Финансовое планирование предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 12:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой – рассмотреть понятие планирования, структурировать и рассмотреть организацию планирования, методы и принципы планирования, а также виды финансовых планов на предприятиях. Также в курсовой работе проводится финансовый анализ на примере ЗАО «ИчкерДобавки».

В курсовой работе отражаются следующие вопросы: финансовый план как составная часть бизнес-плана, методы финансового планирования, виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:

увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
высокая нестабильность внешних условий и факторов;

Содержание работы

Введение 2

ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Цели и задачи финансового планирования 4


Процесс и этапы финансового планирования 7



ГЛАВА 2. ВИДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 10

2.1. Перспективное финансовое планирование 12

2.2. Текущее финансовое планирование 16

2.3. Оперативное финансовое планирование 18


ГЛАВА 3. МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 20


ГЛАВА 4. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАО «ИЧКЕРДОБАВКИ»

4.1 Краткая характеристика предприятия 22


4.2 Практические аспекты финансового планирования 23


Заключение 34

Список использованной литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая 2009.docx

— 81.11 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Процесс и этапы финансового планирования

 

  Процесс финансового планирования включает несколько этапов, таких как:

  • анализ финансовой ситуации;
  • разработка общей финансовой стратегии фирмы;
  • составление текущих финансовых планов;
  • корректировка, увязка и конкретизация финансового плана;
  • осуществление оперативного финансового планирования;
  • выполнение финансового плана;
  • анализ и контроль выполнения плана.

На первом этапе анализируются  финансовые показатели деятельности предприятия  за предыдущий период времени. Это делается на основе бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о  движении средств. Эти документы  содержат данные для анализа и  расчета финансового состояния  предприятия, а также служат основой  для составления прогноза этих документов. Основное внимание уделяется таким  показателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли. Подводится общий итог, который дает возможность  оценить финансовые результаты деятельности фирмы и определить проблемы, стоящие  перед ней.

Второй этап – это разработка финансовой стратегии и финансовой политики по основным направлениям деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозные документы, которые относятся  к перспективному финансовому планированию: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Эти  документы включаются в структуру  научно-обоснованного бизнес плана  предприятия.

В процессе осуществления  третьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовых документов путем составления текущих  финансовых планов.

На четвертом этапе  происходит состыковка показателей  финансовых планов с производственными, коммерческими, инвестиционными, строительными  и другими планами и программами, разрабатываемыми на предприятии.

Пятый этап – это осуществление  оперативного финансового планирования путем разработки оперативных финансовых планов фирмы.

Шестой этап предусматривает  осуществление текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности фирмы, определяющей конечные финансовые результаты деятельности в целом.

Завершается процесс финансового  планирования на фирме анализом и  контролем за выполнением финансовых планов. Данный этап заключается в  определении фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причини  следствий отклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативных явлений.

Важно помнить, что максимальной эффективности можно добиться только при последовательном выполнении всех этапов процесса финансового планирования, так как они взаимосвязаны.

Перспективное финансовое планирование охватывает в современных  условиях период от одного года до трех (редко - пяти) лет. ПФП включает разработку финансовой стратегии предприятия  и прогнозирование его финансовой деятельности. Финансовая стратегия - это определение долгосрочных целей  финансовой деятельности предприятия  и выбор наиболее эффективных  способов и путей их достижения.

Процесс формирования финансовой стратегии включает в себя следующие  основные этапы:

1. Определение периода  реализации стратегии. Продолжительность  этого период зависит от периода  формирования общей стратегии  предприятия. Кроме того, на него  воздействуют и другие факторы:  динамика макроэкономических процессов,  изменения, происходящие на финансовом  рынке, отраслевая принадлежность  и специфика внешней среды  деятельности предприятия. 

