Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Финансы представляют собой совокупность экономических отношений или обязательств денежного порядка, существующих между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Финансы выступают не только как специфическая часть денежных отношений, где деньгам суждено выполнять функцию платежа. Финансы — это еще и законодательно установленные правила, по которым формируются те финансовые потоки, которые омывают все фазы движения национального продукта. Так что приходится иметь дело с общенациональной финансовой системой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
1. Теоретические основы финансовой системы государства...4
1.1. Финансовая система: понятие, принципы построения и функции……...….4
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства…………………………8
2. Состав и особенности финансовой системы
Республики Беларусь на современном этапе..................................15
2.1. Состав финансовой системы Республики Беларусь……………..…………17
2.2. Особенности финансовой системы Республики Беларусь
на современном этапе…………………………………………………...………….20
3. Направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь……………………………………………..…….…..30
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………41

Файлы: 1 файл

Финансовая система Республики Беларусь.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

9. Образование.

10. Социальная политика.

По данным республиканских бюджетов представим динамику расходов республиканских бюджетов Республики Беларусь за 2009-2011 гг. в виде таблицы 2.2.

Таблица 2.2

Динамика расходов республиканских бюджетов Республики Беларусь за 2009-2011 гг. (млрд. руб.)

Основные статьи расходов

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2011 г. по сравнению с 2009 г.

Абсолютный прирост

Прирост в %

1. Общегосударственные расходы

11872,7

14779,9

17299,5

5426,8

45,71

2. Национальная оборона

1733,0

1469,5

2098,2

365,2

21,07

3. Судебная власть, правоохранительная  деятельность и обеспечение безопасности

2642,2

2475,2

3817,0

1174,8

44,46

4. Национальная экономика

17349,8

12932,7

7229,6

-10120,2

-58,33

5. Охрана окружающей среды

620,7

233,4

307,7

-313

-50,43

6. Жилищно-Коммунальные услуги и  жилищное строительство

60,8

85,8

41,6

-19,2

-31,58

7. Здравоохранение

1539,7

1261,0

1571,6

31,9

2,07

8. Физическая культура, спорт, культура  и средства массовой информации

672,3

537,1

740,5

68,2

10,14

9. Образование

1774,8

1423,2

2142,6

367,8

20,72

10. Социальная политика

19433,4

3024,6

4363,0

-15070,4

-77,55

Итого:

57699,3

38222,4

39611,4

-18087,9

-31,35


Источник: собственная разработка на основании бюджетов РБ [15; 16; 17]

 

Из таблицы 2.2 видно, что в 2011 г. расходы в целом бюджета Республики Беларусь уменьшились на -18087,9 млрд. руб. (на -31,35%) по сравнению с 2009 г.

За 2009-2011 гг. сильно сократились расходы на социальную политику на -15070,4 млрд. руб. (на -36,2%).

На основании данных приложений 1-3 построим круговые диаграммы распределения  доли  расходов на   основные статьи   бюджета Республики

Беларусь в 2009 г. (рис. 2.2) и в 2011 г. (рис.2.3).

Рис. 2.2 Распределение доли расходов по основным статьям бюджета Республики Беларусь в 2009 г.

Источник: собственная разработка на основании бюджета Республики Беларусь на 2009 г. [15]

Рис. 2.3 Распределение доли расходов по основным статьям бюджета Республики Беларусь в 2011 г.

Источник: собственная разработка на основании бюджета Республики Беларусь на 2011 г. [17]

 

Из рис. 2.2 видно, расходы в 2009 г. на социальную политику Республики Беларусь были самыми большими из всех расходов и составляли 19433,4 млрд. руб. (33, 68% от всех расходов данного бюджета.)

В тоже время, из рис. 2.3 видно, что расходы в 2011 г. на социальную политику Республики Беларусь более скромные, чем в 2009 г. и составляли 4363,0 миллиард руб. (7,56% от всех расходов бюджета 2011 г.).

В 2011 г. по расходам бюджета социальная политика Республики Беларусь занимала третье место среди основных статей расходов, а первое место занимала статья расходов «Общегосударственные расходы» (43,67% от всех расходов бюджета 2011 г.), и второе место занимала статья расходов «Национальная экономика» (18,25% от всех расходов бюджета 2011 г.)

Уменьшение доли расходов на социальную политику Республики Беларусь за 2009-2011 гг. связано, прежде всего, с финансовым кризисом в Республике Беларусь.

По остальным статьям расходов на социальную политику Республики Беларусь за 2009-2011 гг. наблюдается положительный рост.

В 2011 г. наблюдалось увеличение расходов бюджета по статье «Социальная защита» на 0,4 млрд. руб. (на 4,44% по сравнению с аналогичными расходами бюджета в 2009 г.)

В 2011 г. также наблюдалось увеличение расходов бюджета по статье «Пенсионное обеспечение» на 585,8 миллиард руб. (на 37,30% по сравнению с аналогичными расходами бюджета в 2009 г.)

В 2011 г. наблюдалось увеличение расходов бюджета по статье «Молодежная политика» на 1,4 млрд.  руб. (на 7,14%  по сравнению с аналогичными расходами бюджета в 2009 г.)

В 2011 г. также наблюдалось увеличение расходов бюджета по статье «Помощь в обеспечении жильем» на 1244,7 млрд. руб. (на 170,25% по сравнению с аналогичными расходами бюджета в 2009 г.)

Составим таблицу, отражающую доли расходов на социальную политику Республики Беларусь от доходов бюджетов страны за 2009-2011гг. (см. табл. 2.3).

 

 

Таблица 2.3

Доли расходов на социальную политику Республики Беларусь от доходов бюджетов страны за 2009-2011гг.

Год

Доходы бюджета, млрд. руб.

Расходы на социальную политику, млрд. руб.

Доля расходов на социальную политику, взятая из доходов бюджета, в %

2009

54899,26

19433,4

35,40

2010

35522,38

3024,6

8,51

2011

33611,38

4363

12,98


Источник: собственная разработка на основании бюджетов РБ [15; 16; 17]

 

Из таблицы 2.3 видно, что доля расходов на социальную политику, взятая из доходов бюджета за 2009 г. составляла 35,04% в Республике Беларусь, что соответствовала показателям развитых стран (в среднем 20%-30% от доходов бюджета).

В тоже время в 2010 г. доля расходов на социальную политику, взятая из доходов бюджета составляла всего 8,51% в Республике Беларусь, а в 2011г. составляла 12,98%.

Поэтому предлагаю при формировании государственного бюджета Республики Беларусь выделить на социальную политику в среднем 20% от доходов бюджета, что будет соответствовать минимальному стандарту в развитых странах, где социальной политике уделяется в последнее время очень большое внимание. А затем, в перспективе данной пятилетки, данный показатель довести до 30% в Республике Беларусь.

 

3. Направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь

 

На современном этапе совершенствование финансовой системы  диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства.

Основной целью финансовой политики в долгосрочной перспективе должно быть создание необходимых макроэкономических условий для стимулирования устойчивого экономического развития, структурной перестройки и модернизации экономики на основе инноваций, повышения уровня и качества жизни населения [20, с. 22].

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать эффективную налоговую систему путем ее упрощения, существенного снижения налогового бремени на экономику, улучшения налогового администрирования, повышения справедливости и нейтральности налогообложения;
  • упорядочить государственные обязательства, в том числе сконцентрировать ресурсы бюджета на решении ключевых социально-экономических задач, сократить неэффективные расходы;
  • повысить эффективность и результативность бюджетных расходов за счет перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования на среднесрочной основе;
  • реформировать межбюджетные отношения путем усовершенствования бюджетного процесса, повышения финансовой самостоятельности органов местного управления и самоуправления;
  • обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное управление государственным долгом, сохранив его уровень в пределах, обеспечивающих финансовую безопасность государства.

Действенным   инструментом  стимулирования   деловой активности в

период экономических спадов является снижение налогов. Многие страны, которые в настоящее время разработали антикризисные программы, включили в них меры налогового стимулирования.

Указом Президента Республики Беларусь от 11 апреля 2011 года № 136 утверждена Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011– 2015 годы.

В соответствии с пунктом 5.5 «Развитие финансового рынка» Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, совершенствование финансовой системы, повышение ее надежности и инвестиционного потенциала требуют развития финансового рынка [18, с. 18].

Основные цели — формирование конкурентоспособного и информационно прозрачного финансового рынка, повышение его емкости за счет роста капитализации, притока внутренних и внешних инвестиций его участников, а также обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры.

Для обеспечения устойчивого экономического роста в республике и привлечения внешних и внутренних инвестиций предусматривается дальнейшее развитие финансовых институтов: банковской сферы, страхования, рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов, лизинговых и небанковских кредитно–финансовых организаций, инвестиционных и иных фондов. Созданы достаточные предпосылки для развития основных элементов инфраструктуры финансового рынка и формирования в Беларуси биржевой и депозитарной систем, отвечающих мировым стандартам.

При этом главными задачами банковского сектора будут повышение его устойчивости и эффективности, рост потенциала и совершенствование банковских инструментов.

Для решения задач банковского сектора необходимы:

  • расширение спектра банковских услуг и повышение их качества, внедрение современных стратегий продаж банковских услуг на розничном и корпоративном сегментах банковского рынка;
  • совершенствование институциональной структуры банковского сектора за счет снижения его концентрации, привлечения частных инвесторов, оптимизации филиальной сети банков, развития банковской инфраструктуры;
  • повышение информированности населения и организаций об условиях предоставления банковских услуг, новых банковских продуктах, рисках банковской деятельности;
  • улучшение качественных параметров деятельности банков, обеспечивающих способность противостоять внутреннему и внешнему дестабилизирующему воздействию и адекватно выполнять свои функции в экономике (снижение проблемных активов банков до 4 процентов);
  • обеспечение жесткого контроля за сохранностью частных вкладов граждан Республики Беларусь, своевременностью и полнотой выполнения банками обязательств перед вкладчиками;
  • совершенствование пруденциальных требований и надзорных процедур на всех уровнях надзорного процесса путем внедрения международных стандартов, развития методов надзора, ориентированного на оценку и ограничение рисков, а также методов надзора за банковской деятельностью на консолидированной основе;
  • повышение требований к допуску на рынок банковских услуг;
  • дальнейшая либерализация валютного законодательства, совершенствование деятельности банков в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности [18, с. 19].

Развитие национальной платежной системы будет направлено на повышение ее надежности и безопасности. Решение данных задач базируется на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно–технической инфраструктуры автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии и совершенствовании систем стандартизации и сертификации. Коэффициент доступности автоматизированной системы межбанковских расчетов для банков к концу 2015 года будет не ниже 99,5 процента от ее дневного фонда рабочего времени.

Развитие сектора страхования будет направлено на повышение емкости, надежности, конкурентоспособности, эффективности национального страхового рынка и уровня капитализации страховых организаций.

Для этого потребуется:

  • стимулирование развития добровольных видов страхования, особенно относящихся к страхованию жизни;
  • совершенствование национальной системы страхования экспортных рисков;
  • развитие инфраструктуры страховых организаций, в том числе в малых и средних городах;
  • повышение качества страховых услуг и внедрение новых страховых продуктов, востребованных на рынке;
  • внедрение современных, соответствующих международным принципам стандартов надзора и регулирования страховой деятельности.

Ожидается, что страховые взносы на душу населения возрастут более чем в 6 раз, отношение активов сектора страхования к ВВП к концу пятилетия достигнет 2 процентов [18, с. 20].

Развитие сектора ценных бумаг и производных финансовых инструментов будет направлено на превращение его в эффективный механизм перераспределения ресурсов и аккумулирования денежных средств на инвестиционные проекты.

Предполагается:

  • формирование ликвидного и прозрачного рынка ценных бумаг и его наполнение разнообразными финансовыми инструментами;
  • развитие институтов финансового посредничества на рынках ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
  • совершенствование системы регулирования и надзора за рынком ценных бумаг в соответствии с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам и стандартам Европейского союза;
  • обеспечение условий для развития интеграционных процессов, способствующих совершенствованию и расширению сфер взаимодействия национальных рынков ценных бумаг и производных финансовых инструментов с мировыми финансовыми институтами и структурами.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь