Два основных типа экономических систем хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение особенностей переходной экономики России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение "экономической системы"
рассмотреть свойства экономической системы"
классифицировать экономические системы
рассмотреть модели экономических систем развитых стран;
рассмотреть сущность переходной экономики;
выделить особенности переходного периода российской экономики.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ …………………………………… 5
1.1. Экономическая система: понятие и элементы 5
1.2. Классификация экономических систем 11
1.3. Основные модели развитых стран в рамках экономических систем 17
2. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСФАРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ………………………………………………………… 28
2.1. Административно-командная система хозяйствования в СССР (1950-1985 гг.) 28
2.2. Переходная система хозяйствования и результаты реформ российской экономики 1985-2000 гг. 33
2.3. Преобладающие проблемные области в экономике России (2000-2011 гг.) 39
2.4. Пессимистичный сценарии экономического развития 2014 г. – «шоковый вариант» для экономической системы России 45
Заключение ……………………………………………………………….. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………… 50
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………. 53

Файлы: 1 файл

Текст работы, 2014.doc

— 501.50 Кб (Скачать файл)

Финансовой основой модели является государственный бюджет, который предполагает достаточно высокий уровень государственных расходов, для финансирования которых установлен весьма высокий уровень налогов, однако не столько для фирм, сколько для богатых физических лиц. Так, максимальный корпоративный налог установлен в размере 28%, а предельная ставка подоходного налога составляет 58%. В частности, в Швеции, Норвегии и Дании налоги составляют 51-63% ВВП, а доля государственных расходов на социальные цели в ВВП в этих странах выше 40%.

Активная перераспределительная политика в стране решила проблемы бедности, но не смогла вполне решить проблемы социально уязвимых групп (инвалидов, детей, стариков, безработных). Как следствие принципа обеспечения социальных прав граждан, уровень затрат на социальную защиту является довольно высоким, что позволяет добиваться ее эффективности и поддерживать большое число сторонников социал-демократической модели.

Модель предполагает наличие корпоративной системы социальной защиты в рамках предприятий. Правительство использует социальное партнерство как механизм согласования интересов наемных работников и работодателей, инструмент регулирования классовой борьбы в целях повышения уровня социальной защищенности трудозанятого населения. Эта модель имеет обязательным предварительным условием высоко и хорошо организованное общество и является итогом политической приверженности принципам общества благосостояния.

 

Американская модель. Примером либеральной модели выступает хозяйственная практика США. Она характеризуется превосходством частной акционерной собственности над государственной и доминированием частных решений в сфере производства, инвестирования, сбыта, использования рабочей силы. Конкуренция и акционерный капитал физически и юридически заставляют управляющих максимально увеличивать прибыли. Правительство в ряде случаев играет активную роль в макро - и микроэкономических процессах. Национальные и местные органы власти регулируют частный сектор через законодательство и административными мерами в целях содействия конкуренции, смягчения провалов рынка или защиты интересов определенных групп.

Американская практика в области использования рабочей силы имеет свои отличительные черты: отсутствие массовой рабочей партии, практику заключения трудовых соглашений на уровне предприятий, устойчивость экономического индивидуализма при доминировании крупных компаний в экономике. Низкий уровень объединения наемных рабочих, децентрализованная структура профсоюзного движения, фрагментарный характер трудовых отношений не способствуют развитию единства рабочей силы [5, с.264].

Коллективные соглашения заключаются на трехлетний срок. Темп изменения заработной платы закладывается в контракт исходя из условий, сложившихся на момент его заключения, поэтому любые макроэкономические изменения не отражаются на динамике заработной платы. Трудовые соглашения заключаются не в один период в разных компаниях и отраслях, а распределяются на протяжении трехлетнего цикла.

Под действие системы коллективных трудовых соглашений в США попадает менее 18% рабочей силы, ниже, чем в странах ОЭСР. Одной из примечательных черт положения рабочей силы является длительный фактический рабочий день и значительные разрывы в уровнях заработной платы. В отличие от других стран, растущий разброс в уровнях заработной платы там напрямую зависит от уровня образования [5, с.265].

Модель хозяйственного механизма данного типа называется также дарвинистской, или англо-саксонской. Для нее характерны доминирование частных предприятий, стремящихся максимизировать краткосрочные прибыли для инвесторов, низкий уровень профсоюзного движения, децентрализованные переговоры по заработной плате, ограниченное трудовое законодательство. Помимо США эта система распространена в Канаде и Британии.

