Финансовая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 01:31, курсовая работа

Описание работы

Финансы представляют собой совокупность экономических отношений или обязательств денежного порядка, существующих между государством и хозяйствующими субъектами по поводу формирования, распределения и использования денежных средств. Финансы выступают не только как специфическая часть денежных отношений, где деньгам суждено выполнять функцию платежа. Финансы — это еще и законодательно установленные правила, по которым формируются те финансовые потоки, которые омывают все фазы движения национального продукта. Так что приходится иметь дело с общенациональной финансовой системой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…….3
1. Теоретические основы финансовой системы государства...4
1.1. Финансовая система: понятие, принципы построения и функции……...….4
1.2. Сферы и звенья финансовой системы государства…………………………8
2. Состав и особенности финансовой системы
Республики Беларусь на современном этапе..................................15
2.1. Состав финансовой системы Республики Беларусь……………..…………17
2.2. Особенности финансовой системы Республики Беларусь
на современном этапе…………………………………………………...………….20
3. Направления совершенствования финансовой системы Республики Беларусь……………………………………………..…….…..30
Заключение………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………41

Файлы: 1 файл

Финансовая система Республики Беларусь.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Развитие сектора производных финансовых инструментов в Республике Беларусь будет основано на создании условий для обращения на национальном рынке всего спектра производных финансовых инструментов, активно используемых в мировой практике, а также участии национальных резидентов в схемах заимствования на иностранных рынках с использованием данных инструментов.

Планируется дальнейшее расширение разновидностей производных финансовых инструментов (форвардных, контрактных, фьючерсов, опционов, варрантов, конвертируемых ценных бумаг, операций СВОП, РЕПО).

Посредством развития лизинга предусматривается решение следующих задач: модернизация и техническое развитие производственного сектора экономики, создание условий для ускоренного развития стратегически важных отраслей, приобретение высокотехнологичного оборудования, стимулирование притока капитала в производственную сферу, продвижение продукции отечественных производителей на зарубежные рынки.

Развитие инвестиционных фондов будет направлено на создание эффективного механизма инвестирования средств в национальную экономику. Это потребует:

  • внедрения принципа единства стандартов инвестирования применительно ко всем формам институциональных инвесторов;
  • разработки нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность инвестиционных компаний, управляющих компаний;
  • определения основных принципов взаимодействия национальных и зарубежных инвестиционных фондов и компаний;
  • создания институтов коллективных инвесторов в форме инвестиционных фондов различных видов (открытых, закрытых, инвестиционных, паевых, пенсионных, венчурных, инновационных) [18, с. 21].

Внедрение на финансовом рынке механизмов в виде компенсационных (гарантийных) фондов будет важным элементом системы защиты законных прав и интересов инвесторов.

Создание и развитие указанных фондов направлено на снижение инвестиционных рисков (прежде всего риска банкротства финансовых организаций и риска недобросовестного исполнения обязанностей при оказании услуг инвесторам), выравнивание условий совершения инвесторами операций с финансовыми активами. Особенно благоприятную роль они должны сыграть в части финансовой поддержки предпринимательства.

 

Заключение

 

Любое государство для осуществления своих функций и достижения определенных государственных социально-экономических задач использует финансы. Важную роль в реализации поставленных целей играет эффективная финансовая система. Так, через финансовую систему  осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества.

В течение длительного времени роль финансов недооценивалась. Централизованное управление финансами оказалось чрезмерно зарегламентированным. С другой стороны, разбалансированность экономики, разрыв традиционных экономических связей, либерализация цен привели к инфляции, к дефициту бюджета, к росту размеров государственного долга, к убыточности и банкротству хозяйствующих субъектов.

Финансовая система представляет собой совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система выполняет три основные функции: распределительно-перераспределительную; контрольную; стимулирующую; фискальную.

Финансовые отношения можно разделить на две крупные сферы:

  • финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  • государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Основным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Как экономическая категория он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.

Финансовая система Республики Беларусь в том виде, в котором она существует сейчас, сложилась на основе финансовой системы, унаследованной от бывшего СССР. С другой стороны, она впитала в себя и зарубежный опыт. Можно говорить о том, что она адекватна финансовым системам современных развитых государств.

Финансовая система Республики Беларусь еще достаточно молода и на начальной стадии своего становления приобрела преимущественно фискальный характер, выразившийся в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в неэффективных способах его осуществления.

Для формирования же эффективной финансовой системы предстоит решить ряд проблем, связанных как с реформированием доходной части бюджета и соответствующей системы налогов, так и с реформированием расходной части, предполагающей перераспределение налоговых поступлений. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: создать эффективную налоговую систему путем ее упрощения, существенного снижения налогового бремени на экономику, улучшения налогового администрирования, повышения справедливости и нейтральности налогообложения; упорядочить государственные обязательства, в том числе сконцентрировать ресурсы бюджета на решении ключевых социально-экономических задач, сократить неэффективные расходы; повысить эффективность и результативность бюджетных расходов за счет перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования на среднесрочной основе; реформировать межбюджетные отношения путем усовершенствования бюджетного процесса, повышения финансовой самостоятельности органов местного управления и самоуправления; обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное управление государственным долгом, сохранив его уровень в пределах, обеспечивающих финансовую безопасность государства.

В консолидированный бюджет Беларуси за 2011 год поступило доходов на Br85 трлн. 433,5 млрд., что составило 110,9% в сопоставимых ценах к уровню 2010 года. Плановые назначения выполнены на 105,2%. 

При этом налоговыми органами обеспечено поступление в бюджет Br53,817 трлн. доходов консолидированного бюджета, в том числе республиканского - Br22,559 трлн., местных бюджетов - Br31,258 млрд. Доля платежей, контролируемых налоговыми органами, в доходах консолидированного бюджета составила 63%, в том числе республиканского бюджета - 41,6%. 

Выполнение плановых назначений обеспечено на 104,9%. Сверх плана в бюджет мобилизовано Br2,497 трлн., подчеркнули в МНС. Плановые назначения выполнены по всем основным доходным источникам. Так, план по налогу на добавленную стоимость выполнен на 107,7%, в бюджет поступило свыше Br14,4 трлн. от НДС. В структуре доходов консолидированного бюджета поступления по данному источнику занимают 26,8%. 

Поступления от подоходного налога составили Br9,317 трлн. (102,6% к плану), темп роста к 2010 году - 109,3%, удельный вес этого налога в общей структуре доходов - 17,3%, по отношению к 2010 году он увеличился на 1,8%. 

От налога на прибыль получено Br8,689 трлн. (105,4% к плану), удельный вес - 16,1%. По акцизам поступления составили Br5,496 трлн. (102% к плану), удельный вес - 10,2%, по налогу на недвижимость - Br589,7 млрд. (100,6%), удельный вес в общей структуре доходов бюджета - 3%. Поступления от налога при упрощенной системе налогообложения возросли на 2% до Br1,168 трлн. (101,2% к плану), удельный вес - 2,2%. Земельный налог составил Br959,5 млрд. (выполнен на 101,1%). 

По итогам работы за 2011 год наибольший удельный вес в общей сумме поступлений отмечен платежами организаций - 96,1%, или Br51,741 трлн. При этом поступления в бюджет от организаций государственного сектора экономики составили 60,1% в общей сумме поступлений, или Br32,345 трлн. Доля платежей от организаций негосударственного сектора экономики увеличилась на 2,2 процентного пункта по сравнению с 2010 годом и составила 36% (Br19,397 трлн.). Удельный вес поступлений от индивидуальных предпринимателей и физических лиц составил 3,9%, или свыше Br2 трлн. 

В министерстве также отметили, что основная часть поступлений - Br52,261 трлн., или 97,1% - сформирована за счет платежей, уплаченных плательщиками в добровольном порядке, что выше уровня 2010 года на 1,8 процентного пункта.

в 2011 г. расходы в целом бюджета Республики Беларусь уменьшились на -18087,9 млрд. руб. (на -31,35%) по сравнению с 2009 г.

За 2009-2011 гг. сильно сократились расходы на социальную политику на -15070,4 млрд. руб. (на -36,2%).

доля расходов на социальную политику, взятая из доходов бюджета за 2009 г. составляла 35,04% в Республике Беларусь, что соответствовала показателям развитых стран (в среднем 20%-30% от доходов бюджета).

В тоже время в 2010 г. доля расходов на социальную политику, взятая из доходов бюджета составляла всего 8,51% в Республике Беларусь, а в 2011г. составляла 12,98%.

Поэтому предлагаю при формировании государственного бюджета Республики Беларусь выделить на социальную политику в среднем 20% от доходов бюджета, что будет соответствовать минимальному стандарту в развитых странах, где социальной политике уделяется в последнее время очень большое внимание. А затем, в перспективе данной пятилетки, данный показатель довести до 30% в Республике Беларусь.

Основной целью финансовой политики в долгосрочной перспективе (до 2015 года) должно быть создание необходимых макроэкономических условий для стимулирования устойчивого экономического развития, структурной перестройки и модернизации экономики на основе инноваций, повышения уровня и качества жизни населения.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать эффективную налоговую систему путем ее упрощения, существенного снижения налогового бремени на экономику, улучшения налогового администрирования, повышения справедливости и нейтральности налогообложения;
  • упорядочить государственные обязательства, в том числе сконцентрировать ресурсы бюджета на решении ключевых социально-экономических задач, сократить неэффективные расходы;
  • повысить эффективность и результативность бюджетных расходов за счет перехода к программно-целевым методам бюджетного планирования на среднесрочной основе;
  • реформировать межбюджетные отношения путем усовершенствования бюджетного процесса, повышения финансовой самостоятельности органов местного управления и самоуправления;
  • обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджетов всех уровней, эффективное управление государственным долгом, сохранив его уровень в пределах, обеспечивающих финансовую безопасность государства.

Информация о работе Финансовая система Республики Беларусь