Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 01:31, курсовая работа
Финансы представляют собой совокупность экономических отношений или обязательств денежного порядка, существующих между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Финансы выступают не только как специфическая часть денежных отношений, где деньгам суждено выполнять функцию платежа. Финансы — это еще и законодательно установленные правила, по которым формируются те финансовые потоки, которые омывают все фазы движения национального продукта. Так что приходится иметь дело с общенациональной финансовой системой.
Введение………………………………………………………………….…….3
1. Теоретические основы финансовой системы государства...4
1.1. Финансовая система: понятие, принципы построения и функции……...….4
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства…………………………8
2. Состав и особенности финансовой системы
Республики Беларусь на современном этапе..................................15
2.1. Состав финансовой системы Республики Беларусь……………..…………17
2.2. Особенности финансовой системы Республики Беларусь
на современном этапе…………………………………………………...………….20
3. Направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь……………………………………………..…….…..30
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………41
1. Финансы учреждений.
2. Финансы общественных и религио
3. Финансы благотворительных и др. фондов.
Исходя из хозяйственного кодекса РБ, к субъектам хозяйствования. Кроме коммерческих и некоммерческих организаций, отнесены также ФЛ и ИП. Таким образом, целесообразно дополнить этим звеном сферу финансовой системы.
Централизованные финансы включают следующие звенья:
1. Государственный бюджет.
2. Целевые бюджетные и
3. Государственный кредит.
Отдельной сферой финансовой системы являются органы управления финансами, которые организуют деятельность всех других сфер. В составе этой сферы, исходя из структуры органов управления, различных государств, выделяют звенья:
1. Органы общего управления финансами (высшие органы законодательной и исполнительной власти).
2. Органы оперативного управления
3. Органы отраслевого управления:
Финансовая система Республики Беларусь формировалась в условиях экономического кризиса, свертывания объемов производства на крупных предприятиях, обеспечивающих основные объемы поступлений в бюджет. Она была ориентирована на необходимость формирования бюджета, обеспечивающего финансирование всех государственных расходов и регулирование макроэкономического равновесия путем сдерживания бюджетного дефицита (2-3% к ВВП).
Усиление социальной направленности в развитии экономики, постоянно возрастающие расходы государства и отсутствие возможности их финансирования за счет бюджета послужили поводом для выделения государственных приоритетов и финансирования их за счет средств различных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, которые зачастую возникали спонтанно, без должного экономического обоснования и ожидаемых социальных последствий.
В заключение данного параграфа отметим, что к наиболее существенным недостаткам формирования национальной финансовой системы следует отнести:
2.2. Особенности финансовой системы Республики Беларусь на современном этапе
На экономическое развитие Республики Беларусь в 2011 году ключевое
влияние оказало обострение внешних дисбалансов в начале года, что стало следствием сохранения высокого внутреннего спроса в условиях воздействия ряда неблагоприятных внешних факторов, включая увеличение цены импорта природного газа.
Сформировавшиеся внешнеэкономические дисбалансы привели к развитию нестабильности на внутреннем валютном и депозитном рынках, значительному снижению курса национальной валюты и ускорению инфляционных процессов [20, c. 4].
При этом привлечение иностранного капитала частным сектором экономики в 2011 году значительно сократилось и было замещено операциями органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования. Величина валового внешнего долга существенно выросла, превысив порог экономической безопасности.
Финансовое состояние сектора нефинансовых организаций в 2011 году по сравнению с 2010 годом было менее устойчивым. Несмотря на некоторое улучшение ситуации с расчетами и увеличение остатков денежных средств на счетах организаций, продолжилось увеличение долговой нагрузки нефинансовых предприятий. В условиях ограниченности собственных оборотных средств важнейшим источником финансирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий были высокие темпы кредитования организаций банками, а также увеличение дебиторской и кредиторской задолженности.
Произошедшие в течение 2011 года девальвация белорусского рубля и рост цен снизили уровень жизни населения, замедлилась их потребительская активность. При этом увеличение кредитной задолженности населения происходило более низкими темпами, чем рост его доходов, что, в свою очередь, способствовало постепенному снижению уровня долговой нагрузки домашних хозяйств.