Германская модель социально-экономического развития может считаться одной из лучших политик XX века: уже в 1950-60-е годы немецкий опыт был воспринят в Японии, а сегодня страна занимает лидирующие позиции в мире по среднедушевым доходам, объёму экспорта и объёму социальных расходов. Социальная рыночная экономика рассматривается как среднее между рыночным капитализмом и тоталитарной административно командной экономикой. Экономическая концепция социальной рыночной экономики направлена на совмещение гарантированной правовым государством свободы, экономической свободы и принципами социального государства социальной защищенности и социальной справедливости.

Цели социального рыночного хозяйства Германии, преследуемые еще с основания ФРГ и средства, которые необходимо использовать для их достижения в соответствии с общей концепцией, можно охарактеризовать следующим образом [5, с.266]:

1. Достижение максимально высокого благосостояния

а) благодаря установлению порядка конкуренции;

б) благодаря целенаправленному проведению политики, ориентированной на рост и обеспечивающей его постоянство на достаточном уровне с использованием таких экономико-политических инструментов, которые как можно меньше ограничивают экономическую свободу;

в) благодаря обеспечению полной занятости, стремление к которой объясняется социальными причинами, поскольку она позволяет гарантировать доход каждому лицу, способному и желающему работать;

г) благодаря обеспечению свободы внешней торговли, свободному обмену валют и расширению международного разделения труда в рамках мировой экономики.

2. Обеспечение экономической эффективности и соци-ально справедливой денежной системы, т.е. в особенности обеспечение стабильности цен

а) благодаря существованию независимого центрального эмиссионного банка;

б) благодаря стабильности государственного бюджета;

в) благодаря обеспечению выравнивания платежного баланса и равновесию во внешней торговле.

3. Социальная обеспеченность, социальная справедливость и социальный прогресс, прежде всего защита семьи, справедливое распределение доходов и имущества

а) за счет достижения максимального уровня социального продукта как экономической основы социальной защищенности;

б) благодаря созданию порядка осуществления конкуренции, так как она сводит к минимуму социальную несправедливость и одновременно способствует социальному прогрессу;

Достижение этих целей и определяет степень развития социальной рыночной экономики.

Германская модель предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает социальные трудности в нерегулируемом капитализме. Это молодежь, фермеры, малообеспеченные семьи, а также мелкие и средние фирмы, которые не могут противостоять напору крупных компаний и ТНК. В социально ориентированном хозяйстве совмещается большая экономическая активность государства с широкими обязательствами в обеспечении благосостояния. Данная система в значительной степени опирается на негласный консенсус общественных и политических сил, тесное взаимодействие банков и других компаний [5, с.266].

 

 Японская модель. До 1970-х гг. для Японии была характерна экстенсивная модель роста, особенностью которой стали [8, с.293]: Ориентация на вертикальные формы участия в международном разделении труда. Япония, не обладавшая собственными ресурсами полезных ископаемых, фактически превратилась в страну - фабрику по переработке импортного сырья. На территории Японии происходила комплексная переработка сырья в готовую продукцию, был размещен практически весь производственный цикл традиционных тяжелых отраслей промышленности (сталелитейная, нефтеперерабатывающая, химическая индустрии). Готовая продукция предназначалась главным образом для экспорта в развитые страны. Максимальное использование "эффекта масштаба производства" в целях экономии на производственных издержках. Япония достигла значительной концентрации производств в основных промышленных областях страны.

Заимствование и освоение передового научно-технического опыта. В первые послевоенные годы у Японии практически отсутствовала собственная научно-техническая база в гражданской промышленности, поэтому передовые технологии приходилось импортировать. Постепенно заимствованные технологии улучшались и совершенствовались, стали появляться и собственные разработки, в ряде случаев не уступающие лучшим мировым аналогам.

Доминирующая роль государства в рамках системы государственного регулирования экономики. Господствовавшая кейнсианская доктрина регулирования совокупного спроса поставила ведущие отрасли японской экономики (особенно банковскую сферу) под контроль государства, которое само выбило приоритеты в своей промышленной политике. Для экономики была характерна система государственных заказов, а в сфере кредитно-денежной политики приоритетом стал контроль над уровнем процентных ставок.

С середины 1970-х гг. был взят курс на новую модель развития. Характерными чертами новой модели развития Японии стали [8, с.295]:

Интенсификация использования производственных ресурсов. Были снижены издержки производства за счет экономии на расходах сырья и материалов, более эффективно стали использоваться трудовые ресурсы.

Изменения в отраслевой структуре производства и занятости. На первый план выходят наукоемкие отрасли, такие как машиностроение, электроника, новые материалы, телекоммуникации. Была повышена доля сферы нематериального производства, прежде всего стоит отметить развитие торговли, финансовых услуг, логистики, маркетинга, рекламы.

Резкое усиление роли НТП в экономике. Было значительно увеличено финансирование сферы НИОКР (по такому показателю, как доля расходов на НИОКР в ВВП, Япония находится на одном уровне с США, Германией и Израилем - порядка 3%). Результаты не замедлили проявиться: Япония начала производить собственные технологии помимо заимствованных. Отставая по ряду позиций в фундаментальных исследованиях, Япония лидирует в прикладных разработках (гражданские технологии).

Изменение внешнеэкономической стратегии. Осуществлен переход от ориентации на экспорт товаров к экспорту капиталов. Япония стала осуществлять широкомасштабные инвестиции (прямые и портфельные) за рубежом. Была сделана ставка на рынки Юго-Восточной Азии и США. Позднее в сферу интересов японских инвесторов вошла Западная Европа.

Смена приоритетов в системе государственного регулирования экономики. Изменение касалось перехода от административно-финансового регулирования (контроль за процентной ставкой, кредитная экспансия, государственное предпринимательство) к косвенным методам государственного вмешательства в экономику (подавление инфляции, контроль денежной массы, обеспечение стабильности курса национальной валюты). Основной целью новой макроэкономической политики государства стало создание рыночного механизма формирования такой политики.

Успехи новой японской модели были также связаны с следующими факторами:

    1. Наличие высококвалифицированной рабочей силы;
    2. Благоприятная внешняя я среда;
    3. Кооперация государства и бизнеса;
    4. Система организации и управления бизнесом

 

Китайская модель. Характерными чертами модели экономического развития КНР вплоть до конца 1990-х гг. являлись две особенности: высокие темпы развития и преимущественно экстенсивный характер экономического роста. "Двигателем" экономического роста КНР служат внутреннее потребление и внутренний спрос колоссального и быстро увеличивающегося населения страны. Основными источниками роста являются: трудовые ресурсы; природные ресурсы; формирование устойчивого накопительного инвестиционного механизма, в основе которого лежат высокие нормы накопления и инвестирования [8, с.341].

На экономический рост оказывает существенное влияние политика открытости национальной экономики КНР. Китай в очень высокой степени интегрирован ему мирохозяйственных связей. На долю Китая приходится почти 40% всех прямых зарубежных инвестиций, сделанных в развивающиеся страны. Значительное воздействие на НТП оказывает импорт технологий, позволяющий развивать такие прогрессивные сектора экономики, как производство программного обеспечения, новых материалов, телекоммуникационную индустрию, биотехнологии, здравоохранение. В "Китайскую Силиконовую долину", расположенную в районе Хайдиан, севернее Пекина (Haidian Area), и насчитывающую большое число исследовательских центров и университетов, уже устремляются самые передовые в технологическом плане компании ведущих стран мира [8, с.342].

Зарубежные инвестиции и технологии оказывают существенное влияние на качественный рост экономики КНР. Постепенно меняется тип воспроизводства населения, все больше становится высококвалифицированных специалистов. Структурные изменения происходят в национальном хозяйстве страны: осуществляется химизация сельского хозяйства, реконструкция промышленности, быстрыми темпами развиваются отрасли высоких технологий (информационные технологии, электроника, аэрокосмическая промышленность и т.п.).

Проблема перехода КНР к интенсивному типу воспроизводства экономики заключается прежде всего в огромной численности населения страны. Большая численность населения в свое время стимулировала развитие широкомасштабного мелкотоварного производства, кустарной промышленности. Не случайно в стране возникла огромная масса мелких и технически отсталых предприятий, на которых трудились ремесленники, портные, обувщики и т.п. Вследствие развития кустарной промышленности произошло значительное распыление материальных и финансовых ресурсов страны, вызвав нерациональную структуру производства, слабое использование производственных мощностей (особенно - в обрабатывающей промышленности), хронический дефицит сырьевых, энергетических, земельных и водных ресурсов. Китайская модель отличалась очень низким уровнем производительности труда, широкомасштабным применением ручного труда [8, с.343].

Информация о работе Два основных типа экономических систем хозяйствования