Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:11, контрольная работа
В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИРМЫ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1 Понятие фирмы, ее функции
1.2 Внутренняя и внешняя среда фирмы и их взаимосвязь
1.3 Цели и задачи фирмы, ее организационная структура
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, КРАТКОСРОЧНЫЙ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОДЫ
2.1. Понятие издержек
2.2. Издержки производства в краткосрочном периоде
2.3. Закон убывающей отдачи
2.4. Издержки производства в долговременном периоде
2.5. какой размер предприятия является наиболее эффективным
3. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ И ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
3.1. Определение конкуренции
3.2. Совершенная конкуренция
3.3. Несовершенная конкуренция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Производственные подразделения, предназначенные для обслуживания своей продукцией и услугами основных цехов и участков, называются вспомогательными. К ним относятся подразделения по обеспечению тепловой и электрической энергией, по ремонту оборудования, изготовлению инструмента, технологической оснастки и др. Подразделения, обеспечивающие нормальное функционирование всех основных и вспомогательных цехов и участков, называются обслуживающими. К ним можно отнести складское хозяйство, внутрифирменный транспорт, связь. Производственная структура фирмы зависит от вида и объема выпускаемой продукции, форм специализации и характера межфирменной кооперации, форм организации труда на фирме и других факторов.
Организационная структура управления и обслуживания – это состав органов управления фирмой, между которыми распределены управленческие и обслуживающие функции, а также установлены методы их выполнения. Связи здесь построены на принципах координации или субординации и реализуются как вертикальная система правил принятия решений.
Организационная структура фирмы – интегрированный комплекс реальных условий достижения заданных целей, и поэтому ее схема должна отражать и направления хозяйственной деятельности, и состав технического капитала, и кадровый состав, и распределение производства между предприятиями фирмы, и целевую ориентацию сбыта продукции, и многое другое. В организационной структуре фирмы должны быть отражены условия, обеспечивающие не только хозяйственную миссию, но и выработку долгосрочной стратегии достижения целей фирмы, а также образование управленческих механизмов осуществления этой стратегии через систему планов.
Эффективность действующей организационной структуры фирмы определяется результатом ее работы, т. е. прибылью, полученной от реализации товаров и услуг. На этапе же проектирования новой или реорганизации прежней структуры приходится прибегать к критериям второго порядка, которые можно разбить на четыре группы.
Первая группа – критерии статистической эффективности, т. е. показатели эффективности производства. Организационная структура при этом рассматривается в условиях относительно стабильного спроса со стороны постоянного круга потребителей на продукцию, мало изменяющуюся во времени. Как правило, эффект такой структуры тем выше, чем больше реализуется желание получить экономию от увеличения масштабов производства. Удобство применения статистической эффективности в роли основного критерия, характеризующего качество организационной структуры, заключается в возможности использования количественных методов анализа и оптимизации организационной структуры.
Критерии второй группы измеряют организационную структуру с позиции маневренности производства. Следовательно, они оценивают способность фирмы быстро и эффективно изменять параметры производства в рамках выбранного направления деятельности. Организационная структура рассматривается в условиях изменения уровня спроса или действий конкурентов, имеющих для фирмы ряд последствий: снижение цен на товары, падение доли на рынке и обусловленное этим упадком снижение рентабельности капитала. Очевидно, что желание иметь более маневренное производство находится в противоречии с условиями повышения статистической эффективности. Так, если маневренность предполагает создание резерва производственных мощностей, то статистическая эффективность требует сведения их (резервов) к минимуму.
Критерии третьей группы позволяют судить о гибкости фирмы в решении вопросов стратегии или о ее способности реагировать на изменения характера деятельности, а не ее величины. Сфера применения – те направления предпринимательской деятельности, в которых происходит быстрое устаревание изделий, изменение технологий, появляются новые возможности, связанные с выходом на международные рынки, но также имеет место сильная подверженность влиянию со стороны правовых ограничений. Типичная реакция на данные обстоятельства проявляется в изменении номенклатуры выпускаемой продукции и рынков, организации филиалов, дочерних фирм либо даже прекращении некоторых видов деятельности.
Четвертая группа – критерии динамики структуры, которые также позволяют оценивать способность фирмы изменять свои организационные формы, приспосабливать организационную структуру к существующим условиям. В идеальном варианте способность к изменениям должна быть заложена в самой природе структуры. В этом случае приспособление будет быстрым и пройдет без снижения эффективности работы фирмы. Как показывает практика, наиболее динамичными являются организационные структуры, в которых в максимальной степени децентрализовано принятие решений по принципу «каждому исполнителю предоставлено право самостоятельно организовывать свою деятельность».
Из перечня возможных вариантов по тому или иному критерию выбирается структура, наиболее пригодная для проектируемой организации и ее хозяйственной миссии.
2. ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ: ИЗДЕРЖКИ
2.1. Понятие издержек
Издержки производства - это расходы фирм, связанные с производством и реализацией продукта, в определенный период времени (обычно за месяц, квартал, год).
Отсюда все очень просто: издержки - это расчетная величина, зависимая от первоначального капитала.
В издержки производства включается не вся стоимость зданий, станков, оборудования и т. д., а только стоимость изношенной их части в виде амортизационных отчислений, которые в дальнейшем пойдут на их возмещение.
Издержки производства делятся на постоянные
и переменные, а также общие, средние и
предельные. Анализ издержек производства
должен происходить с учетом фактора времени.
Отсюда издержки производства анализируются
в краткосрочных и долговременных периодах.
Краткосрочный период (short-run). Этот период
времени - слишком короткий, чтобы фирма
смогла изменить свои постоянные ресурсы
или производственные мощности.
В этом периоде
постоянные ресурсы остаются
неизменными, а переменные
Долговременный период (long-run). Этот период
времени достаточно продолжительный,
чтобы фирма могла успеть изменить количество
всех используемых ресурсов: и постоянных,
и переменных, включая размеры предприятия.
В этом периоде все ресурсы являются переменными.
Таким образом, краткосрочный период
представляет собой период фиксированных
мощностей, а долговременный период - период
изменяющихся мощностей.
2.2. Издержки производства в краткосрочном периоде
Издержки производства в краткосрочном периоде делятся на постоянные, переменные, общие, средние и предельные.
Постоянные издержки (fixed cost, FC) - издержки, которые не зависят от объема производства. Они всегда будут иметь место, даже если фирма ничего не производит. К ним относятся: аренда, отчисления на амортизацию зданий и оборудования, страховые взносы, расходы на капитальный ремонт, оплата обязательств по облигационным займам, а также жалованье высшему управленческому персоналу и т. д. Постоянные издержки остаются неизменными при всех уровнях производства, включая нулевой. Графически их можно представить в виде прямой параллельной оси абсцисс (рис.1). Она обозначается линией FC.
Переменные (variable cost, VC) - издержки, которые зависят от объема производства. К ним относятся затраты на заработную плату, сырье, топливо, электроэнергию, транспортные услуги и тому подобные ресурсы. В отличие от постоянных переменные издержки изменяются в прямой зависимости от объема производства. Графически они изображаются в виде восходящей кривой (рис.1), обозначаемой линией VC.
Кривая переменных
издержек показывает, что с ростом
выпуска продукта растут
Различие между
постоянными и переменными
Рис. 1. График постоянных, переменных и валовых издержек
Общие, или валовые, издержки (total cost, TC) - издержки в целом при данном объеме производства. Они равны сумме постоянных и переменных издержек: ТС = FC + VC.
Если наложить друг на друга кривые постоянных и переменных издержек, то получим новую кривую, отражающую общие издержки (рис.1). Она обозначается линией ТС.
Средние общие (average
total cost, АТС, иногда называют АС)
- это издержки в расчете на
единицу продукции, т. е.
Показатели средних общих издержек обычно используются для сравнения с ценой,
которая всегда указывается в расчете
на единицу продукции. Такое сравнение
дает возможность определить величину
прибыли, что позволяет определить тактику
и стратегию фирмы в ближайшее время и
на перспективу. Графически кривая средних
общих (валовых) издержек изображается
кривой АТС (рис.2).
Кривая средних
издержек имеет U-образную
Рис.2. Кривые средних издержек
В экономическом анализе кроме средних общих издержек используются такие понятия, как средние постоянные и средние переменные издержки. Это подобно средним общим издержкам, постоянным и переменным издержкам в расчете на единицу продукции. Рассчитываются они следующим образом: средние постоянные издержки (AFC) равны отношению постоянных издержек (FC) к выпуску продукции (Q): AFC = FC/Q. Средние переменные (AVC), по аналогии, равны отношению переменных издержек (VC) к выпуску продукции (СЗ):
AVC = VC/Q.
Средние общие издержки - сумма средних постоянных и переменных издержек, т. е.:
АТС = AFC + AVC, или АТС = (FC + VC) / Q.
Величина средних
постоянных издержек
Важное значение
для определения стратегии
Предельные, или маржинальные, издержки
(marginal cost, МС) - издержки, связанные с производством дополнительной единицы продукции.
МС можно определить для каждой добавочной
единицы продукции путем деления изменения
прироста суммы общих издержек на величину
прироста выпуска продукции, т. е.:
МС = ΔТС/ΔQ.
Предельные издержки (МС) равны приросту переменных издержек (ΔVC) (сырья, рабочей силы), если предполагается, что постоянные издержки (FC) неизменны. Следовательно, предельные издержки есть функция от переменных издержек. В этом случае:
МС = ΔVC/ΔQ.
Таким образом, предельные издержки (иногда их называют приростными) представляют собой прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции.
Предельные издержки
показывают, во сколько обойдется
фирме увеличение объема
Рис.3. Кривая предельных издержек (МС)
Из рис.3 видно, что кривая предельных издержек
(МС) зависит от величины средних переменных
издержек (AVC) и валовых средних издержек
(АТС). В то же время она не зависит от средних
постоянных издержек (AFC), потому что постоянные
издержки FC существуют независимо от того,
производится дополнительная продукция
или нет.
Переменные и валовые издержки растут
вместе с выпуском продукции. Скорость,
с которой эти издержки увеличиваются,
зависит от природы производственного
процесса и, в частности, от степени, в
которой производство подвержено действию
закона убывающей отдачи по отношению
к переменным факторам. Если труд является
единственным переменным фактором, что
происходит при увеличении объема выпуска
продукции? Чтобы больше производить,
фирма должна нанять больше рабочих. Тогда,
если предельный продукт труда быстро
снижается по мере увеличения трудозатрат
(из-за действия закона убывающей отдачи),
для ускорения выпуска продукции необходимы
все большие и большие издержки. В итоге
переменные и валовые издержки быстро
растут одновременно с увеличением объема
выпуска продукции. С другой стороны, если
предельный продукт труда незначительно
снижается при увеличении количества
используемых трудовых ресурсов, издержки
будут возрастать не столь быстро при
увеличении объема выпуска продукции.
Предельные и средние издержки представляют
собой важные понятия. Как мы увидим в
следующей главе, они решающим образом
сказываются на выборе фирмой объема производства.
Знание краткосрочных издержек особенно
важно для фирм, действующих в условиях
заметных колебаний спроса. Если фирма
в настоящее время осуществляет выпуск
продукции в объеме, при котором предельные
издержки резко возрастают, неопределенность
относительно увеличения спроса в будущем
может заставить фирму внести изменения
в производственный процесс и, вероятно,
побудить к дополнительным затратам сегодня,
чтобы избежать более высоких издержек
завтра.