Финансовый сектор Республики Беларусь в 2011 году продемонстрировал устойчивость, выдержав шоки, связанные с девальвацией национальной валюты и оттоком вкладов. Более того, несмотря на негативные явления на финансовых рынках, показатели эффективности работы банковского сектора сохранялись на высоком уровне.
В первом полугодии 2011 г. на депозитном рынке проявились негативные тенденции. Наблюдался отток срочных рублевых вкладов населения из банков, при этом проводимая политика постепенного повышения ставки рефинансирования не позволила преломить указанную тенденцию. Сложная ситуация на валютном рынке вызвала более значительный отток средств физических лиц в иностранной валюте, что отражало возросшее недоверие населения к банковской системе. Отмеченная ситуация на депозитном рынке также сопровождалась повышенным спросом на рублевые кредиты, что способствовало значительному увеличению рисков в банковском секторе.
Ужесточение монетарной политики, реализация мер по ограничению внутреннего спроса, а также корректировка обменного курса белорусского рубля способствовали постепенному сокращению внешнеэкономической несбалансированности и улучшению ситуации на финансовых рынках во второй половине 2011 г. [20, c. 5].
Увеличение государством в конце 2011 года вкладов в уставные фонды
принадлежащих ему крупнейших банков позволило прервать тенденцию постепенного сокращения «подушки безопасности» банковского сектора, наблюдавшуюся в течение 2011 года. Качество нормативного капитала несколько улучшилось.
Под влиянием нестабильной экономической обстановки в Республике Беларусь, вызванной накопившимися дисбалансами, а также мер, предпринятых по ее нормализации, структура рынка ценных бумаг претерпела значительные изменения. Развитие рынка ценных бумаг в 2011 году характеризовалось снижением доли акций в обращении, значительным ростом объема корпоративных облигаций и государственных ценных бумаг, также был осуществлен очередной выпуск еврооблигаций Республики Беларусь на международном финансовом рынке [20, c. 5].
Основные макроэкономические показатели возникновения финансовой нестабильности на 1 января 2012 г. представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
Основные макроэкономические показатели возникновения финансовой нестабильности на 1 января 2012 г.
Показатели, динамика которых свидетельствует | |
о снижении (сохранении на прежнем уровне) |
о повышении |
1 |
2 |
вероятности возникновения финансовой нестабильности | |
Валовой внутренний продукт в 20 11 году увеличился ну 5,3 процента (в 2010 году- на 7,7 процента) - несмотря на замедление темпов росту, отнесение к позитивной тенденции обусловлено приближением фактического значения данного показателя к его равновесному значению (рост ну 3-5 процентов) |
Индекс потребительских цен в 2011 году составил 208, проценту против 109,9 процента в 2010 году. |
Консолидированный бюджет за 20 11 год исполнен с профицитом в размере 2,3 процента к ВВП (за 2010 год -с дефицитом в размере 2,6 проценту к ВВП). |
Снижение обменного курсу белорусского рубля к доллару США в 2011 году на 171,7 процента, средневзвешенного - на 187,3 проценту. |
Опережающий рост экспорта над темпами роста импорту (прирост экспорта товаров и услуг в 2011 году составил 56, 1 процента, импорта - 29,3 проценту). |
Индекс цен производителей промышленной продукции состувил 249,6 проценту против 118,9 процента в 2010 году. |
Продолжение табл. 2.1
1 |
2 |
Инвестиции в основной капитал в 2011 году увеличились на 11,1 процента (в 2010 году - на 15,8 проценту)- замедление темпов росту и их приближение к равновесным значениям. |
Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячного объему производства в 2011 году составило 58,3 проценту (в 2010 году - 49,7 проценту). |
Объем промышленного производству в 2011 году увеличился ну 9,1 проценту (в 2010 году- на 11,7 проценту) - замедление темпов росту и их приближение к равновесным значениям. |
Государственный долг по состоянию на 01.01.2012 составил 26,8 процента к ВВП (по состоянию на 01.01.2011 - 18,7 процента к ВВП), в том числе внешний -21,6 проценту к ВВП (17,5 процента к ВВП), внутренний -5,2 процента к ВВП (1,3 процента к ВВП) соответственно. |
Срочные рублевые вклады населения в банках за 2011 г. выросли на 2,4 трлн. рублей, или на 34,1 процента. |
Совокупный внешний долг увеличился с 51,6 процента на 01.01.2011 до 62,3 процента к ВВП ну 01.01.2012. |
В годовом выражении (в процентах к соответствующему месяцу предыдущего году) в декабре 2011 г. рост рублевых требований банков к экономике составил 137,8 процента, тогда как в январе 2011 г. – 157,7 процента. |
Долларизация экономики (удельный вес инвалютной составляющей в составе рублевых депозитов населения) на 01.01.2012 увеличилась на 13,7 процентного пункта по сравнению с 01.01.2011 и составила 77,9 процента. |
Относительный уровень золотовалютных резервов в месяцах импорта вырос с 1,6 месяца на 01.01.2011 до 2 месяцев на 01.01.2012. |
Источник: данные Национального банка Республики Беларусь, Белстата, Министерства финансов Республики Беларусь [20, c. 23]
Динамика доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011гг. представлена на рис. 2.1
Рис. 2.1. Динамика доходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011гг. [20, c. 38]
В консолидированный бюджет Беларуси за 2011 год поступило доходов на Br85 трлн. 433,5 млрд., что составило 110,9% в сопоставимых ценах к уровню 2010 года. Плановые назначения выполнены на 105,2%.
При этом налоговыми органами обеспечено поступление в бюджет Br53,817 трлн. доходов консолидированного бюджета, в том числе республиканского - Br22,559 трлн., местных бюджетов - Br31,258 млрд. Доля платежей, контролируемых налоговыми органами, в доходах консолидированного бюджета составила 63%, в том числе республиканского бюджета - 41,6%.
Выполнение плановых назначений обеспечено на 104,9%. Сверх плана в бюджет мобилизовано Br2,497 трлн., подчеркнули в МНС. Плановые назначения выполнены по всем основным доходным источникам. Так, план по налогу на добавленную стоимость выполнен на 107,7%, в бюджет поступило свыше Br14,4 трлн. от НДС. В структуре доходов консолидированного бюджета поступления по данному источнику занимают 26,8%.
Поступления от подоходного налога составили Br9,317 трлн. (102,6% к плану), темп роста к 2010 году - 109,3%, удельный вес этого налога в общей структуре доходов - 17,3%, по отношению к 2010 году он увеличился на 1,8%.
От налога на прибыль получено Br8,689 трлн. (105,4% к плану), удельный вес - 16,1%. По акцизам поступления составили Br5,496 трлн. (102% к плану), удельный вес - 10,2%, по налогу на недвижимость - Br589,7 млрд. (100,6%), удельный вес в общей структуре доходов бюджета - 3%. Поступления от налога при упрощенной системе налогообложения возросли на 2% до Br1,168 трлн. (101,2% к плану), удельный вес - 2,2%. Земельный налог составил Br959,5 млрд. (выполнен на 101,1%).
По итогам работы за 2011 год наибольший удельный вес в общей сумме поступлений отмечен платежами организаций - 96,1%, или Br51,741 трлн. При этом поступления в бюджет от организаций государственного сектора экономики составили 60,1% в общей сумме поступлений, или Br32,345 трлн. Доля платежей от организаций негосударственного сектора экономики увеличилась на 2,2 процентного пункта по сравнению с 2010 годом и составила 36% (Br19,397 трлн.). Удельный вес поступлений от индивидуальных предпринимателей и физических лиц составил 3,9%, или свыше Br2 трлн.
В министерстве также отметили, что основная часть поступлений - Br52,261 трлн., или 97,1% - сформирована за счет платежей, уплаченных плательщиками в добровольном порядке, что выше уровня 2010 года на 1,8 процентного пункта.
Доходы консолидированного бюджета в Беларуси в 2012 году ожидаются на уровне Br141,8 трлн. Об этом заявил 6 декабря на расширенном заседании Президиума Совмина министр финансов Беларуси
Андрей Харковец 7 декабря 2012 г.
Рассмотрим расходы республиканского бюджета Республики Беларусь.
Основными статьями расходов республиканского бюджета Республики Беларусь за 2009-2011 гг. были:
1. Общегосударственные расходы.
2. Национальная оборона.
3. Правоохранительная
деятельность и обеспечение
4. Национальная экономика.
5. Охрана окружающей среды.
6. Жилищно-Коммунальные
услуги и жилищное
7. Здравоохранение.
8. Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации.