Фирма в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИРМЫ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1 Понятие фирмы, ее функции
1.2 Внутренняя и внешняя среда фирмы и их взаимосвязь
1.3 Цели и задачи фирмы, ее организационная структура
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, КРАТКОСРОЧНЫЙ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОДЫ
2.1. Понятие издержек
2.2. Издержки производства в краткосрочном периоде
2.3. Закон убывающей отдачи
2.4. Издержки производства в долговременном периоде
2.5. какой размер предприятия является наиболее эффективным
3. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ И ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
3.1. Определение конкуренции
3.2. Совершенная конкуренция
3.3. Несовершенная конкуренция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

фирма в условиях рынка 1.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

      Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях(цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода "рыночного"  перемещения создает условия для того, что на рынке всегда происходит изменении количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.

       Теперь сформулируем основные характеристики рынка совершенной конкуренции:

- большое количество мелких продавцов и покупателей,

- продаваемый продукт однороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца товара для осуществления покупки,

- невозможность контроля над ценой и объемом купли-продажи создает условия для постоянного колебания этих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры,

- полная свобода "входа" на рынок и "ухода".

Значение анализа рынка  совершенной (чистой) конкуренции состоит  в том, что существуют отрасли, структура которых очень близка к этой модели; совершенную конкуренцию можно рассматривать как простейшую ситуацию, которая служит исходным пунктом для определения цены и объема производства в более сложных моделях; с совершенной конкуренцией, как со стандартом, можно сравнивать эффективность реальной экономики.

Кривая спроса для  отдельной фирмы совершенно эластична (горизонтальна), так как фирма, изменяя  объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что  цена остается постоянной, средний AR и  предельный MR доходы также остаются постоянными и совпадают с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене.

Валовой доход TR в этом случае определяется как произведение цены на соответствующее количество реализованного продукта. При постоянной цене каждая дополнительно реализованная единица товара увеличивает валовой доход на одну и ту же величину. Поэтому кривая валового дохода представляет собой прямую линию, восходящую из начала координат.

В краткосрочном периоде  конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому  стремится максимизировать прибыль  или минимизировать убытки, регулируя объем производства (рис.1). Для определения его оптимального значения используются два подхода (метода):

  • сравнение валового дохода с валовыми издержка ми: фирма в условиях совершенной конкуренции максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором TR (валовой доход) превышает ТС (общие издержки) на максимальную величину
  • сравнение предельного дохода и предельных издержек: фирма в условия совершенной конкуренции максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором MR(предельный доход) = МС(предельные издержки), а предельная прибыль от последней проданной единицы равна нулю.

Также в краткосрочном  периоде рассматривается ситуация, когда фирма, исходя из сложившейся  ситуации на рынке, вынуждена продавать  товар по цене ниже АТС(средние общие издержки), тогда речь идет о минимизации убытков.

Правило минимизации  убытков: фирма всегда минимизирует свои убытки в краткосрочном периоде  при таком объеме производства, при  котором МС(предельные издержки) = MR(предельный доход), и при условии, что рыночная цена покрывает AVC(средние переменные издержки).

Долгосрочный период позволяет фирме вносить те изменения  в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производственные мощности и технологии с учетом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде она может изменять не только переменные факторы, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать ее. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.

Для того чтобы фирма  на рынке совершенной конкуренции  находилась в состоянии долгосрочного равновесия (рис. 2), необходимо выполнение следующих трех условий:

  • фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объема выпуска при наличии заданных размеров производственного предприятия, а это означает, что МС(предельные издержки) = MR(предельный доход), т.е. условие краткосрочного равновесия является условием долгосрочного равновесия;
  • каждая фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия (т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов);
  • не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые к выходу.

Все три условия долгосрочного  равновесия обобщенно можно записать в виде следующего уравнения: Р = MR = MC = min АТС.

Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки.

 

3.3 Несовершенная конкуренция

      Несовершенная конкуренция - это рыночная ситуация, когда на рынке присутствуют продавцы такого количества товаров, которое существенно влияет на его цену. Несовершенная конкуренция в зависимости от степени нарушения свободной конкуренции в свою очередь подразделяется на следующие основные подвиды: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

       Монополия - это рыночная структура, при которой одна фирма является поставщиком продукта, не имеющего близких заменителей. Ситуацию с единственным продавцом товара называют чистой монополией. Кроме того, различают:

  • закрытую монополию, когда монополия защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений, патентной защиты и т.п.;
  • естественную монополию, при которой долгосрочные средние общие издержки достигают минимума лишь тогда, когда фирма обслуживает весь рынок целиком (система водоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения). Иногда монополия обусловлена ограниченностью (уникальностью) ресурсов;
  • открытую монополию, при которой фирма на не которое время становится единственным поставщиком какого-либо товара, не обладая специальной защитой;
  • простую монополию, при которой фирма реализует свою продукцию по одной цене всем потребителям. Сохранению монополии как рыночной структуры способствуют барьеры, ограничивающие вход в отрасль. Основными типами барьеров являются:
    • исключительные права, полученные от правительства (лотерея, кабельное телевидение);
    • юридические соглашения, патенты и авторские права;
    • собственность на весь объем предложения какого-либо ресурса;
    • преимущества низких издержек крупного производства.

      В процессе монополизации проявляются две основные тенденции:

появление крупных предприятий  или фирм на основе концентрации производства и их доминирующего положения в отрасли;

образование монополистических  союзов или достижение соглашений ряда крупных фирм.

      Возможность таких союзов возрастает вслед за уменьшением числа хозяйствующих субъектов отрасли. Необходимость монополистического союза вытекает из идеи координации деятельности для уменьшения издержек конкурентной борьбы.

      Выделяются низшие и высшие формы монополистических союзов. Низшие - временные союзы или соглашения, которые достигаются для реализации конкретного проекта (пулы, ринги, корнеры и т.д.).

      Высшие же формы монополий или монополистических союзов - это картель, синдикат, трест и концерн.

      Картель - это объединение (союз) ряда предприятий одной отрасли, участники которого сохраняют свою самостоятельность производственной и сбытовой деятельности, но договариваются об объеме производства, ценах, делят рынки сбыта продукции.

      Синдикат - объединение ряда предприятий одной отрасли производства, участники которого теряют коммерческую, сбытовую самостоятельность, обеспечивая совместную реализацию продукции, закупки исходного сырья и т.д.

      Трест - объединение собственности и управления ряда предприятий при полной ликвидации их самостоятельности. В этом случае формируется корпоративная собственность, что позволяет монополизировать источники сырья, перевозку производства и др.

     Концерн - объединение предприятий разных отраслей экономики, включая промышленные предприятия, банки, транспортные и торговые компании. В настоящее время основной формой монополии является концерн. Концерн - это наиболее устойчивая форма организации экономической деятельности.

     Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, «эксплуатируя» в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.

     Формами проявления монополизма выступают: взвинчивание цен и сокращение производства, уменьшение внимания к издержкам производства, рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах, рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу, упрощение маркетинга, снижение качества продукции.

      Для определения доминирующего положения монополии на рынке используют разные показатели:

  • доля фиксированного числа предприятий;
  • индекс степени монополизации А. Лернера;
  • индекс Харфиндела-Хиршмана;

предельная сумма приобретенных  активов, принцип «разумности» и  др.

      Показатель монопольной власти или так называемый индекс степени монополизации А. Лернера (L) рассчитывается по формуле

где Р - монопольная цена; МС - предельные издержки.

      Численное значение коэффициента Лернера находится между 0 и 1. Чем больше коэффициент L, тем больше монопольная власть исследуемого субъекта. Если предельные издержки (МС) равны цене (Р), то индекс Лернера равен нулю (L = 0), что означает отсутствие монополии и наличие свободной конкуренции.

      Индекс Харфиндела-Хиршмана (UXX), который определяется по формуле

где х - доля i-й фирмы  на рынке (в %), i = 1, 2, 3 ... n - общее число  фирм.

      Индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов предприятий, действующих на рынке. Согласно индексу Харфиндела-Хиршмана безопасным с точки зрения монополизации является рынок, состоящий из 10 и более конкурирующих фирм. Доля крупнейших из них не должна превышать 31% общего объема продаж соответствующей продукции.

       Фирма обладает монопольной властью, когда она может воздействовать на цену своего товара, изменяя его количество, которое она готова продать. Ограничивая объем продаж, фирма устанавливает более высокую цену на свою продукцию и получает экономическую прибыль. Обладание монопольной или рыночной властью означает, что кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.

       Существуют три следствия нисходящей кривой спроса монополии:

цена в отличие от совершенной конкуренции превышает  предельный доход. В этом случае фирма является простым монополистом и может продать дополнительную единицу продукции только при условии понижения цены. При этом понижение цены касается не только последней единицы продукции, но и всех предыдущих. Следовательно, предельный доход будет ниже цены; в связи с тем, что кривая спроса выражает зависимость между ценой и объемом выпуска, монополист одновременно выбирает оба эти параметра; максимизирующий прибыль монополист остановится на объеме выпуска и цене, соответствующих эластичному отрезку кривой спроса.

       Подобно совершенной конкуренции монополист в краткосрочном периоде максимизирует прибыль или минимизирует убытки, выпуская количество продукции, которое соответствующее правилу MR = МС.

      Правило максимизации прибыли:

монополист максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором TR превышает ТС на максимальную величину;

монополист максимизирует  прибыль при таком объеме производства, при котором MR = МС, а предельная прибыль  от последней проданной единицы  равна нулю.

       В отличии от конкурентной фирмы фирма-монополист получает в краткосрочном периоде экономическую прибыль за счет своего доминирующего положения.

       В долгосрочном периоде максимизирующий прибыль монополист расширяет свое производство до тех пор, пока не выпускает количество продукции, соответствующее равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек.

     При определенных условиях разным группам потребителей могут назначаться разные цены. Такая практика, присущая естественным монополиям, называется ценовой дискриминацией.

      Для возможности осуществления ценовой дискриминации рынок должен отвечать двум условиям:

Информация о работе Фирма в условиях рынка