Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть сущность понятия фискальной политики государства и доказать необходимость ее проведения, выяснить инструменты и методы проведения фискальной политики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и механизм действия фискальной политики;
1. Экономическая политика
1.1. Понятие фискальной политики. Инструменты фискальной политики………5
1.2.Системы налогообложения………………………………………………………6
1.3. Кривая Лаффера………………………………………………………………….7
2. Модели фискальной политики
2.1. Простая дискреционная политика……………………………………………..10
2.2. Автоматическая фискальная политика………………………………………...11
3. Влияние фискальной политики на экономику
3.1. Фискальная политика зарубежья………………………………………………14
3.2. Влияние общей фискальной политики на государственный бюджет.
Учет затрат и выгод общества…………………………………………………..…..21
3.3. Проблемы осуществления фискальной политики………….………………....23
3.3.1 Эффект вытеснения…………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………………..29
Приложения…………………………………………
НДС - это один из наиболее нейтральных налогов, обеспечивающий стабильные поступления в бюджет и приводящий к минимальным изменениям в поведении потребителей и предприятий;
НДС - это налог на потребление, он не влияет на принятие решений по поводу инвестиций.
В области прямого обложения
возможно расширение объема льгот инвестиционного
характера по налогу на прибыль, в
первую очередь, за счет введения льгот
общенационального характера по
инвестициям в сторонние
Однако не все так красиво и гладко. В России существуют проблемы с бюджетом, как уже было замечено, вытекающие в проблему инфляции. На 2005 год статистика такая: потребительская инфляция - 13%, индекс-дефлятор ВВП - 19%, индекс промышленных цен - 28%. В России такой разрыв встречается с конца 90-х годов столь часто, что есть основания полагать, что проводится целенаправленное снижение потребительской инфляции, то есть в период спада устраивается то монетизация льгот, то реформа региональных финансов.
Достаточно высокие темпы
Среднегодовые темпы роста ВВП за последнее время составили 10%. Так, если в 1999 году номинальный ВВП был 15 млрд. долларов, то в 2003 году - 30 млрд. Предпринимаются меры по снижению налоговой нагрузки. В частности, снизились ставки индивидуального подоходного налога (с 30% до 20%), введена регрессивная шкала ставок социального налога (от 20% до 7%), уменьшен НДС до 14%. Уменьшается темп инфляции, укрепляется курс национальной валюты.
На Украине предполагалось снижение
ставки НДС до 17%. Еще в марте 2004
года президент Украины Леонид Кучма
поручил правительству
Президент страны Леонид Кучма в 2004 году выступал против повышения ставок фиксированного и единого налогов для предпринимателей, так как, по его мнению, это наносит существенный удар по малому и среднему бизнесу и может стимулировать его уход в тень.
В итоге в 2004 году доходы составили
58,2 млрд. гривен, расходы - 59,6 млрд. гривен,
дефицит - 2,4 млрд. гривен, или 0,9% ВВП. Для
того, чтобы не обанкротить
В налоговом кодексе Грузии число налогов сокращается с 21 до 9. Его главный приоритет - «фискальная либерализация». Остались налоги на прибыль, дивиденды с акций, земельный, с имущества, игрового бизнеса, а также за пользование природными ресурсами.
Предусмотрен законопроект об освобождении от уплаты налогов индивидуальных предпринимателей, чей ежегодный доход не превышает 100 тыс. лари (около 52 тыс. долл.).
Польша все больше приковывает любопытные взгляды исследователей экономики. Страна, в которой в 1989 году бушевала инфляция - 700% в год, сегодня находится в
лучшей экономической ситуации, чем Беларусь, которая в принципе таких значительных сбоев никогда не имела. В чем же секрет польского правительства?
Правительством Польши было решено
реализовать «план
Сегодняшние итоги экономических преобразований в Польше не такие радужные, какими были в 2001 году, однако, в связи с неплохим экономическим ростом средняя заработная плата достигла 700 долларов. Эту ситуацию омрачает безработица, составляющая 18% трудоспособного населения. В соответствии с требованиями Евросоюза Польша обязана в течение 5 лет снизить уровень безработицы до 10%, достигнуть экономической стабильности.
Дефицит бюджета 3,7% ВВП, заложенный в
проекте финансового закона 2005 года
(принят 28 сентября), значительно сократился
по сравнению с показателем 2004 года.
Это стало возможным за счет резкого
повышения располагаемых
- снижен размер ставки налога с корпораций с 27% до 19%
- повышен налог на дивиденды с 15% до 19%
- введен налог на прирост капитала, налоговая ставка составляет 19%.
В 2003 году в Чехии существовал достаточно большой дефицит бюджета. Дефицит существовал по огромному ряду причин. Во-первых, Чехия это страна с большими запросами и с такими же значительными принципами. Во-вторых, бюджет в течение ряда лет сводился с дефицитом, и стране приходилось много занимать. За четыре года долг увеличился на 18,2 млрд. крон (около 0,8 млрд. долларов). В пересчете на одного жителя он составлял 60 тысяч крон (2,5 тысяч долларов). При отсутствии ясной перспективы наращивания бюджета власти прибегали к столь непопулярной мере, как «затягивание поясов». Были увеличены акцизы на топливо, алкоголь, табак, а также НДС. В декабре 2003 года нижняя палата чешского парламента приняла решение о сокращении ставки налога на доходы корпораций с 31% до 24%, тем самым, отменив наложенное ранее на этот законопроект вето сената. Этот законопроект являлся одним из 11 проектов находящихся на рассмотрении в парламенте и направленных на совершенствование государственной программы с целью сокращения дефицита бюджета.Основа этой фискальной политики - снижение прямых налогов, включая подоходный налог, при одновременном увеличении косвенных налогов. Правительство Чехии предусматривало сокращение объемов развитой системы государственной материальной помощи гражданам при сохранении субсидий лицам, открывающим сберегательные счета в банках. Благодаря вовремя проведенной фискальной политике правительство Чехии стабилизировало бюджет страны.
И Чехия сегодня представляет собой:
- население - 10,4 млн. человек
- объем ВВП - 185 млрд. долларов;
- ВВП на душу населения - 17,8 тысяч долларов.
В августе 2002 года Кнессет - высший законодательный орган Израиля - принял поправки к Закону о налогообложении. Эти поправки существенно повлияли на жизнь израильтян. Израиль перешел с территориального принципа налогообложения на персональный. Это в частности означает, что доходы резидентов Израиля, полученные за рубежом, будут облагаться налогом. Ранее такие доходы облагались налогом только в том случае, если были переведены и получены в Израиле. До внесения этих поправок резиденты Израиля могли организовывать компанию в США и законно не платить налоги ни в США, ни в Израиле.
С 2001 года Словакия также проводит время от времени ярко выраженную фискальную политику. В январе 2001 года, например, вступили в силу:
- снижение налога на прибыль предприятий с 40% до 29%. Позже он был уменьшен еще до 25%;
- дополнительное освобождение от уплаты на 5 лет налога на прибыль предприятий, чьи доходы увеличивались ежегодно в течение первых 5 лет за счет иностранных инвестиций размером не менее 5 млн. евро.
- полное освобождение от уплаты налогов сроком на 5 лет промышленных предприятий с зарегистрированным капиталом 5 млн. евро, получающих 60% своей прибыли от экспорта;
Но, даже, несмотря на эти меры, проблемы в Словакии, однако, существуют: все еще велик бюджетный дефицит, не изжита до конца инфляция. Может быть, в этой стране и сидели «сложа руки», если бы не состояли в Европейском Союзе. А поскольку в ЕС нет слабых стран, то Словакия опять начала проводить фискальную политику.
Первым таким шагом стало введение единой ставки налога с личных доходов и доходов предприятий. Правительство решилось на радикальное сокращение расходов, не способствующих экономическому развитию. К примеру, в здравоохранении ограничили бесплатную выдачу лекарств, введя плату за каждый выписываемый рецепт в размере 20 крон. Также, согласно новому порядку, безработный, который самостоятельно трудоустроился, полгода дополнительно получает ежемесячно от государства 800 крон, а это почти половина пособия по безработице. Это очень интересный подход, так как безработный решается найти работу, получать заработную плату и вдобавок еще «премию» за находку работы, вместо того, чтобы сидеть дома и получать только пособие по безработице. Ведь для поиска места работы для гражданина или на его переквалификацию государство тратит средства. Да и к тому же безработный ничего не производит государству. Также пособия на детей выше для тех, кто смог устроится и платит налоги. Государство поощряет активность.
Изменена система регистрации безработных. Они обязаны раз в неделю являться в управление труда. Это привело к тому, что из тех, кто был вправе получать пособия, исключены те лица, которые работают «по-черному» за границей.
Великобритания. Государственный бюджет страны состоит из двух частей:
-
консолидированного фонда,
-
национального фонда займов, куда
входят доходы и расходы
Основная часть расходов финансируется
из консолидированного фонда (98%), который
формируется преимущественно
Бюджет 2000г. был исполнен с самым большим в истории страны профицитом - 2,7% ВВП. Причиной профицита стало снижение затрат на пособия по безработице благодаря сокращению числа безработных до 3,7 в 2000г. Профицит бюджета дал возможность пересмотреть некоторые государственные программы. Изменения в основном коснулись налоговой системы, а также увеличения расходов на образование. Система фискальной политики в Великобритании достаточно сложная.
Основным звеном фискальной политики являются специальные фонды. Их более 80: пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов, национального страхования. Ведущее место занимает фонд национального страхования. Он создается за счёт взносов населения, государственных предприятий и дотаций правительства. Аккумулированные средства идут на выплату пенсий, пособий по безработице и болезни. Иногда правительство повышает пенсии или пособия в регулирующих экономику целях.
3.2. Влияние общей фискальной политики на государственный бюджет. Учет затрат и выгод общества.
Под бюджетной политикой
Первая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью финансовой политики, обеспечивающей стабильное экономическое развитие национальной экономики.
Однако при более тщательном
рассмотрении этой проблемы становится
очевидным, что такое состояние
бюджета исключает или в
Рассмотрим другой пример, показывающий,
как стремление ежегодно балансировать
бюджет может стимулировать инфляцию.
В условиях инфляции, при повышении
денежных доходов автоматически
увеличиваются налоговые