2. Анализ факторов внешней  среды предприятия; 

3. Формирование стратегических  целей финансовой деятельности. Главная цель данного этапа  - максимизация рыночной стоимости  предприятия. Система стратегических  целей предприятия должна быть  сформулирована четко, отражая  каждую из целей в конкретных  показателях-нормативах. Обычно в  качестве стратегических нормативов  используют такие, как: среднегодовой  темп роста собственных финансовых  ресурсов, формируемых их внутренних  источников; минимальная доля собственного  капитала; соотношение оборотных  и внеоборотных активов предприятия  и пр. На основе финансовой  стратегии формируется финансовая  политика по конкретным направлениям  финансовой деятельности: налоговой,  амортизационной, дивидендной, эмиссионной  и пр.

4. Разработка финансовой  политики предприятия; 

5. Разработка системы  мероприятий по обеспечению реализации  финансовой стратегии; 

6. Оценка разработанной  финансовой стратегии. Она осуществляется  по нескольким параметрам. Во-первых, оценивается насколько разработанная  финансовая стратегия согласуется с общей стратегией предприятия, выявляется степень согласованности целей, направлений и этапов реализации этих стратегий. Во-вторых, оценивается согласованность финансовой стратегии предприятия с прогнозируемыми изменениями во внешней среде. В-третьих, оценивается реализуемость разработанной финансовой стратегии, т. е. рассматриваются возможности предприятия в формировании собственных и привлеченных финансовых ресурсов. В заключение оценивается результативность финансовой стратегии. Такая оценка может быть основана на прогнозных расчетах различных финансовых показателей, а также на прогнозе динамики нефинансовых результатов реализации разработанной стратегии, таких, как: рост деловой репутации предприятия, повышение уровня управляемостью финансовой деятельностью структурных подразделений и пр.

Базу  процесса формирования планирования составляет прогнозирование, которое является воплощением стратегии  фирмы на рынке. Прогнозирование  состоит в изучении возможного финансового  состояния предприятия в длительной перспективе. Основой прогнозирования  служит анализ и обобщение имеющейся  информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуации и финансовых показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ВИДЫ ФИНАНСОВОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Финансовое планирование является необходимым элементом  управления предприятием. Финансовое планирование осуществляется посредством  составления финансовых расчетов и  планов разного содержания и назначения в зависимости от задач и объектов планирования. Финансовое планирование на предприятии осуществляется на 5 лет, год или квартал. Исходя из этого  финансовые планы можно разделить  на перспективные (стратегические, в  том числе 5-летние), текущие (годовые) и оперативные [4, с. 252].

Перспективный финансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции  и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний план – это главная  форма реализации целей и задач  развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный  финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия.

Текущее финансовое планирование включает в себя годовой баланс доходов  и расходов, сметы образования  и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда; фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование  производства (фонда накопления); фонда  средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущие  финансовые планы разрабатываются  на основе перспективных планов путем  их конкретизации и детализации. Производится конкурентная увязка каждого  вида вложений или фонда и источника  их финансирования.

Примером сочетания перспективного и текущего планирования является бизнес – план, который принято разрабатывать  при создании нового предприятия  или обосновании производства новых  видов продукции.

Бизнес-план представляет собой  документ, в котором изложены организационные, производственные и рыночные аспекты  предполагаемого бизнеса, а также  представлены плановые расчеты объемов  производства, вкладываемых инвестиций и получаемых финансовых результатов  от осуществления планируемого мероприятия.

Составление бизнес – плана  необходимо для определения объемов  и разработки стратегии финансирования, привлечения конкретных инвесторов к участию в создании нового предприятия  или финансировании новых производственных программ. При этом в качестве инвесторов могут выступать банки, другие юридические, а также физические лица.

Структура бизнес – плана  и его объем зависят от сферы  деятельности, к которой относится  бизнес, от размера данного бизнеса, от суммы инвестиций, необходимых  для его организации, от объема и  ассортимента будущего продукта. Основная же часть бизнес – плана имеет организационный и производственный характер. Соответствующие его разделы отражают сведения о продукции, планируемой к производству, ее качестве, уровне цен, рынках сбыта, о результатах от ее продажи [4, с. 252].

Составление бизнес – плана  имеет существенное значение для  предприятий в тех случаях, когда  у них недостает собственных  финансовых ресурсов для выполнения того или иного их проекта. В этих случаях данный документ является одним  из основных, который необходим предприятию  для обращения к другим инвесторам с просьбой привлечения их финансовых ресурсов для финансирования данного  проекта или в банк, для получения  на данную цель заемных средств [4, с. 253].

Оперативное финансовое планирование заключается в составлении и  использовании платежного календаря  – подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в  нем предоставлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения  в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние  собственных средств, а также  привлекать в необходимых случаях  банковский или коммерческий кредит. Составление и использование  платежного календаря является реализацией  распределительной и контрольной  функцией финансов предприятия.

 

Исходной точкой планирования является прогнозирование основных направлений финансовой деятельности предприятия, осуществляемое в процессе перспективного планирования, которое  определяет задачи и параметры текущего финансового планирования. В свою очередь основа для разработки оперативных  финансовых планов формируется именно на стадии текущего финансового планирования.

 

Мне кажется, очень важно  осознавать тесную взаимосвязь всех видов финансового планирования. И то, что с переходом от одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления и показатели более конкретизируются, становятся более четкими.

 

2.1. Перспективное финансовое  планирование

 

В современных условиях перспективное  финансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Перспективное  планирование состоит из разработки  финансовой стратегии предприятия  и прогнозирования финансовой деятельности. Финансовая стратегия предприятия  представляет собой определение  долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболее эффективных  способов их достижения. Финансовая стратегия  должна также согласовываться с  общей стратегией фирмы, хотя она  тоже оказывает на общую стратегию  определенное влияние.

Процесс формирования финансовой стратегии предприятия состоит  из следующих этапов:

  • определение периода реализации стратегии;
  • анализ факторов влияния внешней среды фирмы;
  • формирование стратегических целей финансовой деятельности;
  • разработка финансовой политики фирмы;
  • разработка системы мероприятий по обеспечению финансовой стратегии фирмы;
  • оценка разработанной финансовой стратегии.

При разработке финансовой стратегии фирмы очень важно  четко и изначально честно и правильно  определить период реализации стратегии. В наше время достаточно сильно среди  маленьких фирм и предприятий  распространена практика «фирм однодневок», когда с целью получения льгот, ухода от налогов или возможной  ответственности предприятие существует от силы два – три года, а затем  зачастую появляется в том же составе, но под другим названием.

Большое внимание в процессе формирования финансовой стратегии  должно отводиться анализу факторов внешней среды, изучению экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы, ведь зачастую различные ошибки и  правонарушения совершаются не по злому  умыслу, а из-за элементарного незнания правил, актов, законов. Также важно  особое внимание уделять изучению факторов риска, отслеживать тенденции, происходящие на интересующем предприятие сегменте рынка, фиксировать и учитывать  колебания курса валюты и направление  экономического курса страны.

Следующий этап составления  финансовой стратегии предприятия  это формирование стратегических целей  финансовой деятельности. Главной целью  должно стать максимальное увеличение рыночной стоимости предприятия. Все  цели должны быть сформулированы наиболее четко и кратко. Цели должны быть отражены в конкретных показателях-нормативах. Обычно в качестве стратегических нормативов используют такие как:

  • среднегодовой темп роста собственных финансовых ресурсов;
  • коэффициент рентабельности собственного капитала фирмы;
  • соотношение оборотных и внеоборотных активов фирмы и т.д.

На основе финансовой стратегии  фирмы формируется финансовая политика фирмы по конкретным направлениям финансовой деятельности фирмы: налоговой, амортизационной, дивидендной, эмиссионной и т.п.

Далее происходит разработка системы  мероприятий, обеспечивающих реализацию финансовой стратегии, определяются права, обязанности и меры ответственности  руководителей отделов и подразделений  фирмы за результаты реализации финансовой стратегии фирмы.

Информация о работе Финансовое планирование предприятий