Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность понятия фискальной политики государства и доказать необходимость ее проведения, выяснить инструменты и методы проведения фискальной политики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и механизм действия фискальной политики;

Содержание работы

1. Экономическая политика
1.1. Понятие фискальной политики. Инструменты фискальной политики………5
1.2.Системы налогообложения………………………………………………………6
1.3. Кривая Лаффера………………………………………………………………….7
2. Модели фискальной политики
2.1. Простая дискреционная политика……………………………………………..10
2.2. Автоматическая фискальная политика………………………………………...11
3. Влияние фискальной политики на экономику
3.1. Фискальная политика зарубежья………………………………………………14
3.2. Влияние общей фискальной политики на государственный бюджет.
Учет затрат и выгод общества…………………………………………………..…..21
3.3. Проблемы осуществления фискальной политики………….………………....23
3.3.1 Эффект вытеснения…………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………………..29
Приложения…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)

Курсовая  работа на тему «Фискальная политика государства»

 

 

 

Содержание

Введение

1. Экономическая  политика

1.1. Понятие  фискальной политики. Инструменты фискальной политики………5

1.2.Системы  налогообложения………………………………………………………6

1.3. Кривая  Лаффера………………………………………………………………….7

2. Модели  фискальной политики

2.1. Простая  дискреционная политика……………………………………………..10

2.2. Автоматическая  фискальная политика………………………………………...11

3. Влияние  фискальной политики на экономику

3.1. Фискальная  политика зарубежья………………………………………………14

3.2. Влияние  общей фискальной политики на  государственный бюджет.

Учет  затрат и выгод общества…………………………………………………..…..21

3.3. Проблемы  осуществления фискальной политики………….………………....23

3.3.1 Эффект  вытеснения…………………………………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………………...28

Список литературы……………………………………………………………………..29

Приложения……………………………………………………………………………..30

Введение

Тема фискальной политики сегодня  по-прежнему актуальна, так как экономика  нашей страны, бюджет и налоговая  сфера, находятся еще в неустойчивой стадии формирования, а в условиях продолжающегося экономического кризиса  в России играет значительную роль в восстановлении народного хозяйства.

Тяжелое положение экономики предопределяет фискальную политику, направленную, с  одной стороны на стимулирование производства и прекращение его  спада, на мобилизацию финансовых ресурсов, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д.

Данная политика является ключевым элементом государственного финансового  регулирования, которая представляет собой меру правительства по изменению  государственных расходов, налогообложения  и состояния государственного бюджета, направленную на обеспечение полной занятости и производства не инфляционного  продукта. Фискальная политика базируется на использовании государством двух экономических регуляторов: налогов  и государственных расходов.

Таким образом, фискальная политика государства - важное направление его финансовой политики, которое играет большую  роль в регулирование экономики  посредством налогов и политики доходов и расходов.

Цель курсовой работы - раскрыть сущность понятия фискальной политики государства и доказать необходимость ее проведения, выяснить инструменты и методы проведения фискальной политики.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и механизм действия фискальной политики;

2. Рассмотреть основные инструменты, с помощью которых осуществляется данная политика;

3. Раскрыть основные виды фискальной политики;

4. Рассмотреть влияние фискальной  политики на экономику.

Предметом исследования в данной курсовой работе является экономическая политика государства, объектом – фискальная государственная политика.

При написании работы использовались методы общелогического исследования: сбор фактов, анализ, синтез, дедукция и методы эмпирического исследования: сравнение, систематизация.

Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана  из различных учебников и учебных пособий, а так же различных экономических статей.

В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы, разделенные на подглавы. В первой главе подробно рассматриваются понятие фискальной политики, существующие системы налогообложения и кривая Лаффера. Во второй главе изучены модели фискальной политики. В третьей главе проанализированы влияние фискальной политики на экономику и проблемы ее осуществления. Курсовая работа состоит из 32 страниц и содержит 3 приложения с графиками. При написании курсовой работы было использовано 14 источников литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая политика

Экономическая политика - это совокупность предпринимаемых государством мер  воздействия на экономические процессы для реализации общественно значимых целей.

Государственное регулирование экономики  преследует следующие цели:

- устойчивый рост национального  производства;

- поддержание эффективного размера  занятости;

- стабилизацию уровня цен;

- обеспечение внешнеторгового баланса.

Можно выделить следующие направления  государственного регулирования экономики:

- регулирование капиталовложений;

- регулирование сбыта;

- регулирование рынка рабочей  силы;

- стимулирование научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  (НИОКР).

Помимо вышеназванных форм государственного регулирования, можно также выделить еще и такие формы, как система  экономического программирования, регулирование  мелкого и среднего бизнеса, сельскохозяйственного  производства и т.д.

Реализация экономической политики возможна лишь при использовании  совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия  на экономику.

К числу наиболее важных инструментов государственного регулирования относятся: фискальная политика, денежная политика, политика регулирования доходов, внешнеэкономическая  политика, социальная политика.

 

1.1. Понятие фискальной политики. Инструменты фискальной политики.

Под фискальной политикой государства  понимается постоянное вмешательство  государства в экономические  процессы и явления с целью регулирования их протекания. Это совокупность мероприятий в сфере налогообложения, направленных на формирование доходной части государственного бюджета, повышение эффективности функционирования всей национальной экономики, обеспечение экономического роста, занятости населения и стабильности денежного обращения.

Фискальная политика - это система  регулирования экономики посредством  изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и  достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Фискальная политика - совокупность финансовых мероприятий государства  по регулированию правительственных  расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических  целей. Потребность в разработке и систематическом  проведении фискальной политики усилилась, особенно во второй половине XX в., когда финансы государства  стали играть значительную роль в  обеспечении стабильного экономического роста.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей, основными являются:

- устойчивый рост национального  дохода,

- умеренные темпы инфляции,

- полная занятость,

- сглаживание циклических колебаний  экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме  того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим  комплексным инструментом и показателем  эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Государственные  закупки, образуют один из компонентов  совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают  уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется  еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

 

1.2. Системы налогообложения

Основные виды систем налогообложения  в Российской федерации:

- Традиционная (общая) система (режим) налогообложения. Предусматривает уплату наибольшего количества налогов: налог на прибыль, уплачиваемый юридическими лицами; НДФЛ для индивидуальных предпринимателей и физических лиц; налог на добавленную стоимость; единый социальный налог и прочие налоги. Традиционная система в обязательном порядке применяется теми налогоплательщиками, чьи условия не подходят ни под одну систему налогообложения, либо они не приняли решения о применении других систем налогообложения.

- Упрощённая система налогообложения (УСН). В упрощенной системе часть «традиционных» налогов заменяется единым налогом. Для ее применения необходимо, чтобы условия осуществления предпринимательской деятельности отвечали определенным законодательством правилам и ограничениям.

- Единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Применение ЕНВД обязательно для тех налогоплательщиков, которые осуществляют виды деятельности, подпадающие под ее действие. Расчет ЕНВД не зависит от конкретной суммы полученных доходов, а рассчитывается по иным усредненным показателям.

Налоговым законодательством также  не запрещено смешанное налогообложение, то есть, применение одновременно более  чем одного режима налогообложения  одним налогоплательщиком. Например, разрешено наряду с традиционной системой налогообложения применять  систему единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности.

 

1.3. Кривая Лаффера

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила  зависимость суммы налоговых  поступлений в бюджет от ставок подоходного  налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера, представленной на графике 1 (прил. А).

На графике по линии абсцисс  отложены уровни ставки налогообложения, на линии ординат - объем собираемых налогов (отражающий уровень деловой  активности).

Кривая Лаффера [Laffer curve] - кривая, отражающая закономерность: слишком высокий  уровень налогов может не оставить предприятиям возможностей для нормального  развития или подорвать стимулы  к такому развитию и, следовательно, сбор налогов сократится, но и слишком  низкое, «вольготное» обложение может  сократить поступление средств  государству до недопустимого уровня.

Вопрос о кривой Лаффера является предметом дискуссий во многих странах, в том числе в России. Некоторые  экономисты доказывают, что эмпирические данные не подтверждают существования  закономерности, выявленной Лаффером. Другие, добиваясь снижения налогов  и ссылаясь на кривую Лаффера, утверждают, что тот или иной их уровень - предельный для данной страны. Впрочем, сам Лаффер ничего подобного не утверждал (хотя вопрос о снижении налогов действительно  был актуален для России последних лет и, как известно, частично разрешен в ходе последней налоговой реформы).

Кривая Лаффера имеет форму  дуги и показывает, что наилучший  экономический результат достигается  не когда налоги самые низкие, а  когда они оптимальные. И не может  быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий.

Налоговые ставки устанавливаются  в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного  повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий  поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов  в государственный бюджет достигнут  максимальной величины. Государству  целесообразно установить налоговую  ставку на данном значении. Группа Лаффера  теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой  ставке достигается максимальная сумма  налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая  активность фирм и работников, и  тогда доходы перетекают в теневую экономику.

Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием  других факторов, не учитываемых в  теоретической модели. Например, в  странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать  стремление к увеличению бюджета  через доходную часть. Налоговые  ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к  либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству  в экономику, налоговые ставки будут  ниже. Кроме того, стремление иметь  социально ориентированную экономику  и направлять значительную часть  бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать  налоговые ставки во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в  российской экономике обусловлены  прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств  для осуществления социально-экономических  программ и слабой надеждой на то, что  снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему  экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый  пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма  снижения налоговых ставок или, в  предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно  предоставлению налогоплательщику  дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых  ставок стоит перед любым государством.

Информация о работе Фискальная политика государства