Фискальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - раскрыть сущность понятия фискальной политики государства и доказать необходимость ее проведения, выяснить инструменты и методы проведения фискальной политики.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и механизм действия фискальной политики;

Содержание работы

1. Экономическая политика
1.1. Понятие фискальной политики. Инструменты фискальной политики………5
1.2.Системы налогообложения………………………………………………………6
1.3. Кривая Лаффера………………………………………………………………….7
2. Модели фискальной политики
2.1. Простая дискреционная политика……………………………………………..10
2.2. Автоматическая фискальная политика………………………………………...11
3. Влияние фискальной политики на экономику
3.1. Фискальная политика зарубежья………………………………………………14
3.2. Влияние общей фискальной политики на государственный бюджет.
Учет затрат и выгод общества…………………………………………………..…..21
3.3. Проблемы осуществления фискальной политики………….………………....23
3.3.1 Эффект вытеснения…………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………………..29
Приложения…………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 81.44 Кб (Скачать файл)

Вторая концепция бюджетной  политики базируется на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, т.е. сознательно идет на временный дефицит бюджета. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно, за период в несколько лет.

Особая проблема, возникающая при  реализации данной концепции, - это  то, что спады и подъемы в  экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада  дефицит бюджета и, соответственно, государственный долг в этом случае не покроется небольшим положительным  сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место  циклический дефицит бюджета.

Целью налоговой политики становится дальнейшее снижение номинального налогового бремени. Так, с 1 января 1996 г. были отменены спецналог, налог на превышение фонда  оплаты труда над его нормируемой  величиной, отдельные местные налоги. Одновременно предусматриваются поэтапная  отмена ряда неэффективных налоговых  льгот и конкретные меры по повышению  собираемости налогов.

Фискальные органы должны предпринять  конкретные шаги, которые позволяют  установить справедливый налоговый  порядок, а именно: для крупных  предприятий в сфере материального  производства, которые надлежащим образом  платят налоги, налоговое бремя необходимо ослабить, в то же время для юридических  и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, - увеличить налоговый пресс. Практика подоходного налогообложения с  физических лиц свидетельствует  о том, что несовершенство отдельных  льгот по уплате этого налога приводит к возможности необоснованного  уменьшения размера налоговых обязательств перед государством гражданами, получающими  высокие доходы.

Учет затрат и выгод общества

При оценке бюджетной эффективности  проекта учитываются также изменения  доходов и расходов бюджетных  средств, обусловленные влиянием проекта  на сторонние предприятия и население, если проект оказывает на них влияние, в том числе:

-прямое финансирование предприятий, участвующих в реализации ИП;

-изменение налоговых поступлений от предприятий, деятельность которых улучшается или ухудшается в результате реализации ИП;

-выплаты пособий лицам, остающимся без работы в связи с реализацией проекта (в том числе при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

-выделение из бюджета средств для переселения и трудоустройства граждан в случаях, предусмотренных проектом.

По проектам, предусматривающим  создание новых рабочих мест в  регионах с высоким уровнем безработицы, в притоке бюджетных средств  учитывается экономия капиталовложений из федерального бюджета или бюджета  субъекта Федерации на выплату соответствующих  пособий.

 

3.3. Проблемы осуществления фискальной политики

  1. Временной лаг распознавания. Между началом спада или подъема и осознанием этого процесса проходит значительный промежуток времени.
  2. Административные задержки. Обычно проходит значительный промежуток времени от того момента, как будет признана необходимость принятия фискальных мер, до их выполнения.
  3. Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем, когда меры будут приняты, и когда они начнут оказывать реальное воздействие на экономику.
  4. Пристрастие к стимулирующим мерам. Сокращение налогов и увеличение госрасходов очень популярно в политическом плане, поэтому чаще всего фискальная политика склонна к стимулированию и инфляции.

При стимулирующей дискреционной  фискальной политике возникает опасность  дефицита государственного бюджета. Для  оценки причин дефицита государственного бюджета выделяют три вида дефицита: структурный, фактический и циклический.

Структурный дефицит – это дефицит  в ситуации полной занятности и при  потенциальном уровне производства. Фактический дефицит – дефицит, существующий при фактическом уровне производства. Циклический дефицит = структурный – фактический

Если структурный и фактический  дефицит разных знаков, то нужно  поднять уровень производства. Если структурный и фактический дефицит  одного знака, то это результат государственной  политики. В зависимости от причин дефицита госбюджета надо применять различные виды фискальной политики. В первом случае надо уменьшить налоги и увеличить госзакупки (стимулирующая фискальная политика). Во втором случае необходимо поднять налоги и уменьшить госзакупки (сдерживающая фискальная политика).

 

3.3.1. Эффект вытеснения

Снижение частных расходов как  следствие высокой процентной ставки, возникшей из-за высокого спроса на ссудный капитал для покрытия бюджетного дефицита, называется эффектом вытеснения. Есть только два способа  финансировать дефицит бюджета. Весь дефицитный бюджет означает, что  правительство, не имея достаточно доходов  для покрытия расходов, живет в  долг. Поэтому первый способ покрытия дефицита - выпуск государственных  ценных бумаг (облигаций). Эти ценные бумаги создают спрос на рынке  ссудных капиталов и конкурируют  за кредит с ценными бумагами корпораций и с другими заемщиками. А в  результате растет цена кредита - ставка процента.

Высокий процент - сигнал для потребителей сократить покупки товаров, чутко  реагирующих на ставку процента (дом, автомобиль, товары длительного пользования). Высокий процент - сигнал для инвесторов отложить расходы на новое оборудование, строительство заводов и фабрик. Ведь высокий процент повышает альтернативные издержки инвестиционных проектов. Так  получается эффект вытеснения, т.е. сокращение частных расходов из-за высокой ставки процента, которая возникла из-за создавшего бюджетный дефицит повышения  правительственных расходов.

Если расширительная фискальная политика способна вызвать эффект вытеснения, то ограничительная политика дает обратный результат. Снижение ставки процента создает  лучшие условия для покупки товаров  в кредит и для дополнительных инвестиций. Вместе с тем это снижает  антиинфляционное значение ограничительной  политики, которая применяется в  фазе оживления и развития инфляционного  разрыва. При отсутствии торговых ограничений товары на всех рынках обмениваются по одной и той же цене (исключая разницу в ценах из-за разных налогов и транспортных расходов).

Принцип ценового выравнивания отражает то, что производители увеличат предложение  на рынках, если цены будут выше издержек (и наоборот). Этот принцип действует и на рынках ссудного капитала (кредита). При современной технике любой, у кого есть финансовые средства для одалживания взаймы, может предложить их на рынках Северной Америки, Австралии, Европы, Японии и др. И везде ставка процента (цена кредита) окажется одинаковой, исключая возможную разницу за счет налогов и разных расходов на осуществление операций. Пример: Правительство США снижает налоги, что ведет к бюджетному дефициту из-за уменьшения бюджетных доходов. Для покрытия дефицита нужен заем. Правительство обращается на рынок ссудного капитала, спрос на кредит возрастет, а с ним повысится и ставка процента. Как отреагируют на все это, например, европейцы? Они начнут перевозить свои средства на ссудный рынок США, где цена кредита стала выше. Чем больше будет таких переводов, тем больше они будут давить на ставку процента, вынуждая ее понизиться. Как же приток иностранного кредита повлияет на эффект вытеснения? Этот приток, снижая ставку процента, должен смягчить сокращение спроса, снизить объем «вытесненного» спроса. Европеец, прежде чем перевести свои деньги в США, должен обратить их в американские доллары. Следовательно, спрос на доллары США увеличится на европейских валютных рынках (т.е. на рынках, где происходит обмен одной валюты на другую). Рост спроса на доллар поднимет цену доллара, по отношению к другим валютам курс доллара вырастет. А как более высокий курс доллара повлияет на американский экспорт и импорт? Более «дорогой» доллар сделает импорт дешевле для американцев. Ведь теперь на него можно за рубежом купить чуть-чуть больше товара. Но в то же время это сделает американский экспорт более дорогим для иностранцев: теперь, чтобы купить американский товар на 1 доллар, нужно отдать за него чуть-чуть больше франков, марок, фунтов и т.д. Любой экономист в этой ситуации сделает прогноз о том, что США теперь будут экспортировать меньше, а импортировать больше. Чистый экспорт сократиться, а это приведет к сокращению совокупного спроса. Часть вытесненного внутреннего спроса примет форму падения чистого экспорта. А приток кредитов из-за рубежа станет сдерживать повышение ставки процента. Но даже более умеренная ставка процента будет «вытеснять» инвестиции и покупки реагирующих на кредит потребительских товаров длительного пользования. В странах с рыночной экономикой механизмами перераспределения доходов является система социальных трансфертов, установление минимума оплаты труда и система прогрессивного налогообложения доходов граждан, при которой размер налогов возрастает по мере увеличения доходов. В результате сглаживается первоначальная неравномерность в распределении доходов. С помощью подобных мер и организации на их базе системы социальной защиты населения ослабляются негативные социальные последствия рыночной организации производства.

Целями внутренней политики государства, только еще создающего рыночное хозяйство, должно быть решение наиболее острых социальных проблем, иначе нарастание противоречий сделает невозможным  продолжение экономических реформ. Помимо налогового регулирования и  выплат социальных трансфертов в  странах с переходной экономикой и развивающихся государствах применяется  индексация доходов малообеспеченных граждан, регулирование цен на социально-значимую продукцию. Государственная политика в переходный период должна помочь населению пережить сложную экономическую ситуацию, а также приспособиться к рыночным отношениям. Для этого необходимы эффективная система социальной поддержки, упрощенные и обновленные схемы трудоустройства и переподготовки рабочей силы.

Основное внимание необходимо уделять  рынку рабочей силы с самого начального периода преобразований, поскольку  при социалистическом хозяйствовании система переподготовки и повышения  квалификации безработных, поиска рабочих  мест была совершенно не развита.

     Одним из важнейших инструментов политики регулирования доходов в нашей стране является подержание социально приемлемого уровня минимальной заработной платы. В зарубежных странах она, как правило, служит базой построения всей иерархической структуры заработной платы. Основная функция минимальной оплаты труда - обеспечение защиты наименее оплачиваемых и уязвимых работников, это подчеркивается в рекомендациях Международной организации труда. Оптимальным считается, чтобы размер ее не был ниже 35-40% средней оплаты труда. В России же он в пределах 50,8% средней по экономике в течение последних семи лет. Крайне низкий уровень минимума оказал существенное воздействие на степень неравенства в распределении доходов. У фискальной политики есть много других, достаточно сложных последствий. Из-за того, что правительство США снизило налоги, т.е. приняло решение, касающееся внутренних проблем, доллар за рубежом стал дороже, а другие валюты дешевле. Теперь другие страны больше экспортируют в США, что ведет к росту спроса на товары этих стран, и к росту цен на них. В США снизили налоги, а в Европе выросли цены. Это говорит о том, что открытая экономика подвержена влиянию всех других экономик. В международной рыночной системе все страны - участники взаимозависимы.

 

Подводя итоги, можно сказать, что фискальная политика оказывает огромное влияние  на состояние государственного бюджета, объемы производства, доходы граждан, благосостояние населения и развитие страны в целом. Во всем мире фискальные меры достаточно схожи: с помощью фискальной политики государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит, бюджетную политику. Методы финансового регулирования подразделяются на прямые и косвенные. К прямым относятся методы бюджетного регулирования: субсидии (что означает помощь, поддержка), дотации (дар, пожертвование), трансферты (перенесение, перевод). Косвенными являются методы использования элементов налоговой системы. При осуществлении фискальной политики может возникнуть ряд проблем, таких как:  временной лаг распознавания, административные задержки, функциональное запаздывание, пристрастие к стимулирующим мерам и эффект вытеснения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, фискальная  политика, проводимая правительством,  обязана отвечать основным принципам  построения налоговой  системы российского  государства  и регулировать экономические  взаимоотношения  внутри федерации.  Кроме  того, реализация фискальной  политики должна учитывать  три важнейшие  функции  государственного управления  налогообложением:

1.   Обеспечение финансирования  государственных  расходов, то  есть прямая  функция 

      налогов.

2.   Поддержание социального  равновесия  путем изменения соотношения  между  

      доходами отдельных групп с целью сглаживания  неравенства между ними,

          недопущения  резкого расслоения общества (социальная  функция).

   3.    Государственное  антициклическое и противоинфляционное,  секторальное, 

           отраслевое и региональное  регулирование экономики (собственно  регулирующая                  функция).

Фискальная политика может быть дискреционной и встроенных стабилизаторов Дискреционная фискальная  политика, как и политика, основанная  на использовании встроенных стабилизаторов,  также имеет ряд своих недостатков.  Помимо очевидных политических трудностей,  связанных с длительным обсуждением  в  Государственной Думе относительно  принятия закона об изменении ставок  налогов,  существует еще один недостаток:  возражение против временного снижения  налогов  для борьбы со спадом проистекает  из того политического факта, что  в  демократическом  обществе может  быть трудно снова повысить  налоги после  преодоления спада.

Подводя итог, хотелось бы особенно  отметить, что в любом случае  государство,  имея возможность применять  все элементы  финансовой политики,  обладает мощнейшим  инструментом, позволяющим весьма эффективно  бороться с любыми  трудностями, которые  бы не постигли переходную российскую  экономику. Важно лишь  со знанием дела  использовать имеющиеся  средства, последовательно  и правильно  продвигаться по пути укрепления  экономики  и возрождения государства.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

1) А.В. Сидорович/Курс экономической теории. Учебное пособие/Сидорович А.В.. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 2009.

 

2) А.В. Сидорович/Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие МГУ им. М.В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп/Сидорович А.В. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008.

Информация о работе Фискальная политика государства