
8
1.3 Взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей.


2. Доходы населения: уровень, динамика, регулирование.
2.1.Динамика и уровень жизни населения
2.2. Факторы динамики доходов
2.3. Государственное регулирование доходов



Дифференциация Доходов 14
2.1. Анализ доходов населения РФ 14
2.2 Показатели дифференциации доходов населения России 21
2.3 Государственное регулирование доходов 27
Выводы и предложения 34
Список используемых источников 35

Файлы: 1 файл

Пихтовникова Дарья Курсовая.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

внимание низкая оплата труда в сельском хозяйстве и  в отраслях

социальной сферы. В  промышленности, где уровень оплаты труда

превышает средний по стране (18881,3 руб. в 2011 году, 20714,7руб. в 

2012г.) наблюдается большая  дифференциация доходов по отраслям.

Также сильное влияние  на дифференциацию доходов населения 

оказывают региональные различия, обусловленные природно-

географическим положением регионов, их экономической и социально-

демографической спецификой. По данным Федеральной службы

государственной статистики, в 2010 г. большинство российских регионов

имели среднедушевой  доход в месяц 18881,3 руб. в 2009 г. -17006,8 руб. в

2011г.- 20700,7руб., в Москве  среднедушевой денежный доход  за 

аналогичный 2009-2011г. период в среднем составил 43875,7 руб., т. е.

больше среднероссийского  в 2,5 раза. Это объясняется сосредоточением  в 

Москве основного массива финансово-кредитных структур с высокими

доходами.[4]

Уровень жизни населения  в России подвержен постоянным изменениям. По данным Федеральной службы государственной  статистики [5], представленным в таблице 3, среднемесячная начисленная заработная плата в октябре 2012г. составила 26256 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года выросла на 12,1%, в январе-октябре 2012г. - на 14,0%.

 

Приложение 9

 

Альтернативная оценка Центра развития  показывает, что потери населения, связанные с кризисом в среднем за 2009 г., составили 4,5%, а прирост в 1 кв. 2010 г. по отношение к тому же периоду 2009 г. —  4,8%. То есть реальные располагаемые доходы по отношению к предкризисному 3 кв. 2008 г. остаются ниже на 1,1%. Таким образом, по оценкам Центра развития, в отличие от официальной статистики по итогам 1 кв. 2010 г., потери населения в доходах, связанные с  кризисом, компенсированы не полностью. 

Исходя из официально опубликованных данных Росстата о динамике сбережений, следует, что отношение этого компонента к доходам населения очень мало менялось — как до кризиса, так и в последний год (находясь на уровне около 8% доходов населения), за исключением всплеска в острой фазе кризиса. На взгляд Центра развития, эта динамика, как и другие упомянутые выше параметры сектора домохозяйств, не выглядит достаточно правдоподобной, поскольку перед кризисом спрос населения на недвижимость увеличивался быстрее, чем росли его доходы, что и обусловило «перегрев».

Динамика прочих сбережений, которую Центр развития пересчитал на  основании собственной оценки доходов населения, указывает на рост их доли в период с 2006 по 2008 г., и сокращение в течение 2009–2010 гг. (см. график 3).

(Приложение 5)

(Приложение 6)

Основным событием первого  квартала 2012 г., повлиявшим на общую динамику доходов населения, стало масштабное повышение пенсий, проведенное в два этапа — в декабре 2011 г. (на 14%) и в январе 2011 г. — еще на 15%. Объем пенсионных выплат населению относительно того же периода 2011 г. вырос примерно на 45% в реальном выражении. Это повышение отразилось на динамике доходов — на приведенном выше графике виден «горб» в январе. После повышения пенсий их доля в структуре доходов населения увеличилась с 9% до 12–13%. 

В  2012 году в значительной мере удалось стабилизировать состояние имеющейся в хозяйствующих субъектах Российской Федерации просроченной задолженности по оплате труда. В частности, по состоянию на 1 декабря 2012 года, по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности составила 2,3 млрд рублей. При этом, к 1 декабря 2012 года задолженность по заработной плате из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации (0,8 млн рублей) отсутствовала в 81 регионе, из-за несвоевременного получения денежных средств из местных бюджетов (6 млн рублей) – в 78 регионах, из-за несвоевременного получения денежных средств из федерального бюджета (109 млн рублей) – в 78 регионах (задолженность, в основном, в Мурманской области и Республике Бурятия). 

Следует отметить, что  на протяжении истекших месяцев 2012 года общий объем регистрируемой просроченной задолженности по оплате труда в  Российской Федерации ни разу не поднимался выше среднего уровня 2011 года в размере 2,4 млрд рублей 

За январь – ноябрь 2012 года государственными инспекциями  труда было проведено свыше 50 тысяч  проверок соблюдения работодателями законодательства об оплате труда, по результатам которых были произведены выплаты задержанной заработной платы 315 тысяч работникам на общую сумму 4,29 млрд рублей. За допущенные работодателями всех форм собственности нарушения законодательства об оплате труда к административной ответственности в виде штрафа было привлечено 21887 должностных лиц и 6150 юридических лиц.  Дисквалифицировано 115 виновных должностных лиц. 

Заработная плата бюджетников  стала расти быстрее, чем заработная плата по экономике в целом. По данным за 9 месяцев 2012 года реальная зарплата работников здравоохранения увеличилась на 12,1 %, работников образования – на 16,2 % (реальная заработная плата по экономике в этот период составляла 9,4 %). 

1 октября 2012 года проведена  индексация оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений на 6 %. Аналогичные решения были приняты субъектами РФ в отношении региональных бюджетных учреждений. 

Следующая индексация фонда  оплаты труда, формируемого за счет средств  федерального бюджета, запланирована  на 1 октября 2013 года, также в размере 6 %. 

В рамках реализации Указа  Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» утверждена Программа  поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, которая предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг. Системы оплаты труда будут ориентированы на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений, развитие кадрового потенциала работников учреждений. 

К 2013 году средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений будет  доведена до средней заработной платы  в сфере общего образования в соответствующем регионе. К 2018 году будут осуществлены мероприятия по повышению средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников, а также некоторых других категорий работников здравоохранения – до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе и доведению средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры, социальных работников, среднего медицинского (фармацевтического) персонала – до 100% средней заработной платы в соответствующем регионе. 

Минтрудом России подготовлен  проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера), который вносит изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающие заключение трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения на основе типовой формы трудового договора. 

Кроме того, в Трудовом кодексе Российской Федерации и  Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» предлагается установить обязанность  для граждан, претендующих на замещение, а также замещающих должности  руководителя государственного (муниципального) учреждения, представлять учредителю сведения о доходах, об  имуществе и обязательствах имущественного характера. Представление сведений предусмотрено, начиная с доходов за 2012 год. 

С целью установления соотношения средней заработной платы руководителей и работников федеральных государственных учреждений, принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. № 975 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», вступающее в силу с 1 января 2013 года. Постановлением предусматривается введение предельного уровня соотношения средней заработной платы руководителя учреждения и средней заработной платы работников учреждения в кратности от 1 до 8.  
Читайте далее[18]

Среднемесячная начисленная  заработная плата в 2012г., по оценке Росстата, составила 26 тыс. 690 руб. и по сравнению  с 2011г. выросла на 13,3%. В декабре 2012г. этот показатель увеличился по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года на 6,9%.

Суммарная задолженность  по заработной плате по кругу наблюдаемых  видов экономической деятельности на 1 января 2013г. составила 1 млрд 560 млн  руб. и по сравнению с 1 декабря 2012г. снизилась на 788 млн руб. (-33,6%).

Напомним, реальные располагаемые денежные доходы населения РФ, по данным Росстата, в 2011г. выросли на 0,4% по сравнению с 2010г. В декабре 2011г. располагаемые денежные доходы населения РФ выросли на 3,6% по сравнению с декабрем 2010г., по сравнению с ноябрем 2011г. - на 44,3%. 

24 декабря 2012г. заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач сообщал, что рост реальных располагаемых доходов населения по итогам 2012г. может превысить прогнозный показатель МЭР в 3,3% и составить более 4%. Также он отмечал, что рост реальной заработной платы в 2012г. может оказаться выше прогноза на уровне 8% и составить 8,5-9%.[20]

 

Приложение 10

 

2.2 Показатели  дифференциации доходов населения  России

 

В течение 90-х годов  в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие  доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация.[12] 

Уровень дифференциации доходов показывает Коэффициент  Джини

Дифференциация доходов  населения в России не такая уж и высокая. Конечно, в социально-развитых странах она значительно меньше, но есть и такие страны, где дифференциация находится на гораздо более высоком уровне, чем в России.

Например, значение коэффициента Джини в США составляет 0,408, в  Великобритании — 0,361, в Швеции — 0,250, в Японии — 0,249, в Зимбабве — 0,568, в Мексике — 0,537, в Чили — 0,565). По некоторым оценкам, одна шестая часть населения России сосредоточила в своих руках 57% всех денежных доходов и 92% доходов от собственности. Сложившаяся сегодня в России модель социальной стратификации характеризует в высшей степени дифференцированное общество. [1]

Оценить дифференциацию доходов можно так же и с  помощью коэффициента фондов. В 2008 году он был равен 16,9. В первом полугодии 2009 года снизился до 15,8, что говорит  о снижении дифференциации доходов населения.

По итогам 2008 года коэффициент  Джини в Росии был 0,422, а коэффициент  фондов - 16,8. В 2009 году коэффициент фондов остался 0,422, а коэффициент фондов немного снизился до 16,7. Таким образом, в 2009 году дифференциация доходов населения  незначительно снизилась по сравнению с 2008 году.[12]

Другим из наиболее часто  употребляемых показателей дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных. Динамика децильного коэффициента в России представлена на рисунке 2.  
 
 
 
Рисунок 2. Динамика децильного коэффициента в России 

 

По официальным данным, в России он 15,3:1, что, по меркам стран  “восьмерки”, куда мы входим, очень много. А в Москве, по экспертным данным, вообще не менее 50:1. К тому же от 30% до 40% доходов у нас до сих пор в тени, и основная часть этих теневых доходов идет в верхние децили. Значит, реально расслоение больше. По расчетам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, порядка 30:1. И это совсем не похоже на Европу. Это Бразилия, Колумбия, где есть очень узкий круг очень богатых людей, а основная масса людей бедная. И, даже по официальным данным, расслоение продолжает расти.[1]

Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в  низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 2007 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 280%  от среднего общероссийского уровня, органов управления – 123%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования – 63%, культуры – 56, 6%, здравоохранения – 76%. Неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния.  Россия не достигла того уровня, при котором, происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и  предложения

 

Итак, доходы, т.е. сумма  денежных средств и материальных благ, которые получают или производят домашние хозяйства, могут быть получены из следующих основных источников: оплата за результат труда, трансфертные платежи, занятость в неформальном секторе, а также безденежные доходы. Оплата труда, т.е. заработная плата в 90-ые годы в РФ практически перестала выполнять свои основные функции из-за слишком низкого её уровня. Несмотря на то, что минимальная заработная плата и средние доходы населения постоянно растут, минимальная оплата труда по величине далека до прожиточного минимума, а доходы населения колеблются от величины минимума заработной платы до очень высоких значений.

Информация о работе Доходы населения: уровень, динамика, регулирование