Домохозяйства как субъекты рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:18, курсовая работа

Описание работы

Итак, целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры домохозяйства: его социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных видов домохозяйств; анализ развития домашнего хозяйствования в России и других странах; взаимодействия домашних хозяйств с другими субъектами рыночных отношений – фирмами и государством.
Задачи работы в том, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию на рынке, сделать соответствующие выводы и как-то прокомментировать эту проблему в отношениях домохозяйств с другими субъектами рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
Глава 1. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений………………….4
1.1.Понятие и виды домохозяйств…………………………………………..4
1.2.Домохозяйства как субъекты рынка…………………………………….7
1.3.Связи и источники доходов домашнего хозяйства …………………..12
Глава 2. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике….......17
2.1. Представление потребительских предпочтений с помощью кривых безразличия ………………………………………………………….17
2.2. Факторы, определяющие поведение потребителя…………………............19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая по эконом теории.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство образования  Российской Федерации

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

Восточно-Сибирский государственный  технологический университет

 

Кафедра «Экономическая теория, национальная и мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

на тему:

 

Домохозяйства как субъекты рыночных отношений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Жигжитов Д. Б.

530-1

 

Проверил: Аюрзанайн А. Б.

 

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3

Глава 1. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений………………….4

1.1.Понятие и виды домохозяйств…………………………………………..4

1.2.Домохозяйства как субъекты  рынка…………………………………….7

1.3.Связи и источники доходов  домашнего хозяйства …………………..12

Глава 2. Рациональное поведение потребителя в рыночной экономике….......17

2.1. Представление потребительских  предпочтений с помощью кривых    безразличия …………………………………………………………….17

2.2. Факторы, определяющие поведение  потребителя…………………............19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как известно, домашнее хозяйство (домохозяйство) является одним из субъектов рыночных отношений. Этот субъект рынка является чуть ли не самым важным и влиятельным на экономику в целом.

В современном мире каждый участник рыночных отношений стремится получить выгоду, а, следовательно, и прибыль. Таким образом, он должен как-то приспосабливаться  к окружающему  миру и, соответственно, вынужден сталкиваться с различными трудностями и проблемами.

Рынок – это прежде всего конкуренция. Таким образом, в условиях рынка  домохозяйства вынуждены вести  борьбу за потребителя, но, в то же время  нельзя работать себе в убыток, следовательно, приходится искать какие-то пути решения этой проблемы.

Итак, целью данной работы является проведение исследования, рассмотрение и анализ структуры домохозяйства: его социальной, юридической и экономической сторон; изучение разнообразных видов домохозяйств; анализ развития домашнего хозяйствования в России и других странах; взаимодействия домашних хозяйств с другими субъектами рыночных отношений – фирмами и государством.

Задачи работы в том, чтобы проанализировать сложившуюся ситуацию на рынке, сделать  соответствующие выводы и как-то прокомментировать эту проблему в отношениях домохозяйств с другими субъектами рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Домохозяйства как субъекты рыночных отношений

 

 

1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ

 

Домашнее хозяйство – это  экономическая единица в составе  одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Она самостоятельно принимает решения на потребительском рынке. Она является собственником какого-либо фактора производства (земля, капитал, рабочая сила). Стремится максимально удовлетворить свои потребности. Домохозяйством, кроме семей, могут называться и организации, которые занимаются производством (церковь, профсоюз, партия).

Домашнее хозяйство – один из трёх субъектов экономической деятельности. Домохозяйство охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно проживает человек, семья.

Домохозяйство трактуется как хозяйственная  единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим  бюджетом и местом проживания, снабжает экономику ресурсами и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности человека. Понятие домохозяйства объединяет всех потребителей, наёмных работников, владельцев крупных и мелких капиталов, земли, средств производства, лиц, занятых и незанятых в общественном производстве.

В общем, домохозяйство можно охарактеризовать как самостоятельную экономическую  единицу, состоящую из одного или  нескольких человек, обладающих каким-либо производственным ресурсом, и стремящихся к  наиболее полному удовлетворению своих потребностей.

 

Основные признаки домохозяйства  – это:

  • Совместное проживание и обустройство быта.
  • Совместное ведение хозяйства.
  • Обладание определёнными ресурсами.
  • Самостоятельность в принятии хозяйственных решений.
  • Стремление к максимальному удовлетворению потребностей. 

Виды домохозяйств:

    1. Единичные домохозяйства или просто домохозяйства.

Единичные домохозяйства образованы одиночками, отдельными или несколькими  семьями , а также этими семьями  совместно с одиночками.  Единичные домохозяйства в РФ в своем составе насчитывают 139млн. человек, что составляет 94% всего населения страны.

    1. Групповые домохозяйства.

Групповые домохозяйства образованы постоянными или временными группами людей для совместной организации и обустройства своего быта  в различных общежитиях и интернатах, в солдатских казармах, кельях монастырей и бараках исправительно-трудовых учреждений. Они в РФ объединяют 9млн. человек, или 6% всего населения страны.

Домашние хозяйства классифицируются по следующим признакам:

  1. Территориально-региональная принадлежность (местность, регион страны, природно-климатическая зона и т.п.).
  2. Демографическая характеристика (семейные и несемейные домохозяйства, число членов домохозяйства, половозрастные характеристики).
  3. Имущественная характеристика (характер жилья, число комнат, наличие автомобиля, дачи, земельного участка и т.п.).
  4. Доходная характеристика (среднедушевой доход, доходная группа, источники дохода и т.п.).
  5. Экономическая характеристика (занятость, отрасль производства, сектор экономики, тип предприятия, должность и т.п.).
  6. Трудовой потенциал (число трудоспособных, уровень образования, профессиональная подготовка и т.п.).
  7. Социальный статус домохозяйства (определяется по главе семьи или члену семьи, имеющему максимальный доход).1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ДОМОХОЗЯЙСТВА КАК СУБЪЕКТЫ РЫНКА

 

Чтобы дать характеристику экономическому субъекту требуется указать на:

  • источник и величину его доходов
  • направления и величину его расходов

Домохозяйство - это имущество, денежные средства, орудия труда, используемые людьми в домашних условиях. Оно охватывает экономические процессы, происходящие по месту жизни людей, семей.

Доходы домохозяйства - это частные доходы. Они формируются  за счет:

  • заработной платы                     
  • труда
  • прибыли собственника            
  • капитала
  • процента и дивиденда              
  • участия в акционерном обществе
  • ренты                                          
  • природных ресурсов (земли)

 

Доход каждого домохозяйства расходуется  по трём направлениям:

  • выплата налогов государству
  • удовлетворение личных потребностей
  • формирование личных сбережений

 

Сбережения - это посленалоговая не потребляемая часть годового личного

дохода домохозяйства. Различают следующие виды сбережений:

  • домашние (в налично-денежной форме)
  • институционные (банковские депозиты, страховые полисы, облигации, акции, и др.):
    1. а) «защитные» - действия по сохранению исходной покупательной силы данной суммы денег. Они выполняют роль самостоятельного страхования от непредсказуемых обстоятельств.
    2. б) «спекулятивные» - действия по умножению покупательной силы данной денежной суммы. Они выполняют роль своеобразного «семейного бизнеса» по правилам рыночной экономики.2

В целом, сбережения - это отложенный спрос на реальные блага (товары и услуги), и эта «отложенность» превращает сбережения в постоянный «дамоклов меч», висящий над рыночной экономикой, т.е:

  • относительное увеличение сбережений (по мере роста личных доходов) означает относительное уменьшение спроса на потребительские товары и услуги, что может вызвать сокращение производства этих товаров и увеличение незанятости (безработицы)
  • перевес «домашних» сбережений способен подорвать экономику страны, поэтому необходимо стимулировать институционные сбережения, т.е. участие денег в обороте (экономике) страны

Потребительские расходы - это та часть  личных доходов, которая безвозвратно и беспроцентно уходит к производителям.

И среди объектов потребительских расходов можно  выделить:

  • товары кратковременного пользования (срок - менее года)
  • товары длительного пользования (срок - более года)

Домохозяйство – один из важнейших  рыночных институтов. Роль домашних хозяйств в развитии рыночных отношений относительно велика и определяется следующими моментами:

  • Во-первых, домохозяйства обеспечивают необходимый уровень потребительского спроса, без которого невозможно функционирование рыночного механизма.
  • Во-вторых, сбережения домохозяйств являются источником накоплений и инвестиций, что очень важно в условиях развивающейся экономики.
  • В-третьих, домохозяйства – это субъекты предложения на рынке факторов производства (предпринимательской способности и труда).
  • В-четвёртых, именно домохозяйство – основа для формирования производства и реализации человеческого капитала.
  • В-пятых, возможность домохозяйств налаживать семейный бизнес способствует не только росту личного благосостояния, но и развитию рыночной экономики в целом.

Мы знаем, что один из субъектов  рыночной экономики - домашнее хозяйство, которое преимущественно представляет натуральный сектор современной экономики. Наряду с фирмами и государством оно является экономической единицей, состоящей из одного или более лиц, которые принимают финансовые решения и снабжают экономику исходными производственными ресурсами. Полученные за ресурсы средства используются для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих непосредственные материальные, духовные и социальные потребности человека. Таким образом, домохозяйства - это организованные субъекты, ведущие хозяйственную деятельность для удовлетворения потребностей.

В реальной (рыночной) экономике вся  масса ресурсов составляет совокупный ресурсный рынок, состоящий, в свою очередь, из множества рынков конкретных ресурсов. Собственниками этих ресурсов считаются в основном домохозяйства. В тех же случаях, когда владельцами ресурсов являются фирмы или государство, последние выступают как независимые собственники ресурсов, т.е. как домохозяйства. Все виды оплаты факторных ресурсов в обыденной экономической ситуации выступают в виде обобщающих терминов дохода или прибыли.

Как известно, субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство). Домашние хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей.

Информация о работе Домохозяйства как субъекты рыночных отношений