Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность понятия фискальной политики государства и доказать необходимость ее проведения, выяснить инструменты и методы проведения фискальной политики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и механизм действия фискальной политики;

Содержание работы

1. Экономическая политика
1.1. Понятие фискальной политики. Инструменты фискальной политики………5
1.2.Системы налогообложения………………………………………………………6
1.3. Кривая Лаффера………………………………………………………………….7
2. Модели фискальной политики
2.1. Простая дискреционная политика……………………………………………..10
2.2. Автоматическая фискальная политика………………………………………...11
3. Влияние фискальной политики на экономику
3.1. Фискальная политика зарубежья………………………………………………14
3.2. Влияние общей фискальной политики на государственный бюджет.
Учет затрат и выгод общества…………………………………………………..…..21
3.3. Проблемы осуществления фискальной политики………….………………....23
3.3.1 Эффект вытеснения…………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………………..29
Приложения…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)

Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим  доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех  факторов, которые могут стимулировать  либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

 

Итак, фискальная политика - это важный механизм государственного регулирования  экономики, осуществляемый посредством  изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики. Важнейшим показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм. Зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога отражена кривой Лаффера. Ставка налога 50% является оптимальной по теории Лаффера. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Модели фискальной политики

В зависимости от фазы цикла, в которой  находится экономика, инструменты  фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: стимулирующую и сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется  при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска  и снижение уровня безработицы и  направлена на увеличение совокупного  спроса (совокупных расходов). Ее инструментами  выступают:

- увеличение государственных закупок;

- снижение налогов;

- увеличение трансфертов.

Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного  разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного  спроса (совокупных расходов). Ее инструментами  являются:

- сокращение государственных закупок;

- увеличение налогов;

- сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику:  дискреционную и автоматическую (недискреционную).

 

2.1. Простая дискреционная политика

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование  налогами и государственными расходами, осуществляемое правительством для  изменения реального ВНП и  уровня занятости, контроля за инфляцией  и стимулирования экономического роста. Термин «дискреционный» означает, что  налоги и государственные расходы  изменяются по усмотрению федерального правительства, то есть это происходит не автоматически, а только с согласия правительства. В зависимости от экономической ситуации в стране: наличия экономического спада, или  же экономического роста, дискреционная  фискальная политика подразделяется на экспансионистскую, которая осуществляется в периоды экономического спада, ее еще называют стимулирующей фискальной политикой; и рестрикционную, которая  проводится в периоды экономического роста, ее другое название -  сдерживающая фискальная политика.

Стимулирующая фискальная политика проводится в ситуации рецессионного разрыва (когда равновесный уровень производства меньше потенциального). Государство  может воздействовать на совокупный спрос через налоги (1), или государственные закупки (2), или используя сразу (1) и (2). При увеличении государственных закупок или снижении налогов кривая совокупного спроса сдвигается вправо (гр. 2, прил. Б).

Стимулирующая фискальная политика приводит к дефициту государственного бюджета. Более того, чтобы иметь стимулирующее  воздействие бюджетный дефицит  не должен ничем компенсироваться.

Экспансионистская политика требует  жесткого контроля за ценами, так как  издержки производства имеют тенденцию  к росту. Контроль необходим и  в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов. Если страна переживает депрессию или находится  в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение  о проведении стимулирующей фискальной политики. В данном случае правительству  необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба  параметра сразу. Для этого, при  прочих равных условиях, государство  повышает размер своих закупок товаров  и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно. Любое  из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически  увеличивает совокупный спрос и  параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска  в большинстве случаях.

Власти проводят рестрикционную (сдерживающую) фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики». В этом случае правительство проводит меры, прямо  противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической  политике. Государство сокращает  свои расходы и трансферты и увеличивает  налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с  целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в  случае экономического бума.

Сдерживающая фискальная политика проводится в ситуации инфляционного  разрыва (когда равновесный уровень  производства больше потенциального). Рестрикционная фискальная политика предусматривает  увеличение налогов, уменьшение госзакупок, или совмещение этих двух методов.

Ограничительная фискальная политика приводит к излишку госбюджета (гр. 3, прил. В).

 

2.2. Автоматическая фискальная политика

Автоматическая (недискреционная) фискальная политика - это автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (или уменьшение) чистых налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста (или уменьшения) ВНП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику. Эти изменения происходят под действием встроенных стабилизаторов.

Встроенный (автоматический) стабилизатор - это экономический механизм, позволяющий  снизить амплитуду циклических  колебаний уровней занятости  и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Встроенные стабилизаторы экономики  относительно смягчают проблему продолжительных  временных лагов дискреционной  фискальной политики, так как эти  механизмы включаются без непосредственного  вмешательства правительства.

Такими автоматическими стабилизаторами  являются:

- прогрессивная налоговая система, которая сдерживает рост совокупного спроса в периоды экономического роста, так как по мере роста дохода население подвергается более высокой ставке налогов, и, наоборот, при уменьшении дохода, вызванного экономическим спадом, происходит стимуляция совокупного спроса, так как происходит увеличение располагаемого дохода вследствие снижения налоговой ставки.

- пособия по безработице и прочие социальные выплаты, которые в ситуации экономического спада увеличиваются вследствие увеличения числа безработных, и, наоборот, при наличии экономического роста, в результате которого происходит снижение безработицы, данные выплаты автоматически снижаются.

Встроенные стабилизаторы не устраняют  причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний.

 

Таким образом четко выделяют следующие модели фискальной политики:

- дискреционную (когда налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства, то есть это происходит не автоматически, а только с согласия правительства), которая в свою очередь в зависимости от экономической ситуации в стране: наличия экономического спада, или же экономического роста подразделяется на экспансионистскую (стимулирующую), которая осуществляется в периоды экономического спада; и рестрикционную (сдерживающую),  проводящуюся в периоды экономического роста.

- автоматическую (недискреционную), при которой происходит автоматическое изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, без согласия правительства, посредством встроенных стабилизаторов.

 

3. Влияние фискальной политики на экономику

Исследование влияния инструментов фискальной политики на экономику в  целом проводилось Дж. Кейнсом  и его последователями, которые  пытались обосновать более высокую  эффективность фискальной политики по сравнению с монетарной для  стабилизации экономики.

Во всем мире фискальные меры достаточно схожи: с помощью фискальной политики государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и  потребления, используя для этого  налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит, бюджетную  политику. В каждой стране действуют  прямые, а также косвенные налоги - налоги с продажи или НДС. Налоги - важный источник доходной части государственного бюджета. И у исполнительной власти часто возникает искушение пополнять  бюджет за счет налогообложения все  более широкого круга объектов и  увеличения числа налогов. В современных  условиях налоги выполняют две функции: фискальную и экономическую, каждая из которых проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной финансовой категории.

Методы финансового регулирования  подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюджетного регулирования: субсидии (что означает помощь, поддержка), дотации (дар, пожертвование), трансферты (перенесение, перевод). Косвенными являются методы использования элементов  налоговой системы.

 

3.1. Фискальная политика зарубежья

Экономическое влияние России сильно сказывается на экономике Беларуси, так как РФ и РБ являются союзными государствами. Следует хорошо разобраться  в том, насколько стабильна Россия в экономическом плане, а, на сколько  не стабильна. Препятствия экономического роста существуют в любой национальной экономике, в России же их достаточно много. Посмотрим, какую политику проводит правительство РФ по их устранению. Основными компонентами государственной  фискальной политики в Российской Федерации  являются:

- жесткое ограничение кассовых  непроцентных расходов лимитами  финансирования и роста доходов,  обусловленного ужесточением налогового  администрирования;

- обслуживание внутреннего и внешнего  долга, главным образом, за  счет прямых кредитов Правительству  со стороны Банка России.

Что касается налогов, то в Российской Федерации трехуровневая система  налогообложения. Налоги подразделяются на:

1. федеральные, 

2. налоги республик в составе  России, краев и областей,

3. местные налоги.

Можно сказать, что базовые налоги России: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог с продаж и единый социальный налог (налог  на труд).

С 1 января 2004 года вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменения  в статью 3 Закона РФ «О налоге на операции с ценными бумагами». Указанный  налог теперь взимается в размере 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 тысяч рублей. Ранее его  размер составлял 0,8% номинальной суммы  выпуска.

Налоговая нагрузка на российскую экономику  не является чрезмерно высокой. Более  того, по такому показателю, как отношение  налогов к ВВП, налоговое бремя  в России ниже, чем в странах  Евросоюза, хотя и заметно выше, чем  в США и Японии. За последние  четыре года этот показатель уменьшился с 35-36% до 29% ВВП. В ближайшие годы налоговую нагрузку на российскую экономику  планируют снижать на один процентный пункт ВВП в год. 11 июня 2004 года Госдума РФ приняла проект федерального закона, который уменьшает максимальную ставку единого социального налога с 35% до 26%.

Названы первоочередные задачи фискальной политики в области расходов:

- внедрять современные методы оценки рациональности бюджетных расходов и индикаторы результативности затрат государственных средств;

- разработать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот;

- повышать оплату труда государственных служащих в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда;

Являлась ли такая политика эффективной? Соответствовала ли она своим  целям? Каковы ее перспективы? Чтобы  ответить на эти вопросы, необходимо рассмотреть ее текущие итоги, а  также проанализировать условия  ее проведения и связанные с ними риски.

Достигнутый Правительством первичный  профицит бюджета приобрел относительно устойчивый характер как за счет повышения  сбора налогов, так и за счет строго ограничения расходов бюджетными назначениями. Тем не менее, ситуация, выглядящая стабильной на первый взгляд, оказывается  более трудной при глубоком анализе.

Во-первых, рост бюджетных доходов  в апреле-мае 2004г. связан, в значительной степени, с двумя группами факторов - сезонным перерасчетом годовых налоговых  платежей и изменением правил распределения  налогов между федеральным и  региональным уровнями, а не с повышением собираемости налогов.

Во-вторых, повышению доходов способствует введение новых налогов - экспортных пошлин. Институт экономики полагает, что сегодня на уровне РФ в целом  кардинальная реформа налоговой  системы нецелесообразна. Основной становится стабильность налоговых  условий для всех субъектов Федерации и субъектов хозяйствования. В области косвенного обложения целесообразно сохранить НДС как универсальный источник поступлений в бюджетную систему, отказавшись от дальнейшего усложнения механизма его уплаты. Налог на добавленную стоимость имеет несколько особенностей, делающих его привлекательным инструментом фискальной политики, в частности:

Информация о работе Фискальная политика государства