Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа
Цель работы - исследовать понятие фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики (и в частности фискальную политику России), а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы и формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание понятия фискальной политики;
- изучить разновидности фискальной политики;
- исследовать особенности фискальной политики России;
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.
Введение 3
Глава 1. Понятие фискальной политики, её виды и инструменты 4
§ 1. Характеристика фискальной политики государства 4
§ 2. Виды фискальной политики 7
§ 3.Инструменты фискальной политики 11
Глава 2. Государственное регулирование фискальной политики и её
эффективность 17
§ 1. Автономные налоги 17
§ 2. Эффективность фискальной политики 19
Глава 3. Фискальная политика в России 22
§ 1. Цели и задачи налоговой реформы проведенной в России 22
§ 2. Основные направления бюджетной реформы 26
Заключение 29
Список литературы 30
Решение данной проблемы экономисты
нашли, введя понятие бюджета
при полной занятости. Бюджет при
полной занятости позволяет оценить,
каким был бы дефицит или профицит
госбюджета при существующем уровне
налогов и государственных
Исходя из этого, делается вывод о том, что дискреционная фискальная политика целенаправленно изменяет только дефицит при полной занятости, а не циклический дефицит. Поскольку фактический дефицит состоит из структурного и циклического дефицитов, по нему нельзя судить о направленности фискальной политики правительства.
§ 2 Эффективность фискальной политики
Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства на изменения в экономике.
В данной связи существует несколько препятствий, которые снижают степень эффективности применяемой фискальной политики /17/.
Во-первых, это так называемый
«разрыв восприятия», под которым
подразумевается промежуток времени
между началом спада или
Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.
В-третьих, существует разрыв
между тем моментом, когда правительство
принимает решение о фискальных
мерах, и временем, когда эти меры
начнут оказывать воздействие на
производство, занятость и уровень
цен. Если ставки налогов можно изменить
довольно быстро, то фактическое осуществление
государственных расходов на общественные
работы требует длительного
Из-за проблем подобного
рода дискреционная фискальная политика
все в большей степени
Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.
Как известно, экономическая
стабильность – это не единственная
цель государственной политики в
области расходов и налогообложения.
Правительство занимается и такими
вопросами как обеспечение
В политических интересах
бюджетный дефицит порой
Некоторые экономисты утверждают,
что преследуемая политиками цель –
это вовсе не защита интересов
национальной экономики, а скорее собственное
переизбрание на новый срок. Отдельные
экономисты даже высказывают предположение
о существовании политического
делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое
происхождение. Они утверждают, что
политические деятели могут манипулировать
фискальной политикой ради получения
максимальной поддержки со стороны
избирателей, даже если их фискальные
решения оказывают
Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если ею управляют профессиональные специалисты.
По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений.
Во-первых, оказалась скованной
предпринимательская
Во-вторых, многие затратоемкие отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики.
В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.
В сложившихся условиях актуализируются
задачи оценки эффективности действующей
системы фискального
3 Фискальная политика в России
§ 1 Цели, задачи и стратегия налоговой реформы проведенной в России
Принятые в 1991 г. законы были
подготовлены в тяжелых экономических
и политических условиях в течение
всего нескольких месяцев и потому
не отличались глубиной проработки. Недостаток
времени, неопределенность будущих
структурных преобразований в экономике,
быстро меняющееся правовое пространство,
отсутствие опыта и знаний о международном
опыте построения налоговых систем,
приспособленных к
Несмотря на отмеченные недостатки, в первые годы существования российская налоговая система в целом неплохо выполняла свою роль, обеспечивая в условиях высокой инфляции и глубоких изменений в экономике поступление в бюджеты всех уровней необходимых финансовых ресурсов. Однако по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований, разработки и введения в действия соответствующих законов, закладывающих правовую базу под эти процессы, присущие налоговой системе недостатки становились все более заметными, а ее несоответствие происходящим в обществе изменениям – все более явным. Налоговая система стала явным тормозом экономического развития государства. Как следствие – массовое недовольство и справедливые нарекания существующей системой налогообложения со стороны отечественных предприятий, предпринимателей и иностранных инвесторов.
При планировании основных
мероприятий налоговой реформы,
с одной стороны, было необходимо
обеспечить снижение налоговой нагрузки
для добросовестных налогоплательщиков
и решение наиболее важных вопросов
для предпринимательского сообщества
(ликвидация барьеров, препятствующих
развитию бизнеса, снижение издержек,
связанных с исполнением
Кроме того, при планировании изменений в российской налоговой системе учитывалось, что основные налоги, предусмотренные первой частью Налогового кодекса, обеспечивали доходы бюджета расширенного правительства и в период до проведения реформы. Соответственно, к серьезным экспериментам в отношении этих налогов следовало подходить в высшей степени осторожно. При этом указанные налоги к настоящему времени успешно апробированы в большинстве государств, причем в самых различных экономических режимах. В России к ним тоже уже успели адаптироваться как налогоплательщики, так и налоговые органы.
В результате, в рамках осуществления налоговой реформы были частично или полностью решены следующие проблемы:
1. Повышение уровня
- выравнивания условий
налогообложения для всех
- отмены неэффективных
и оказывающих наиболее
- исправления деформаций
в правилах определения
по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих
налогов;
- улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.
2. Снижение общего налогового
бремени на законопослушных
- более равномерное
- снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;
- снижение ставок
3. Упрощение налоговой системы за счет:
- установления закрытого перечня налогов и сборов;
- сокращения числа налогов и сборов;
- максимальной унификации
налоговых баз и правил их
исчисления по отдельным
4. Обеспечение стабильности и предсказуемости налоговой системы.
При разработке основных положений
налоговой реформы
Для реализации указанных общих целей налоговой реформы была осуществлена корректировка налогового и бюджетного законодательства, влекущая за собой изменение роли различных налогов в формировании бюджетов разного уровня и внебюджетных фондов.
§ 2 Основные направления бюджетной реформы
Реформа фискальной политики направлена на достижение прозрачности бюджетов, надежности и предсказуемости нормативной базы, снижение налогового бремени при широкой налоговой базе, сокращение неэффективных государственных инвестиций и улучшение структуры государственных расходов.
Бюджетная политика исходит
из бездефицитности бюджетов всех уровней
и выполнения государством своих
обязательств перед гражданами и
юридическими лицами. Важнейшим элементом
фискальной реформы является достижение
бездефицитности бюджета уже
в первый год реформ. Прозрачность
бюджетов всех уровней обеспечить за
счет введения законодательной нормы
обязательной периодической публикации
бюджетной отчетности по республиканскому
и местным бюджетам по всем разделам
бюджетной классификации, а также
нормы предоставления информации СМИ
по реализации государственных программ
и работ органов
Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики