Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать понятие фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики (и в частности фискальную политику России), а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы и формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание понятия фискальной политики;
- изучить разновидности фискальной политики;
- исследовать особенности фискальной политики России;
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие фискальной политики, её виды и инструменты 4
§ 1. Характеристика фискальной политики государства 4
§ 2. Виды фискальной политики 7
§ 3.Инструменты фискальной политики 11

Глава 2. Государственное регулирование фискальной политики и её
эффективность 17
§ 1. Автономные налоги 17
§ 2. Эффективность фискальной политики 19

Глава 3. Фискальная политика в России 22
§ 1. Цели и задачи налоговой реформы проведенной в России 22
§ 2. Основные направления бюджетной реформы 26

Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Фиск. политика.docx

— 108.45 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ на тему

 

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЕ РОЛЬ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ  ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

Группа

Научный руководитель:

 

 

Дата сдачи на кафедру

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение  3

Глава 1. Понятие фискальной политики, её виды и инструменты 4

§ 1. Характеристика фискальной политики государства  4

§ 2. Виды фискальной политики 7

§ 3.Инструменты фискальной политики 11

 

Глава 2. Государственное регулирование фискальной политики и её

эффективность  17

§ 1. Автономные налоги  17

§ 2. Эффективность фискальной политики  19

 

Глава 3. Фискальная политика в России  22

§ 1. Цели и задачи налоговой реформы проведенной в России 22

§ 2. Основные направления бюджетной реформы  26

 

Заключение  29

Список литературы  30

 

Введение

В данной курсовой работе я хотела бы раскрыть роль фискальной политики в государственной экономике и рассмотреть её виды и инструменты. В настоящее время, данная тема весьма актуальна, поскольку наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования. Фискальная политика – политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. В настоящее время экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему

Цель работы - исследовать  понятие фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики (и в частности фискальную политику России), а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы и формулировка собственных выводов по теме исследования.

 Для достижения цели  были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и  содержание понятия фискальной политики;

- изучить разновидности  фискальной политики;

- исследовать особенности  фискальной политики России;

- сформулировать выводы  по результатам проведённого  исследования.

 В процессе написания  работы были использованы следующие  методы: сравнения, анализа, синтеза,  группировки, рассуждения, наглядного  изображения результатов анализа  (табличный и графический метод).

 При написании работы  использовались учебная литература, сборники научных трудов, статьи  периодической печати и нормативно-правовые  акты, в которых изложены вопросы  по данной теме исследования.

 

1 Понятие фискальной  политики, её виды и инструменты 

§1 Характеристика фискальной политики государства

Фискальная политика представляет систему регулирования, связанную  с правительственными расходами  и налогами. Под правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки  товаров и услуг. Это могут  быть самые различные виды закупок, например, строительство за счет бюджета  дорог, школ, медицинских учреждений, объектов культуры, закупки сельскохозяйственной продукции, внешнеторговые закупки, закупки  военной техники и т. д. Главный  отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что  потребителем выступает само государство. Обычно, говоря о государственных  закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления  государства, которые более или  менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Следует подчеркнуть, что  любое государство, независимо от его  политического строя, проводит ту или  иную фискальную политику, поскольку  для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики - не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическую систему. При недостатке частных  расходов для поддержания совокупного  спроса необходимо увеличение государственных  расходов. Потребительские расходы  населения, расходы предприятий  по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет  скорректировать динамику ВНП в  желаемом направлении.

Политика государственных  расходов и налогов является одним  из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленных на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. В связи  с этим известный западный экономист  Дж. Гэлбрейт отмечал, что налоговая  система стала превращаться из инструмента  повышения государственных доходов  в инструмент регулирования спроса, который, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика является довольно сильным инструментом в  борьбе с негативными явлениями  циклического характера развития экономики. По сути дела главная задача фискальной политики - сгладить недостатки рыночной стихии путем сознательного воздействия  на совокупный спрос и совокупное предложение на рынке. Но надо учитывать, что ни один инструмент в экономике  не является на 100% идеальным.

Фискально государство воздействует на увеличение или уменьшение национального  производства путем варьирования налоговых  ставок и осуществления государственных  расходов. Теоретическим обоснованием этих действий стали расчеты американского  экономиста А. Лаффера, доказавшего, что  результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов  государства (кривая Лаффера) /13/.

Графически кривая Лаффера  выглядит следующим образом (см. рисунок 1).  
 
Рисунок 1- Кривая Лаффера

По абсциссе на этом графике  откладывается величина процентной ставки r, а по ординате - величина налоговых  поступлений R. Если r=0, государство  никаких налоговых поступлений  не получит. Коль скоро r=100%, начисто  отпадают всякие стимулы к производству (ибо все доходы производителей изымаются), т. е. результат для государства  аналогичный - нулевой. При любых  же других значениях (r<0<100%) государство  налоговые поступления в том  или ином размере получает. При  каком-то конкретном значении ставки (r=r0) общая сумма этих поступлений становится максимальной (R0=Rmax). Отсюда вытекает следующий вывод: рост процентной ставки только до определенного значения (r=r0) ведет к увеличению налоговых поступлений, дальнейшее же ее повышение обусловливает, напротив, их уменьшение. Так, R0>R1, R0>R2.

Общие свойства кривой Лаффера  могут быть охарактеризованы следующим  образом: поскольку при ослаблении налогового пресса одни субъекты производства начинают работать более интенсивно, максимизируя свой доход, а другие достигают  желаемой величины последнего с меньшими усилиями, рассматриваемая кривая является пологой и относительно слабо  реагирует на незначительные изменения  налоговых ставок. Кроме того, реакция  экономических субъектов на динамику этих ставок проявляется не мгновенно, а через какой-то временной интервал.

Кривая Лаффера отражает объективную зависимость роста  доходов государства от снижения налоговых ставок. В то же время  теоретически выявить величину r0 невозможно, она определяется эмпирическим путем. При этом крайне важно выявить, где находится фактическая налоговая ставка - справа или слева от r0. А поскольку кардинальные макроэкономические эксперименты чреваты серьезными потрясениями, на этот вопрос обычно отвечают на основе анализа реакции производителей на налоговые льготы в тех или иных конкретных отраслях.

 

§ 2 Виды фискальной политики

Фискальная (бюджетно-налоговая  политика) - это система регулирования  экономики посредством изменений  государственных расходов и налогов.

Различают дискреционную  и автоматическую форму фискальной политики. Под дискреционной политикой  понимается маневрирование налогами и  государственными расходами с целью  изменения реального объема национального  производства, контроль уровня занятости  и темпа инфляции. Этой форме фискальной политики противостоит автоматическая ее форма. "Автоматизм" - это "встроенная стабильность", основанная на обеспечении  налоговой системой бюджетных поступлений  в зависимости от уровня экономической  активности.

Автоматическая фискальная политика. Автоматическая фискальная политика - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду  циклических колебаний уровней  занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической  политики правительства. Присущие ей встроенные стабилизаторы, в качестве которых  выступают подоходные налоги, пособия  по безработице, расходы на программы  переподготовки работников и др., в  принципе нужны, они уменьшают амплитуду  колебаний в ходе экономического цикла. Например, если экономика находится  на стадии спада, предельная ставка налога сокращается из-за уменьшения доходов, облагаемых налогом; располагаемый  доход будет меньших масштабов  также и потому, что увеличиваются  социальные выплаты. При этом располагаемый  доход сокращается в меньшей  степени по сравнению с доходом  до уплаты налогов. Предельная способность  к потреблению в ситуации экономического спада увеличивается, так как  те, кто получает пособия по безработице, почти полностью используют его  на потребление. Если экономика находится  на стадии подъема, располагаемый доход  не увеличивается в той же степени, что и совокупный доход до уплаты налогов, так как растут налоговые  ставки, а масштабы социальных выплат сокращаются. Другое преимущество автоматических стабилизаторов состоит в том, что  они уменьшают неравенство в  доходах. Прогрессивный подоходный налог и трансфертные платежи  являются инструментами перераспределения  дохода в пользу малоимущих. Кроме  того, стабилизаторы уже встроены в систему, не требуется решения  ни законодательной, ни исполнительной власти, чтобы ввести их в действие. Их суть заключается в увязке ставок налогов с величиной получаемого  дохода. Почти все налоги построены  таким образом, что позволяют  обеспечить рост налоговых поступлений  с увеличением чистого национального  продукта. Это касается подоходного  налога на физических лиц, который имеет  прогрессивный характер; налога на прибыль; на добавленную стоимость; налога с продаж, акцизов.


Рисунок 1 Встроенные стабилизаторы, где: G — государственные расходы;

Т— налоговые поступления

На графике размеры  государственных расходов постоянны. На самом же деле они меняются. Но эти изменения зависят от решений  парламента и правительства, а не от роста ВНП. Поэтому график не показывает прямой связи государственных расходов от увеличения ЧНП. Налоговые же поступления  во время подъема растут. Это происходит потому, что увеличиваются продажи  и доходы. Изъятие же части доходов  налогами сдерживает темпы экономического роста и инфляции. В результате действующих сил, помимо усилий правительства, предотвращается перегрев экономики  из-за диспропорций во время подъема.

В этот период налоговые  поступления превышают государственные  расходы (T>G). Возникает излишек— профицит государственного бюджета, который  позволяет расплатиться по долговым государственным обязательствам, взятым в депрессивный период экономики.

График отображает и падение  налоговых поступлений в период, когда ЧНП уменьшается, т. е. падает производство, что ведет к образованию  дефицита государственного бюджета (G>T). Если бы объем налоговых поступлений  сохранился на прежнем уровне во время  экономического кризиса, хозяйственная  конъюнктура для бизнеса означала бы более высокие экономические  риски, что спровоцировало дальнейшее свертывание производства. Значит, уменьшение налоговых поступлений  в этот период объективно оберегает  общество от нарастания кризиса и  ослабляет падение производства.

Встроенные стабилизаторы  не устраняют причин циклических  колебаний, а только ограничивают размах этих колебаний. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной  фискальной политики правительства, нацеленными  на обеспечение полной занятости  ресурсов.

Дискреционная фискальная политика включает регулирование государственных  расходов и налогов в целях  устранения циклических колебаний  выпуска продукции и занятости, стабилизации уровня цен, стимулирования экономического роста. Выделяют два  вида дискреционной политики:

-стимулирующую, 

-сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных  расходов, понижение налогов и  приводит к дефициту бюджета.

В краткосрочной перспективе  имеет своей целью преодоление  циклического спада экономики и  предполагает увеличение государственных  расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер.

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики