Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:13, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретической стороны фискальной политики и фактической ситуации в Российской Федерации, начиная с 1990 года и заканчивая текущим годом.
Задачи для выполнения цели следующие:
изучение понятия фискальной политики как системы государственного регулирования экономики;
рассмотрение фискальной политики российского правительства в период с 2000 по 2012 гг.;
анализ фактических данных для России;
изучение путей улучшения фискальной политики государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАК СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Сущность фискальной политики 5
1.2 Методы реализации фискальной политики 8
1.3 Типы фискальной политики 8
1.4 Концепции фискальной политики 17
2 ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1990 - 2012 ГГ. И ЕЁ АНАЛИЗ 22
2.1 Фискальная политика 1990 - 1999 гг. 22
2.2 Фискальная политика 2000 - 2003 гг. 27
2.3 Фискальная политика 2004 - 2005 гг. 37
2.4 Фискальная политика 2006 - 2008 гг. 38
2.5 Фискальная политика 2009 - 2010 гг. 40
2.6 Основные направления фискальной политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов. 40
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РОССИИ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Бюджетная политика РФ строится на основании Бюджетного послания Президента РФ Федеральному собранию. Выделим стратегические цели этого послания на 2006-2008 гг. и проследим насколько успешно они были выполнены.
Главной целью Послания является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению уровня доходов и занятости населения, росту сбережений. В сфере его прямой ответственности - повышение доступности и качества бюджетных услуг. Для достижения этой цели необходимо, прежде всего, обеспечить достойный и конкурентоспособный уровень оплаты труда работников образования, здравоохранения, культуры, других отраслей социальной сферы
Основой для решения социальных проблем являются высокие темпы устойчивого экономического роста. Для достижения этого роста необходимо поддерживать макроэкономическую стабильность, совершенствовать налоговую систему. Благодаря этому будут созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций и развития предпринимательства. Начиная с 2000 года, Правительством Российской Федерации проводится политика снижения числа налогов и сокращения налоговой нагрузки на экономику, что позволяет предприятиям направлять сэкономленные средства на повышение зарплат своим работникам, создание новых рабочих мест, техническое перевооружение. В 2006 году предполагалось продолжить совершенствование налогового законодательства. В частности, предусматривается упрощение процедуры возмещения НДС при капитальном строительстве, а с 2007 года - при экспорте продукции. Расширяется перечень расходов, принимаемых к вычету при налогообложении прибыли. С 2006 года с 15 до 20 млн. рублей повышен верхний предел дохода для организаций малого бизнеса, имеющих право на упрощенный режим налогообложения. Отменяется налог на имущество, переходящее в порядке наследования. Будут введены налоговые льготы для инвесторов в особых экономических зонах. С 2007 года планируется дифференцировать ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий добычи нефти, что повысит инвестиционную привлекательность нефтедобывающей промышленности. Следует отметить, что на первое место все же выходит упрощение и повышение прозрачности налоговых процедур, т. к. ожидается, что реальное снижение для предприятий налогового бремени за счет этих мер окажется даже более значительным, чем прямая экономия средств при снижении налоговых ставок.
Необходимым условием для развития страны является обеспечение ее безопасности и обороноспособности, ведь социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, преступлений и терроризма. В федеральном бюджете было предусмотрено увеличение расходов на реализацию Государственной программы вооружения на 59 млрд. руб. в 2006 г., 69 млрд. руб. - в 2007 г. и 83 млрд. руб. - в 2008 г. В результате этого планируется существенно повысить уровень обеспеченности воинских формирований современным вооружением и военной техникой. [11]
2.5 Фискальная политика 2009-2010 гг.
В 2009-2010 гг. экономика Российской Федерации функционирует в условиях относительно благоприятной ситуации на мировых рынках труда и капитала, сопровождается ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. рост ВВП был на уровне 4,0%.
Что касается расходов, их рост в 2009–2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер.
Уровень инфляции в России в 2010 году равнялся 6%. Это связано с падением потребительского спроса на продукцию и услуги, а также крайне слабым восстановлением кредитования реального сектора экономики банками.
В 2009 году профицит сменился дефицитом: превышение расходов над доходами федерального бюджета составило 5,9% к ВВП, а в 2010 году дефицит удалось снизить примерно до 5,4% – 5,5% к ВВП. [12]
2.6 Основные направления фискальной политики на 2011 - 2012 годы и плановый 2013 год
В основу бюджетной политики на 2011-2013 годы положены стратегические цели развития страны, сформулированные в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года и других документах, а также основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации "О бюджетной политике в 2011-2013 годах".
Задачи, поставленные
в Бюджетном послании Президента
Российской Федерации о бюджетной
политике в 2011-2013 годах, направлены на
решение проблем повышения
Бюджетная политика на 2011-2013 годы направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.
В соответствии
с Бюджетным посланием
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП (таблица 6):
Таблица 6 - Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации млрд. рублей
Показатель |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Доходы, всего |
13 552,5 |
14 994,1 |
17 392,8 |
18 756,9 |
20 271,6 |
%% к ВВП |
34,7 |
33,4 |
35,0 |
34,0 |
32,8 |
Федеральный бюджет |
7 337,8 |
7 783,8 |
8 617,8 |
9 131,7 |
9 983,9 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 789,2 |
5 251,1 |
5 884,7 |
6 440,3 |
7 049,3 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
1 656,4 |
2 409,3 |
3 416,1 |
3 740,2 |
4 114,2 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
5 923,6 |
5 832,0 |
6 157,7 |
6 428,6 |
6 963,0 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных |
4 437,5 |
4 665,1 |
4 965,2 |
5 438,9 |
6 024,5 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
- в том числе доходы
без учета межбюджетных трансфе |
120,8 |
135,9 |
393,7 |
446,1 |
149,0 |
Расходы, всего |
16 330,6 |
17 575,7 |
19 217,9 |
20 441,2 |
21 762,3 |
%% к ВВП |
41,8 |
39,1 |
38,7 |
37,0 |
35,2 |
Федеральный бюджет |
9 660,1 |
10 212,4 |
10 385,1 |
10 844,6 |
11 749,1 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
6 386,7 |
6 290,3 |
6 759,8 |
7 198,2 |
7 913,0 |
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ |
3 587,2 |
5 000,7 |
5 579,8 |
6 090,5 |
6 652,5 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
3 478,6 |
4 897,5 |
5 476,1 |
5 985,8 |
6 281,5 |
Консолидированные бюджеты субъектов РФ |
6 252,9 |
6 166,3 |
6 502,6 |
6 725,4 |
7 070,8 |
- в том числе расходы
без учета межбюджетных |
5 986,2 |
5 885,1 |
6 192,3 |
6 407,0 |
6 652,4 |
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования |
479,1 |
502,8 |
789,7 |
850,2 |
915,4 |
Дефицит (-) / профицит (+), всего |
-2 778,1 |
-2 581,6 |
-1 825,1 |
-1 684,3 |
-1 490,7 |
%% к ВВП |
-7,1 |
-5,7 |
-3,7 |
-3,0 |
-2,4 |
`
В номинальном выражении в 2011 году рост объема расходов федерального бюджета по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и планируемый рост в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 год
Экономический кризис продемонстрировал зависимость доходной части бюджетов многих субъектов Российской Федерации от динамики общеэкономической конъюнктуры.
В этой связи
субъекты Российской Федерации должны
формировать фонды финансовых резервов
- Резервные фонды субъектов
Приоритетом бюджетной политики Российской Федерации в сфере взаимодействия с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями остается необходимость внедрения передовых технологий в практику управления бюджетным процессом, обеспечивающих эффективное и качественное предоставление бюджетных услуг. [13]
3 ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В РОССИИ
Одним из последствий кризиса стало отклонение реальной политики от ряда принципиальных положений, закрепленных в Бюджетном кодексе, что свидетельствует о высокой неопределенности базовых принципов бюджетной политики, которая будет оказывать негативное влияние на устойчивость бюджетной сферы вне зависимости от сценариев развития мировой и российской экономики.
Ряд мер текущей бюджетной политики был направлен скорее не на ее совершенствование, а на адаптацию к ситуации финансово-экономического кризиса. Так в проекте Закона о федеральном бюджете 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. был принят ряд решений, имеющих значимые последствия в среднесрочной перспективе.
Во-первых, речь идет о предстоящей в 2010 г. валоризации пенсионных прав граждан, во-вторых, бюджет принял на себя ряд политически значимых обязательств: проведение Олимпиады - 2014 в Сочи и саммита АТЭС во Владивостоке; заметное повышение расходов на оборону и правоохранительную деятельность.
Рост социальной и политической составляющих в расходах федерального
бюджета в 2010 г. при сохранении общей величины расходов был обеспечен за счет сокращения расходов на национальную экономику - прежде всего, расходов антикризисного пакета.
Несмотря на негативные эффекты самого кризиса и сохраняется ряд системных недостатков и нерешенных проблем бюджетных реформ, решению которых может способствовать выделение следующих задач на среднесрочную перспективу:
Налоговая система должна совершенствоваться
по следующим важнейшим направлениям: