Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 17:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследовать понятие фискальной политики и ее роль в государственном регулировании экономики (и в частности фискальную политику России), а также расширение и углубление теоретических знаний по изучаемой дисциплине, приобретение навыков самостоятельной работы и формулировка собственных выводов по теме исследования.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность и содержание понятия фискальной политики;
- изучить разновидности фискальной политики;
- исследовать особенности фискальной политики России;
- сформулировать выводы по результатам проведённого исследования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие фискальной политики, её виды и инструменты 4
§ 1. Характеристика фискальной политики государства 4
§ 2. Виды фискальной политики 7
§ 3.Инструменты фискальной политики 11

Глава 2. Государственное регулирование фискальной политики и её
эффективность 17
§ 1. Автономные налоги 17
§ 2. Эффективность фискальной политики 19

Глава 3. Фискальная политика в России 22
§ 1. Цели и задачи налоговой реформы проведенной в России 22
§ 2. Основные направления бюджетной реформы 26

Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Фиск. политика.docx

— 108.45 Кб (Скачать файл)

В более долгосрочной перспективе  политика снижения налогов может  привести к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала.

Осуществление этих целей  связано с проведением комплексной  налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и  изменением оптимизации структуры  государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных  расходов, повышение налогов и  приводит к избытку госбюджета.

Имеет своей целью ограничение  циклического подъема экономики  и предполагает снижение госрасходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.

В краткосрочной перспективе  эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы  и спада производства. В более  долгом периоде растущий налоговый  клин может послужить основой  для спада совокупного предложения  и развертывания механизма стагфляции (спад, или значительное замедление экономического развития), особенно в  том случае, когда сокращение государственных  расходов осуществляется пропорционально  по всем статьям бюджета и не создается  приоритетов в пользу государственных  инвестиций в инфраструктуру рынка  труда.

И дискреционная, и автоматическая фискальная политика играют важную роль в стабилизационных мероприятиях государства, однако ни та, ни другая не являются панацеей от всех экономических бед. Что касается автоматической политики, то присущие ей встроенные стабилизаторы могут  лишь ограничить размах и глубину  колебаний экономического цикла, но полностью устранить эти колебания  они не в состоянии.

Еще больше проблем возникает  при проведении дискреционной фискальной политики. К ним можно отнести:

- наличие временного лага  между принятием решений и  их воздействием на экономику;

- административные задержки;

- пристрастие к стимулирующим  мерам (сокращение налогов - популярное  в политическом плане мероприятие,  а вот увеличение налогов может  стоить парламентариям карьеры).

Разумное применение инструментов и автоматической, и дискреционной  политики может существенно влиять на динамику общественного производства и занятости, снижение темпов инфляции и решение других экономических  проблем.

§ 3 Инструменты фискальной политики

Налоги и государственные  расходы являются основными инструментами  фискальной политики.

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических, лиц взимаемые государством. Существует две основные группы налогов по форме  налогообложения:

-прямые;

-косвенные.

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход или  имущество. Косвенные налоги – это  налоги на товары или услуги,

В зависимости от органа, который взимает и распоряжается  налогами различают:

-государственные налоги;

-местные налоги.

Государственные налоги взимаются  центральным правительством на основании  государственного законодательства и  направляются в государственный  бюджет. К ним относятся:

-подоходный налог;

-налог на прибыль предприятий;

-таможенные пошлины и  др.

Местные налоги взимаются  местными органами власти на соответствующей  территории и поступают в местный  бюджет.

В зависимости от характера  взимания налоговых ставок, налоги делят на:

-пропорциональные. Пропорциональный  налог - это налог, ставка которого  одинакова для всех облагаемых  сумм.

-прогрессивный налог.  Прогрессивный налог - это налог,  средняя ставка которого повышается  по мере роста суммы.

-регрессивный. Регрессивный  налог предполагает уменьшение  процента изъятия суммы по  мере ее роста.

Снижение налогов увеличивает  располагаемый доход и потребление. Рост потребления вызывает расширение совокупного спроса, что в краткосрочном  периоде (когда цены постоянны) стимулирует  рост объема производства, доходов, снижает  уровень безработицы. Со временем, однако, когда ВНП достигнет своего потенциального уровня, рост совокупного спроса приведет к повышению цен.

Повышение налогов снижает располагаемый доход, потребление и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости.

Рассмотрим, как изменится  потребление (С), если правительство взимает:

- аккордные налоги, не  зависящие от уровня доходов,  и 

-налоги, величина которых  зависит от уровня дохода.

Введение аккордного налога (T) снижает личный доход (Y) до уровня располагаемого (Y-T). Уменьшение дохода приводит к сокращению потребления:

 
c до , (4)

где С1 – уровень потребления до введения налога; 
С2 – уровень потребления после введения налога; 
С0 – уровень потребления при нулевом доходе; 
МРС – предельная склонность к потреблению; 
Y – доход; 
Т – налог.

Другая, более типичная, ситуация наблюдается, когда налоговые изъятия  зависят от уровня дохода. В этом случае, общая сумма налоговых  выплат равна t(Y), а величина располагаемого дохода :

, (5)

соответственно, потребление  после введения налога (С2) составит:

. (6)

Таким образом, введение налога, отражается на величине потребления, совокупном спросе и опосредованно на равновесном  ВНП. 

Влияние введения налога на равновесный ВНП представлено на рисунке 2.

Рисунок 2- Влияние  увеличения налогов на объем производства (ВНП)

Первоначально, когда совокупные расходы (АD1) включали потребление на уровне С+ МРС (Y) и инвестиции (I), экономика находилась в состоянии равновесия при ВНП, равном Y1. Введение налога (Т) снижает потребление до уровня С0 + МРС * (Y – Т) ,что ведет к сокращению совокупных расходов до АD2. В результате равновесный объем производства сокращается до уровня Y2.

Снижение налогов вызовет  противоположный эффект – объем  производства будет увеличиваться.

Подобно государственным  закупкам, налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом – если налоговые отчисления сократятся (увеличатся) на величину , то равновесный ВНП изменится на величину большую, чем .

Налоговый мультипликатор (MRT) – это коэффициент, показывающий, на сколько сократится (увеличится) равновесный ВНП при увеличении (уменьшении) налоговых платежей.

Налоги, изменяя величину располагаемого дохода, влияют как  на потребление, так и на сбережение, поэтому изменение ВНП в результате введения или изменения величины налогов зависит от соотношения, в котором прирост дохода распадается  на потребление и сбережение.

Отсюда: налоговый мультипликатор равен отношению предельной склонности к потреблению (MPC) к предельной склонности к сбережениям (MPS) :

. (7)

В случае, если речь идет о  пропорциональных налогах, значение мультипликатора  меняется. Поскольку предельная склонность к потреблению корректируется на величину налоговой ставки, постольку  и налоговый мультипликатор приобретает  вид:

. (8)

Итак, изменение ВНП в  результате изменения налогов равно  величине этого изменения, умноженной на налоговый мультипликатор:

. (9)

Подобно мультипликатору  государственных расходов, налоговый  мультипликатор действует в обоих  направлениях.

Снижение государственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы. При изменении государственных расходов получается мультипликативный эффект-цепочка вторичных, третичных и т.п. потребительских расходов, которые влекут за собой увеличение национального продукта. Мультипликатор государственных расходов показывает прирост ВНП в результате приращения на единицу:

, (1)

где Myg- мультипликатор государственных расходов;

- изменение государственных расходов.

Если прирост государственных  расходов равен 10 ед., а прирост ВНП  составил 20 ед., то это значит, что  мультипликатор государственных расходов равен 2 ед. Т.е. каждый рубль государственных  расходов обеспечивает приращение ВНП  в 2 ед.

(2)

Зная величину мультипликатора  можно прогнозировать увеличение (уменьшение) ВНП в результате увеличения (уменьшения) правительственных закупок. Чем  выше значение мультипликатора государственных  расходов, тем более мощным средством  регулирования национальной экономики  является дискреционная фискальная политика.

Подведя итоги можно сказать, что набор инструментов фискальной политики включает государственные  субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем  изменения налоговых ставок или  аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного  подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает  различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие  влияние на экономический рост и  эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку  в каждом случае эффект мультипликатора  может быть различным. Например, среди  специалистов в области экономической  политики существует мнение, что расходы  на оборону обеспечивают меньшую  величину мультипликатора по сравнению  с другими видами государственных  расходов.

Разумеется, специалисты  по экономической политике рассматривают  не только различные инструменты  фискальной политики, - когда они  пытаются увеличить или сократить  объемы производства, они анализируют  также влияние монетарной политики.

Трансфертные платежи. Трансфертные платежи – форма перераспределения  части мобилизованных в доходы государственных  денежных средств, денежные выплаты  из государственного бюджета бюджетных  средств предпринимательским организациям, перераспределение в пользу нуждающихся. Их часто называют передаточными  платежами, они осуществляются в  следующих формах: субсидий предприятиям; государственные денежные выплаты  на социальные нужды, в частности  финансовая помощь нетрудоспособным, безработным, лицам живущим на грани  нищеты. Трансфертные платежи имеют  более низкий мультипликатор по сравнению  с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных  расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом  трансфертных платежей является то, что  они могут быть направлены определенным группам населения.

2 Государственное  регулирование фискальной политики  и её эффективность

§ 1 Автономные налоги

Так как основным показателем  эффективности применения фискальной политики является государственный  бюджет, то стоит рассмотреть влияние  различных инструментов фискальной политики на этот показатель.

Влияние изменения автономных чистых налогов на состояние государственного бюджета можно рассматривать  на примере увеличения размера автономных налогов, так как влияние изменения  автономных налогов и трансфертных платежей по абсолютной величине равны, только автономные налоги влияют на доходную часть государственного бюджета, а  трансфертные платежи – на его  расходную часть. Трансферты иногда еще называют отрицательными налогами.

Механизм воздействия  увеличения автономных налогов на состояние  государственного бюджета при неизменном фискальном воздействии выглядит следующим  образом: увеличение автономных налогов, т.е. увеличение доходов государственного бюджета, образует положительное сальдо государственного бюджета, размер которого равен той сумме, на которую были увеличены автономные налоги. Это  объясняется тем, что даже при  сокращении объемов национального  производства, которое происходит посредством  снижения совокупных расходов, величина налоговых поступлений в государственный  бюджет возрастет, так как величина налоговых поступлений не зависит  от величины национального дохода /17/.

Можно сделать вывод, что  в случае, когда налоговая ставка отсутствует, величина дефицита государственного бюджета или его профицита  будут равны тем изменениям в  статьях госбюджета, которые вызваны  тем или иным инструментом фискальной политики сокращении государственных  закупок - профицит будет так же меньше суммы снижения государственных  закупок.

Влияние изменения автономных налогов при неизменном фискальном воздействии по принципу своего воздействия  на государственный бюджет аналогично влиянию государственных закупок.

Изменения в объемах трансфертных платежей оказывают такое же воздействие  на состояние государственного бюджета, как и государственные закупки  с различием только сил данного  воздействия. Это различие вытекает из формул ложных мультипликаторов.

Избыток или дефицит текущего, или фактического, бюджета в любом  конкретном году не свидетельствует  о той или иной направленности фискальной политики правительства.

Дефицит или избыток фактического бюджета указывает не только на возможные  дискреционные фискальные решения  о расходах и налогах, но также  и на уровень национального производства, т.е. фиксирует текущее положение  экономики.

Информация о работе Фискальная политика и ее роль в государственном регулировании экономики