Доходы населения: уровень, динамика, регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение структуру, динамику уровень и регулирование доходов населения России.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие доход;
- отобразить основные показатели доходов населения в России;
- определить уровень дифференциации доходов в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие «доход» в экономической теории 4
1.1. Виды, состав и структура доходов населения 4
1.2. Показатели доходов населения
8
1.3 Взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей.


2. Доходы населения: уровень, динамика, регулирование.
2.1.Динамика и уровень жизни населения
2.2. Факторы динамики доходов
2.3. Государственное регулирование доходов



Дифференциация Доходов 14
2.1. Анализ доходов населения РФ 14
2.2 Показатели дифференциации доходов населения России 21
2.3 Государственное регулирование доходов 27
Выводы и предложения 34
Список используемых источников 35

Файлы: 1 файл

Пихтовникова Дарья Курсовая.doc

— 450.50 Кб (Скачать файл)

сопоставим доходы и  величину прожиточного минимума, то в  среднем на

душу населения в 2010 году доход составил 18887,1 руб., а величина

прожиточного минимума 5902 руб., доходы превышали прожиточный 

минимум в 3,2 раза, в 2011 году в 3,3 раза, а в 2012 году в 3,4 раза. Это 

означает, что уровень  жизни тоже улучшался.

 

1.2 Показатели, характеризующие  доходы населения


Оптимальным инструментом для измерения благосостояния общества являются доходы населения.

В самом широком  аспекте в задачи изучения доходов  населения входят:

  • измерение размеров и структуры доходов населения на разных стадиях воспроизводства ВВП (макроэкономический уровень);
  • характеристика потребительского поведения домашних хозяйств с точки зрения процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на уровне отдельных домохозяйств или их групп (микроэкономический уровень);
  • измерение покупательной способности доходов населения в динамике и пространстве, а также оценка экономического расслоения и бедности.

Многообразие  задач статистики доходов реализуется  различными показателями, отличающимися  методологией построения и информационной базой.

По данным баланса денежных доходов и расходов населения определяются объем, состав, источники формирования и основные направления использования денежных доходов. На его основе устанавливается та часть национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных средств.

Доходная часть баланса отражает денежные доходы населения, включая выплаченную заработную плату наемных работников, доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы (объем скрытой заработной платы).

Перечисленные показатели вычисляются в текущих  ценах соответствующих лет и  называются номинальными.

Уменьшив общие  денежные доходы на суммы обязательных платежей и добровольных взносов, номинальные  доходы преобразуются в располагаемые  доходы, остающиеся в распоряжении населения.

Номинальные денежные доходы населения характеризуют общее количество денег, которое получено (или начислено) за определенный период времени.

Располагаемые денежные доходы — это доходы, которые могут быть использованы на личное потребление и сбережения. Они равны номинальным доходам за вычетом налогов, обязательных платежей и добровольных взносов населения.

При этом объем товаров  и услуг, который население может  приобрести на полученные им доходы, во многом определяется уровнем цен. Поэтому  показатели доходов пересчитываются  в реальное выражение путем корректировки  наиндекс потребительских цен (Iп.ц). Таким образом, реальные характеристики получают как результат деления соответствующих показателей доходов населения на ИПЦ.

В статистических публикациях  реальные размеры денежных доходов  населения (а также начисленной  заработной платы, назначенных пособий) приводятся не в абсолютном, а в  относительном выражении (в индексной  форме), т. е. путем деления индексов соответствующих показателей доходов на индекс потребительских цен за конкретный временной период (или умножением на индекс покупательной способности денег (Iп.с, который является обратным по отношению к Iп.ц).

Например, индекс реальных денежных доходов (Iр.д) и реальных располагаемых денежных доходов (Iр.р.д) определяют делением индексов соответствующих показателей (номинальных денежных доходов — Iн.д и располагаемых денежных доходов — Iн.р.д) на индекс потребительских цен:

Iр.д = Iн.д : Iр (или Iр.д = Iн.д × Iп.с);

Iр.р.д = Iн.р.д : Iр (или Iр.р.д = Iн.р.д × Iп.с).

Реальные денежные доходы отражают покупательную способность денежного дохода. Это номинальные денежные доходы текущего периода, скорректированные на индекс потребительских цен.

Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из скорректированных на индекс цен денежных доходов текущего периода, за вычетом обязательных платежей и взносов. В 2004 г. по сравнению с 2003 г. они увеличились на 8,0%.

Основными источниками доходов населения являются:

  • факторные доходы (доходы от основных факторов производства, которыми владеют домохозяйства): заработная плата, доходы от собственности (арендная плата, проценты, дивиденды), доходы от предпринимательской деятельности (прибыль);
  • трансфертные платежи: пенсии, пособия, стипендии и т. д.;
  • другие поступления: страховые возмещения, доходы от продажи иностранной валюты и пр.

В различных  экономических системах существуют разные принципы распределения доходов.

Обычно выделяют четыре основных принципа:

  • уравнительный;
  • рыночный (в соответствии с владением тем или иным фактором производства);
  • по накопленному имуществу;
  • привилегированное (перераспределение богатства в пользу определенных слоев общества).

В реальной действительности эти принципы сочетаются, обусловливая характерную для данного общества дифференциацию распределения доходов.

Можно назвать следующие причины неравенства доходов в современном обществе:

  • различия в факторах производства, которыми владеют домохозяйства, в размерах накопленного имущества;
  • различия в оплате труда, которые, в свою очередь, связаны с различиями в интеллектуальных и физических способностях, уровне образования и профессиональной подготовки, а также трудовой мотивации (желании много и продуктивно трудиться);
  • различия в демографических характеристиках домохозяйств: размере семьи, соотношении работающих и иждивенцев, состоянии здоровья, а также в географических и климатических условиях проживания;
  • стихийные бедствия, болезни, потеря кормильца, безработица, дискриминация по полу, возрасту, национальности или социальному положению.

Степень неравенства  доходов в обществе отражается при  помощи ряда показателей. Коэффициенты дифференциации доходов населения  устанавливают размер превышения денежных доходов высокодоходных групп по сравнению с низкодоходными группами населения.

Различают:

  • коэффициент фондов — соотношение между средними значениями доходов сравниваемых групп или их долями в общем объеме доходов;
  • децильный коэффициент — соотношение между средними доходами 10% самых обеспеченных граждан и 10% самых бедных.

Децильный коэффициент  свыше 10 считается социально опасным. В Японии и США он составляет 7-8 раз. В странах западной Европы —  около 5-6. В России в 2004 г. децильный  коэффициент составил 15,0(в 1995 г. он составлял 13,5).

Показатели доходов на душу населения

Кроме перечисленных  в анализе уровня жизни применяются  показатели доходов на душу населения. Ими широко пользуются для сравнительного анализа доходов населения по отдельным регионам, отраслям экономики, социальным группам.

Среднедушевые денежные доходы вычисляются делением общей суммы денежных доходов населения за год наналичное население.

Среднедушевые характеристики рассчитываются не только по всем номинальным и реальным показателям в целом, но и по их отдельным составляющим. Таковыми являются, например, показатели средней номинальной и реальной заработной платы, назначенной пенсии, пособий, имеющих особое значение для оценки уровня жизни населения. Таким образом, среднедушевые доходы определяются не только для всего населения в целом, но и для его отдельных контингентов — работающих в экономике, учащихся, пенсионеров и т. п.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике определяется делением начисленного месячного фонда заработной платы на среднесписочную численность и количество месяцев в периоде. При этом социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату.

Средний размер назначенной месячной пенсии получается в результате деления общей суммы назначенных месячных пенсий на соответствующую численность пенсионеров.

Среднедушевые показатели доходов в реальном выражении обычно приводятся в процентах к предыдущему году, т. е. в индексной форме.

Социальные  нормативы

При изучении уровня жизни определяющее значение отводят  социальным нормативам и средним  минимальным доходам населения. Они утверждаются в законодательном порядке и являются важнейшими гарантиями доходов населения, которые должны быть обеспечены государством исходя из достигнутого уровня социально-экономического развития страны. К социальным нормативам относятся прожиточный минимум, минимальная оплата труда, пенсия по старости и др.

По итогам выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств определяют объем и состав совокупного  дохода, выявляют различия уровня доходов  по отдельным типам домашних хозяйств в зависимости от места нахождения, состава семьи, занятости и других социально-демографических и природно-климатичеcких факторов.

Совокупный доход домашних хозяйств включает денежный доход (совпадает по содержанию с аналогичным показателем баланса денежных доходов и расходов), стоимость потребленных продуктов питания собственного производства или поступивших из других источников (помощь родственников и т. п.), а также стоимость предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.

Денежные и  совокупные доходы домашних хозяйств до уплаты налогов и обязательных платежей являются номинальными, а после указанных выплат — располагаемыми. Для изучения тенденций во времени совокупные и располагаемые денежные доходы рассчитываются в реальном выражении (путем корректировки на индекс потребительских цен).

В рамках системы  национальных счетов с учетом международных  стандартов в настоящее время  вводятся новыемакроэкономические показатели. Так, для анализа уровня жизни все большее распространение получают показатели валового и скорректированного располагаемого дохода сектора домашних хозяйств.

Валовой располагаемый доход включает сумму первичных доходов, полученных домашними хозяйствами-резидентами в связи с их непосредственным участием в процессе производства (оплата труда, смешанные доходы, доходы от собственности), а также сальдо полученных и переданных текущих трансфертов.

Скорректированный располагаемый доход равен сумме располагаемого дохода и социальных трансфертов в натуральной форме (стоимость бесплатных или по льготным ценам услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и т. д.).

Особенностью  измерения доходов населения  является то обстоятельство, что процессы формирования доходов и их использования  не всегда поддаются прямому наблюдению, а некоторые элементы могут быть оценены лишь косвенно («теневая»  экономика, занятость в неформальном секторе экономики).

 

 

 

1.3. Взаимосвязь доходов и макроэкономических показателей.

В макроэкономическом аспекте важно также соблюдение оптимальной структуры валового внутреннего продукта в смысле пропорции его распадения на часть, используемую для оплаты труда и связанных с ней социальных выплат, и часть, распределяемую между работодателем и государством. Известны данные о значительном снижении доли оплаты труда наемных работников в ВВП, причем логично ожидать от работодателей попыток еще в большей мере сократить ее удельный вес в последующие периоды. В этой связи важно подчеркнуть, что государство не в состоянии нормативно задать какое-либо соотношение, определяющее долю оплаты труда в созданном валовом доходе, чистом продукте или в объеме произведенной продукции (в отличие от показателя соотношения темпов роста цен и заработной платы) - слишком много факторов здесь сказывается, включая применяемые средства производства, отраслевую принадлежность предприятий, динамику цен, уровень оплаты труда. Однако соотношение, о котором идет речь, вполне поддастся регулированию в рамках коллективных договоров предприятий, а также — в определенных пределах — в рамках отраслевых соглашений работодателей с профсоюзами (с помощью установления в этих соглашениях конкретных долей оплаты труда в произведенном продукте).

Следует иметь  в виду, что повышение доли оплаты труда в произведенном продукте будет обеспечиваться лишь в том  случае, если соотношение темпов роста оплаты труда и производительности труда превысит 50%. Стоит, даже, подчеркнуть, что это соотношение не входит в круг эффективно работающих на макроуровне показателей — в том числе в связи с методическими трудностями расчета: рост производительности труда достоверно рассчитывается только в сопоставимых ценах, а заработная плата всегда выплачивается как номинальная (с меняющейся покупательной способностью). В этой связи было бы желательным исчислять соотношение темпов роста производительности труда и реальной заработной платы, однако данный показатель вряд ли может работать как регулятор действительных пропорций, которые всегда выражаются в текущих ценах. Кроме того, ценовое выражение производительное трупа весьма неточно, причем в тем большей мере, чем более широка номенклатура учитываемой продукции и чем значительнее происходящие в ней структурные сдвиги; остается пресловутая проблема сопоставимых цен. Вот почему, хотя в странах рыночной экономики показатель, о котором идет речь, почти не используется на макроуровне, он активно и плодотворно применяется на уровне отдельных фирм, предприятий, что в конечном счете обеспечивает поддержание должной доли оплаты труда в ВВП.

Информация о работе Доходы населения: уровень, динамика, регулирование