Фирма в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:11, контрольная работа

Описание работы

В России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Рыночная экономика невозможна без фигуры предпринимателя - свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя. Фирма является главным звеном рыночной экономики, так как только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Так как фирма является опорой предпринимательства и продуктом рыночной экономики, то её необходимо изучать со всех сторон

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ФИРМЫ И ЕЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ
1.1 Понятие фирмы, ее функции
1.2 Внутренняя и внешняя среда фирмы и их взаимосвязь
1.3 Цели и задачи фирмы, ее организационная структура
2.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, КРАТКОСРОЧНЫЙ И ДОЛГОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОДЫ
2.1. Понятие издержек
2.2. Издержки производства в краткосрочном периоде
2.3. Закон убывающей отдачи
2.4. Издержки производства в долговременном периоде
2.5. какой размер предприятия является наиболее эффективным
3. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ И ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ
3.1. Определение конкуренции
3.2. Совершенная конкуренция
3.3. Несовершенная конкуренция
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

фирма в условиях рынка 1.doc

— 391.50 Кб (Скачать файл)

2.3. Закон убывающей  отдачи

      Вопрос: каким образом будет изменяться объем производства, по мере того как все большее и большее количество переменных ресурсов будет присоединяться к фиксированным ресурсам фирмы? Ответ на этот вопрос дает закон убывающей отдачи: начиная с определенного момента, последовательное присоединение единиц переменного ресурса (например, труда) к неизменному (фиксированному) ресурсу (капиталу или земле) дает уменьшающийся добавочный, или предельный, продукт в расчете на каждую последующую единицу переменного ресурса.  

 Иначе говоря, если  количество рабочих будет увеличиваться,  а количество оборудования не будет меняться, то рост объема производства будет происходить все медленнее, по мере того, как больше рабочих будет привлекаться к производству. Предельный продукт, а вместе с ним предельный доход (MR) начинают убывать не потому, что нанятые позднее рабочие оказались менее квалифицированными, а потому, что относительно большее количество занято при той же величине имеющихся капитальных фондов. 
   Согласно закону убывающей отдачи предельные издержки дополнительного выпуска продукции высоки вначале, когда небольшое увеличение использования факторов вызывает незначительный рост выпуска продукции. Однако по мере того, как использование факторов производства увеличивается и становится более эффективным, предельные издержки значительно снижаются. Наконец, предельные издержки вновь начинают расти при относительно большом объеме выпуска продукции благодаря действию закона убывающей отдачи.  

 Этот закон порождает  обратную связь между средними  переменными издержками производства  и средней производительностью труда. Так, при снижении средней производительности труда требуется увеличение количества используемых факторов производства для получения определенного объема продукции, и средние переменные издержки производства растут. При увеличении производительности труда требуется меньшее количество факторов производства, и средние переменные издержки производства уменьшаются. Как предельные, так и средние переменные издержки тесно связаны с продуктивностью факторов производства и издержками производства. Закон убывающей отдачи раскрывает связь между затратами и результатами производства в кратковременном периоде.

 

2.4. Издержки производства в долгосрочном периоде

       Издержки производства в долговременном периоде имеют ту же характеристику и классификацию, что и издержки в кратковременном периоде, но у них есть специфика: они тесно взаимосвязаны с масштабами производства. Известно, что фирма может быть мелкой, средней и крупной, т. е. существуют разные масштабы производства. Издержки же производства непосредственно зависят от масштабов производства. 
   Эффект масштаба, или экономия, обусловленная ростом масштаба производства, проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции.  

 Эффект от изменения  масштабов производства может  быть положительным или отрицательным.   

 Положительный эффект масштаба - когда по мере роста размеров  предприятия происходит снижение  средних издержек производства  за счет: 
   1) более высокого уровня специализации труда рабочих и управленческого персонала; 
   2) возможности использования более производительного оборудования; 
   3) более полной утилизации отходов путем производства побочной продукции. Все это содействует получению экономии за счет роста масштабов производства.  

 Положительный эффект масштаба  необходимо учитывать при разработке  государственной политики.  

 Если действует  положительный эффект масштаба, то экономически выгоднее иметь  одну крупную фирму, производящую (при относительно низких издержках) продукцию, чем множество мелких фирм (с относительно высокими издержками). Такая крупная фирма может контролировать устанавливаемую ей цену, и в связи с этим может потребоваться вмешательство государства в вопросы регулирования таких цен и деятельности компаний. Например, положительный эффект масштаба в производстве электроэнергии послужил причиной государственного регулирования деятельности крупных энергетических компаний. 
   Отрицательный эффект масштаба - когда по мере роста размеров предприятия происходит рост средних издержек за счет сложности управления крупномасштабным производством. Вместо экономии возникают убытки или потери. Отрицательный эффект масштаба применим к любой фирме с крупномасштабными операциями. В конечном итоге трудности управления, связанные со сложностями организации и проведения крупномасштабных операций, могут привести к снижению капиталоотдачи. Таким образом, отрицательный эффект масштаба связан с проблемами координации задач и сохранения контактов между руководством и рабочими. 
   Разница между объемом производства, при котором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба, и объемом производства, при котором вступает в силу отрицательный эффект масштаба, может быть довольно значительной. В связи с этим в долговременном периоде имеет место ситуация, когда неизменные долгосрочные средние издержки вызывают постоянную отдачу от роста масштабов производства. При неизменном эффекте масштаба размер деятельности фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов. Средняя и предельная производительность факторов производства фирмы остается неизменной как для крупных, так и для мелких предприятий. При неизменном эффекте масштаба вместо одного завода, использующего определенную производственную технологию, можно построить два завода, выпускающих вдвое больше продукции.  

 Эффект масштаба  играет важную роль для фирм  в различных отраслях производства  в США и во всем мире. При  прочих равных условиях чем  больше эффект масштаба, тем более крупные фирмы действуют в той или иной отрасли промышленности. Обычно производственные отрасли промышленности имеют больший эффект масштаба, чем отрасли сферы услуг, так как производству требуются существенные капиталовложения в оборудование, чтобы фирмы могли действовать самым эффективным образом. Отрасли сферы обслуживания являются трудоемкими и обычно обеспечивают эффективную отдачу затрат как в крупных, так и в малых масштабах. 
   Во многих работах понятие “экономия, обусловленная ростом масштаба производства” используется как синоним понятия “возрастающий эффект масштаба”. Однако первое понятие применимо, когда масштаб деятельности возрастает и фирме дано достаточно времени (скажем, один или два года), чтобы удешевить производство путем замены тех или иных вводимых факторов другими. Эффект масштаба соизмерим с расширением производства, когда вводимые факторы в пропорциональном отношении остаются неизменными. Таким образом, фирма может удвоить выпуск продукции, используя некоторое кратное число всех вводимых факторов меньше двух, и получить возрастающий эффект масштаба. Экономия, обусловленная ростом масштаба производства, включает, следовательно, возрастающий эффект масштаба как особый случай, но в более общей форме он допускает изменение всех сочетаний вводимых факторов по мере изменения уровня выпуска продукции.

 

2.5. Какой размер  предприятия является наиболее  эффективным

       Предприятие эффективно лишь в том случае, при котором фирма может минимизировать свои издержки и максимизировать прибыль. 
   Если средние издержки велики, т. е. цена меньше средних общих издержек, то такое предприятие неэффективно. И наоборот: если средние издержки минимальны, т. е. цена максимально превышает средние издержки, то можно говорить об эффективном размере предприятия - его эффективном наименьшем объеме производства. Здесь известны две ситуации. 
   Первая ситуация имеет место в отраслях тяжелой промышленности: автомобильной, алюминиевой, сталелитейной и многих других. В этих отраслях эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством крупных промышленных гигантов. Мелкие же фирмы в вышеперечисленных отраслях не смогут обеспечить эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными.   

 Вторая ситуация  имеет место в отраслях легкой  промышленности, например, хлебопекарной, швейной, обувной, или в розничной торговле, сельском хозяйстве и других отраслях. В этих отраслях минимальный размер предприятия определяется небольшим объемом производства. В таких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются более эффективными, чем крупномасштабные производители. Таким образом, зачем фирме нужен менеджер? Ответ: для того, чтобы обосновать такой размер предприятия, который на перспективу будет наиболее эффективным. В современной рыночной экономике расчет эффективности производства предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Ориентиры для фирмы складываются следующим образом.  

 Равновесие фирмы  в краткосрочном периоде (как  в дальнейшем мы узнаем, именно  в условиях чистой конкуренции) предполагает следующее тройное равенство:

Р = МС = MR,

где Р - цена товара; МС - предельные издержки; MR - предельный доход. 
   Равновесие фирмы в долгосрочное периоде, или в условиях монополистического рынка, предполагает неравенство: цена больше предельного дохода, т. е.

Р > MR.  

 В то же время  даже в условиях монополистического  рынка правило, определяющее оптимальный  выпуск продукции и максимальную  величину прибыли, остается прежним,  т. е.:

MR = МС.  

 Это связано с  тем, что монополия, как правило,  не является абсолютной, раз и навсегда зафиксировавшей свое исключительно выгодное положение. Монополия боится международной конкуренции и того, что покупатель при повышенной цене уменьшает свои покупки, перейдя на потребление товаров-заменителей. Поэтому монополист сохраняет стратегию, характерную для рынка совершенной конкуренции, когда скорость приращения дохода не должна превышать скорости прироста издержек. В этом случае отрасль будет ограждена от наплыва конкурентов. Если монополист начинает активно завышать цены, то скорость наращивания предельного дохода может превысить скорость прироста предельных издержек, т. е. MR > МС. В этих условиях монополия может и при меньших объемах производства максимизировать свой доход, так как монополия формирует обычно цены более высокие, а объемы более низкие, чем в условиях чистой конкуренции. С точки зрения общества, это означает, что ресурсы по отраслям и предприятиям распределяются нерациональным образом, так как монополия, завышая цену, забирает часть дохода остальных производителей. 
   Примерно такая же картина - при анализе действия монополии на дефицитном рынке, в условиях, когда повышенный спрос за короткий срок не может покрыться приростом предложения. 
   Итак, важнейшее правило стратегии фирмы при определении объемов производства - это равенство предельного дохода и предельных издержек. Вопрос: возможно ли этого достичь в экономике России? Ответ: возможно, но при условии, что она будет развиваться по законам рыночной экономики. В прошлой командной экономике объемы производства директивно спускались предприятию, и аналитические службы не ставили себе задачу определить наиболее эффективные объемы производства. Не осуществлялся расчет эффективного использования ресурсов. Проблема выбора наилучших решений применения альтернативных ресурсов перед предприятием не стояла. В результате наша экономика по сравнению с рыночной стала сверхзатратной, что нередко приводило к перерасходу ресурсов на единицу продукции. Чтобы преодолеть такую ситуацию, необходимо перепрофилировать производство на выпуск товаров, отвечающих требованиям спроса, и через внедрение новой техники и технологии способствовать снижению издержек. Именно в этом - один из выходов из неэффективной экономики.

 

3. КОНКУРЕНЦИЯ. ВИДЫ И ТИПЫ КОНКУРЕНЦИИ

3.1. Определение конкуренции

 

        Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию из разговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего «столкновение», «состязание». В экономике конкуренция определяется следующим образом.

        «Конкуренция — ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».

          Конкуренция – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъекта рынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством с другими претендентами за наибольший доход. Борьба за экономическое выживание и процветание – закон рынка. Конкуренция (как и её противоположность - монополия) может существовать только при определённом состоянии рынка.        Разные виды конкуренции (и монополии) зависят от определённых показателей состояния рынка. Основными показателями являются:

а) количество фирм (хозяйственных, промышленных, торговых предприятий, имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

б) свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

в) дифференциация товаров (придание определённому виду товара одного и того же назначения разных индивидуальных особенностей - по фабричной марке, качеству, цвету и др.);

г) участие фирм в контроле над рыночной ценой.

Виды конкуренции выделяют на основе следующих

 критериев: 

- число продавцов и покупателей данного товар;

- возможность влияния на цены;

- характер производимого продукта;

- степень доступности информации;

- степень легкости входа на рынок и выхода из него.

Виды конкуренции:

  • совершенная конкуренция;
  • несовершенная (абсолютная (чистая) монополия, олигополия, монополистическая конкуренция).

 

3.2. Совершенная конкуренция

      Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного(одинакового)товара и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.

       Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип рынка называют "рынок свободной конкуренции".

Информация о работе Фирма в условиях рынка