Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2014 в 16:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение особенностей переходной экономики России.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение "экономической системы"
рассмотреть свойства экономической системы"
классифицировать экономические системы
рассмотреть модели экономических систем развитых стран;
рассмотреть сущность переходной экономики;
выделить особенности переходного периода российской экономики.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ …………………………………… 5
1.1. Экономическая система: понятие и элементы 5
1.2. Классификация экономических систем 11
1.3. Основные модели развитых стран в рамках экономических систем 17
2. РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ТРАНСФАРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ………………………………………………………… 28
2.1. Административно-командная система хозяйствования в СССР (1950-1985 гг.) 28
2.2. Переходная система хозяйствования и результаты реформ российской экономики 1985-2000 гг. 33
2.3. Преобладающие проблемные области в экономике России (2000-2011 гг.) 39
2.4. Пессимистичный сценарии экономического развития 2014 г. – «шоковый вариант» для экономической системы России 45
Заключение ……………………………………………………………….. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………… 50
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………. 53
Все это свидетельствует о том, что на первом этапе преобразований достигнуты значительные результаты в создании основ рыночной экономики. Однако еще нельзя утверждать, что такая экономика уже создана. Формирование рыночных отношений в России происходило не в условиях роста экономики и активной предпринимательской деятельности в основных ее отраслях, а в условиях спада и разрушения прежней структуры народного хозяйства. Еще не созданы эффективные собственники. Банковская система находится в состоянии кризиса и требует реорганизации, велик удельный вес теневой экономики и т.д. Имеется ряд других признаков, свидетельствующих о том, что экономика России еще не воспроизводится как рыночная экономическая система.
Однако преобразования сопровождались тяжелыми для страны и ее населения последствиями, что нашло выражение в изменении ряда ключевых экономических показателей (см. приложение 2). Как видно из таблицы в приложении 2, в годы реформирования происходило ухудшение основных макроэкономических показателей. Таким образом, радикальные изменения экономической жизни российского общества в годы преобразований сочетались с явно неблагоприятными экономическими и социальными результатами преобразований. "Цена" преобразований оказалась, по мнению большинства исследователей, очень высокой для общества.
Для российской экономики характерно преобладание ориентированных на быстрые изменения радикальных вариантов экономических преобразований. Это нашло выражение в краткосрочности и радикальности приватизации без учета эффективности преобразований собственности, в форсированном проведении мер по "открытию" экономики, поспешности разрыва старых связей и т.д.
Быстрота преобразований в условиях несформировавшейся рыночной структуры привела к тому, что предприниматели начинали строить свой бизнес на выгодах от слабости государства и законов. Формирование олигархического капитализма - следствие форсированного реформирования в условиях отсутствия законных источников накопления частного капитала. Через возникший механизм псевдобанковской деятельности, форсированное снятие ограничений на вывоз капитала, схему искусственного банкротства был создан крупный капитал, который во многом связан с теневой деятельностью. Построение банковской системы не было ориентировано на производство и даже на ростовщический тип действий, а происходило часто путем незаконного присвоения и обогащения.
Переходная экономика не может функционировать без радикальных преобразований. По своей сути она требует замены прежних отношений, коренного изменения методов регулирования. При этом степень радикализации преобразований постоянно должна соотноситься с эффективностью экономики и возможностями ее воспроизводства, так как радикальные преобразования уже сами по себе ведут к неизбежным потерям ВНП, вызванным отмиранием прежних структур и изменением форм координации. Но чрезмерная скорость преобразований, как это показывает опыт реформирования в России, приводит к такому разрушению производственных структур, которое подрывает условия даже для простого воспроизводства экономического потенциала общества на протяжении относительно длительного периода времени [6, С.54].
Среди методов преобразований обычно различают методы "шоковой терапии" и методы постепенных преобразований. Если методы "шоковой терапии" предполагают использование одномоментных решительных и радикальных мер по реформированию экономики, то методы постепенных преобразований - "мягкое", постепенное приспособление экономической политики к изменяющимся условиям. В практике переходных экономик обычно имеет место сочетание методов "шоковой терапии" с приемами постепенных преобразований. Различия существуют лишь в степени использования тех или иных методов.
Российский вариант преобразований неточно интерпретируется как "шоковый". На самом деле и здесь имело место постоянное сочетание мер "шоковой терапии" с мерами постепенных преобразований. Вместе с тем для российской экономики характерным является то, что на протяжении первоначального этапа переходной экономики методы "шоковой терапии" применялись систематически и целенаправленно. В этом смысле переходная экономика России характеризуется преимущественным использованием именно методов "шоковой терапии" [5, С.84].
Переходные экономики различаются преимущественным использованием на том или ином этапе различных направлений структурных преобразований в широком смысле слова. В этом отношении переходная экономика России характеризуется использованием главным образом структурных преобразований, связанных с формированием рыночной системы (преобразование собственности, либерализация цен как средство ликвидации стоимостных пропорций и т.д.) и одновременно явной недооценкой необходимости целенаправленных преобразований структуры народного хозяйства, недостаточным учетом данного фактора при определении меры радикализации и жесткости экономической политики [8, с.43].
По значимости и роли стабилизационной политики в переходной экономике она выделяется из других форм экономической политики. Стабилизация в переходной экономике становится условием успешности преобразований и создания предпосылок для экономического роста, для достижения политической стабильности в обществе. Все это определяет важное место стабилизации в переходной экономике.
Следует различать формальную и реальную стабилизацию. Формальная стабилизация означает, что переходная экономика достигает более или менее устойчивого состояния по одному из макроэкономических параметров. Для переходной экономики в качестве таких параметров могут выступать прежде всего показатели инфляции, безработицы, изменения валового национального продукта Опыт переходных экономик показывает, что при достижении стабильности по одному из данных параметров изменения других параметров могут быть неблагоприятными. Например, период высокой инфляции и падения производства в России сопровождался относительно невысоким уровнем безработицы, превышением экспорта над импортом. Поэтому оценки стабилизации только по параметру безработицы были бы заведомо неверны [13, С.46].
Более сложен вопрос об оценке стабилизации по уровню инфляции. Для переходной экономики уровень инфляции является одним из ключевых показателей стабилизации. Вместе с тем позитивная динамика данного показателя, переход от очень высокой к низкой инфляции, может сочетаться с сохранением значительного дефицита бюджета, нарастающим государственным долгом, падением конкурентоспособности отраслей и т.д. В этом случае стабилизация носит формальный характер и может перерасти в кризис.
Реальная стабилизация предполагает снижение инфляции или финансовую стабилизацию не только при стабилизации уровня бюджетного дефицита и государственного долга, но и при наличии тенденции к устойчивому экономическому росту. Последний же характеризуется не только приростом ВНП или продукции отдельных отраслей, а прежде всего наличием инвестиционного потенциала, ростом капиталовложений, инвестиций. Только тогда тенденция к нормализации уровня инфляции приобретает устойчивый характер и удается стабильно поддерживать макроэкономическое равновесие.
Лучшим инструментом измерения конкурентоспособности страны считаются многочисленные сравнительные рейтинги, составляемые разными исследовательскими организациями. Меняется методология и состав рейтингуемых стран, но Россию всегда можно обнаружить в конце этих списков – что 10 лет назад, что сейчас. В международных рейтингах конкурентоспособности Россия традиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихся повышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятным инвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственной деятельности.
И уже несколько лет по большинству показателей оказывается позади «товарищей» по БРИКС – Бразилии, Индии и Китая (а с недавнего времени, и ЮАР) (см. Рис. 2).
Рис. 2. Места стран БРИК в рейтинге конкурентоспособности IMD (2013 г.)
Так, в рейтинге, проведенном Международным институтом развития менеджмента в 2011 г. (IMD, Швейцария, г. Лозанна), в который вошли 59 стран, России занимает 49 место.
В рейтинге глобальной конкурентоспособности, ежегодно представляемом на Всемирном экономическом форуме, Россия, занимает лишь 66 место из числа 142-х обследованных стран (см. Приложение 2). Ближайшими соседями России являются: Вьетнам – 67-е место, Латвия – 64, Мексика – 58, Индия – 56, Перу – 67, Колумбия – 68. Место России в рейтинге ВЭФ снизилось с 63 на 66 место. Россия оказалась позади не только развитых, но и многих развивающихся стран — в частности, других членов БРИКС. «Несмотря на падение в рейтинге этого года, мы полагаем, что по известной формуле конкурентоспособности России «3+5», говорящей о необходимости развивать три преимущества (ресурсы, размер внутреннего рынка, образованное население) и работать над пятью недостатками (в их числе коррупция, слабый финансовый рынок) наша страна сможет занять 30 место к 2030 году», – указывает Алексей Праздничных, партнер Strategy Partners Group, управляющий директор Евразийского института конкурентоспособности (партнер ВЭФ в России).
Низкое качество госрегулирования – одна из основных проблем России. В рейтинге IMD Россия уступает Бразилии, Китаю и Индии по всем оценкам эффективности деятельности государства: защите личной безопасности и частной собственности, честности судебной системы, политической стабильности, прозрачности государственной политики, отсутствию бюрократии и коррупции.
Качество высшего образования в России ВЭФ оценил на 52-е место, далеко не первая десятка, но поводы для радости все же есть – это выше, чем Бразилия и Китай, и существенно выше (57-е и 58-е), чем Индия (87-е).
Даже несмотря на достаточно высокие показатели качества высшего образования в России, «выращенные» специалисты приносят немного пользы своему отечеству. Многие из них уезжают работать за границу, и подобная утечка мозгов влияет на конкурентоспособность РФ так же, если не еще серьезней, чем многие сугубо экономические особенности. По оценке аналитиков ВЭФ, в России практически нет условий для развития талантов, и по сравнению с другими странами БИК и собственными показателями прошлых лет, никаких улучшений в этом отношении не наблюдается (см. Рис. 3).
Рис. 3. Россия, страны БРИК и развитые страны (ОЭСР) в рейтинге ВЭФ в 2012 году по показателям развития человеческого капитала и условиям ведения бизнеса [16]
Падение рейтинга России отражает тот факт, что улучшение макроэкономической стабильности перевесили ухудшения в других областях. В частности, ухудшилось качество государственных институтов, ухудшились состояние рынка труда, уровень развития бизнеса и готовность к инновациям.
Низкая оценка конкурентоспособности России связана также с неэффективностью антимонопольной политики, нестабильностью финансовых рынков и невысокой устойчивостью российской банковской системы.
Среди ключевых проблем России эксперты ВЭФ называют неэффективность правительственной бюрократии, высокие налоги, дефицит образованной рабочей силы, нестабильность государственной политики и плохое здравоохранение. Независимые эксперты считают низкий рейтинг России в целом справедливой оценкой.
Особенно низкие оценки страны в 2009-2011 гг. наблюдались по показателям уровня развития институтов и финансовых рынков, эффективности товарных рынков и организации бизнеса. Как следует из этого, хотя российский бизнес далеко не идеал, а его бизнес-стратегии по многим оценкам (и не только в этом рейтинге), зачастую примитивны и недальновидны, хотя разрыв в оплате труда внутри российских компаний просто неразумен, но государство еще хуже исполняет свои функции и нуждается в глубоком реформировании. В число пяти основных факторов, препятствующих развитию бизнеса в России вошли коррупция, бюрократия, криминогенная обстановка, высокие ставки налогов и трудности в доступе к финансированию.
Наиболее проблемными вопросами при ведении бизнеса в РФ составители рейтинга назвали получение разрешение на строительство, а также подведение электричества к объекту. В последнем случае РФ замыкает таблицу, находясь на последнем 183 месте. Кроме того, как отмечается в исследовании, у бизнесменов в России могут возникнуть сложности с организацией внешней торговли (таможенное оформление) и стартом собственного дела.
Из стран бывшего СССР бизнес-климат Грузии кажется наиболее привлекательным. В текущем году закавказская республика занимает 16 строчку. Партнеры РФ по Таможенному союзу Белоруссия и Казахстан находятся на 69 и 47 месте соответственно. Украина опустилась со 145 на 152 место.
Если брать отдельные параметры в международных рейтингах конкурентоспособности стран, то Россия входит в десятку лидирующих стран лишь по двум показателям: 1-е место по запасам сырьевых ресурсов (30 трлн. долл. США) и 7-е место по средней продолжительности школьного образования (10,5 лет).
Российская Федерация заметно проигрывает по многим параметрам (см. Таблица 1).
Таблица 1.
Основные категории современных проблемных сторон в экономике России [1, C.48]
Наименование категории |
Уровень качества государственных институтов |
Профессиональность управления (качество и прозрачность) |
Стабильность и предсказуемость законодательства |
Обеспечение безопасности граждан |
Основные экономические показатели |
Показатели эффективности бизнеса (инновационность, рентабельность и социальная ответственность, производительность труда, развития рынка труда, качество менеджмента) |
Показатели инвестиций |
Образование и непрерывное повышение квалификации рабочей силы |
Взаимообусловленность заработной платы |
Производительность труда и налогов |
Показатели неравенства между богатыми и бедными |
Показатели состояния инфраструктуры (развитость базовой, технологической, научной, информационной и социальной инфраструктуры) |
Показатели состояния образования, здравоохранения и окружающей среды |
О недостаточной корректности, к примеру, свидетельствует тот факт, что в рейтингах не учитывается геополитический фактор, имеющий немаловажное значение для реальной конкурентоспособности государств и в целом государства в жесткой конкурентной среде глобализирующегося мира. В отсутствии этого и некоторых других значимых параметров заключается некая условность и недостаточная объективность существующих рейтингов. Вне всякого сомнения, геополитическое влияние России в мире в значительной мере определяется ходом ее экономического развития, технологическим состоянием, стратегией в выборе геоэкономических сфер и четко сформулированным геополитическим кодом (геополитической идентичностью), соответствующим реальному экономическому, социально-политическому и культурному потенциалу страны.
Информация о работе Два основных типа экономических систем хозяйствования