Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Финансы представляют собой совокупность экономических отношений или обязательств денежного порядка, существующих между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Финансы выступают не только как специфическая часть денежных отношений, где деньгам суждено выполнять функцию платежа. Финансы — это еще и законодательно установленные правила, по которым формируются те финансовые потоки, которые омывают все фазы движения национального продукта. Так что приходится иметь дело с общенациональной финансовой системой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
1. Теоретические основы финансовой системы государства...4
1.1. Финансовая система: понятие, принципы построения и функции……...….4
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства…………………………8
2. Состав и особенности финансовой системы
Республики Беларусь на современном этапе..................................15
2.1. Состав финансовой системы Республики Беларусь……………..…………17
2.2. Особенности финансовой системы Республики Беларусь
на современном этапе…………………………………………………...………….20
3. Направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь……………………………………………..…….…..30
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………41

Файлы: 1 файл

Финансовая система Республики Беларусь.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

КУРСОВАЯ работа

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………….…….3

1. Теоретические  основы финансовой системы государства...4

1.1. Финансовая система: понятие, принципы построения и функции……...….4

1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства…………………………8

2. Состав и особенности финансовой системы

Республики Беларусь на современном этапе..................................15

2.1. Состав финансовой  системы Республики Беларусь……………..…………17

2.2. Особенности финансовой  системы Республики Беларусь

на современном этапе…………………………………………………...………….20

3. Направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь……………………………………………..…….…..30

Заключение………………………………………………………………….36

Список использованных источников……………………………41

 

Введение

 

Финансы представляют собой совокупность экономических отношений или обязательств денежного порядка, существующих между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения и использования денежных средств.

Финансы выступают не только как специфическая часть денежных отношений, где деньгам суждено выполнять функцию платежа. Финансы — это еще и законодательно установленные правила, по которым формируются те финансовые потоки, которые омывают все фазы движения национального продукта. Так что приходится иметь дело с общенациональной финансовой системой.

Финансовая система представляет собой совокупность институтов, организаций и звеньев, задействованных в перемещении денежных средств, обеспечивающих выполнение финансовых обязательств субъектов национальной экономики и государства.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

Налоги и бюджет, являясь главными факторами перераспределения доходов, в конечном счете, определяют такие важнейшие параметры экономического развития, как темпы роста производства, уровень и динамику потребления, инвестиций и экспорта. От конкретных решений в данной области зависит углубление или преодоление кризисных тенденций в экономике. Все выше сказанное определяет актуальность изучения такой темы работы, как «Финансовая система Республики Беларусь».

Цель исследования данной работы – раскрыть понятие финансовой системы национальной экономики, принципы ее построения и функции, провести анализа состояния и тенденций развития финансовой системы Беларуси, а также определение основных направлений ее совершенствования в современных условиях.

Для достижения данной цели в работе ставились следующие задачи:

  • рассмотреть финансовую систему: понятие, принципы построения и функции;
  • раскрыть сферы и звенья финансовой системы государства;
  • рассмотреть состав финансовой системы Республики Беларусь;
  • раскрыть особенности финансовой системы Республики Беларусь на современном этапе;
  • наметить направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь.

Объектом исследования является финансовая система.

Предметом исследования избрана финансовая система Республики Беларусь

В курсовой работе применялись следующие приемы и методы исследования: диалектический, метод факторного анализа и нормативный метод.

Теоретической и методологической основой исследования является следующие материалы следующих авторов: Базылева Н.И, Ивашковского С.Н. Лемешевского И.М. и др.

 

1. Теоретические основы финансовой  системы государства

 

1.1. Финансовая система: понятие, принципы построения и функции

 

Понятие финансовая система (ФС) является дальним развитием и конкретизацией понятия «финансы». По экономическому содержанию финансы - разнообразные группы, виды, формы финансовых отношений. Эти разнообразные элементы необходимо классифицировать.

Систематизация и классификация финансовых отношений осуществляется по различным критериям:

I. По статусу субъекта финансовых  отношений и его роли в процессе  общественного воспроизводства  выделяют сферы финансовой системы.

II. По характеру деятельности  финансовых отношений, отнесение  их к различным отраслям экономики, различным формам собственности, организационно-правовым формам - этот критерий позволяет выделить в рамках сфер финансовой систем её отдельные звенья.

Таким образом, элементами любой финансовой системы выступают сферы и звенья. Эти элементы обладают определенной самостоятельностью. И в то же время составляют единую систему [5, c. 56].

Финансовая система государства - совокупность обособленных и в то же время взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, которые характеризуют формирование и использование денежных доходов, накоплений и фондов денежных средств на макро- и микроуровнях, а также совокупность органов управления, организующих функционирование этих элементов.

В основе построения финансовой системы положены следующие принципы:

1) Принцип единства:

a. Единая материальная база, на  которой происходит формирование  финансовых ресурсов в различных  сферах и звеньях финансовой  системы.

b. Единая нормативно-правовая база, с помощью которой осуществляется  управление всеми сферами и  звеньями финансовой системы.

c. Единые финансовые планы, которые  составляются в различных сферах  и звеньях финансовой системы  и взаимосвязаны между собой  основным финансовым планом страны - бюджетом.

2) Принцип функционального назначения  отдельных элементов финансовой системы, который выражается в том, что каждому звену финансовой системы присущи конкретные задачи, оно выполняет свои функции, а управление финансовыми отношениями в этих звеньях осуществляют определенные органы управления.

Финансовая система выполняет три основные функции:

      • распределительно-перераспределительную;
      • контрольную;
      • стимулирующую.
      • фискальная (присвоение дохода государством) [6, с.106].

Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий, фирм, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат [1, с. 267].

Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта,

выраженного в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовые ресурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы. Это позволяет систематически контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции, что отражает другую функцию финансов - контрольную.

Стимулирующая функция финансов проявляется в следующем: маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению, актуальных для общества проблем. С помощью налогов, льгот, санкций государство может стимулировать технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства.

Выполнение финансами фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигается изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов (библиотеки, архивы), либо обладает недостаточными источниками доходов для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи) [8, с. 193].

Все функции должны использоваться во взаимосвязи и непротиворечиво, обеспечивая положительный эффект в развитии общественного воспроизводства страны.

Итак, можно сделать следующий вывод, что финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Финансовая система выполняет три основные функции: распределительно-перераспределительную; контрольную; стимулирующую; фискальную.

 

1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства

 

Сложность и многогранность финансовых отношений обусловливает необходимость классификации их по сферам функционирования, а последние – по звеньям. Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы [6, с. 143]:

  1. финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  2. государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Внутри первой и второй сфер выделяются ряд звеньев.

Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между:

  • предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств);
  • предприятиями и входящими в них структурными подразделениями;
  • предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета);
  • предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

Субъекты хозяйствования как юридические лица создаются в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей.

Гражданский кодекс Республики Беларусь разграничивает юридические лица на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими организациями, согласно ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь, являются те юридические лица, которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Коммерческие организации часто именуются и как предприятия.

Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны – главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств. В зависимости от организационно-правовой формы предприятия источниками его финансовых ресурсов могут быть также бюджетные средства,     долевые   средства      учредителей,     паевые      взносы    членов

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь