Фискальное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы не вызывает сомнения и связана с тем, что в условиях мирового экономического кризиса кредитно-денежная политика государства, неотъемлемой частью которой является налоговое регулирование - это тот стабилизирующий фактор от которого зависит степень развития кризисных явлений в государстве.
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.
Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы фискального регулирования экономики.
1.1. Сущность и значение фискального регулирования экономики ………....……. 5
1.2. Классификация видов и форм фискальной политики…….…. …….…...……..12
1.3. Факторы и элементы бюджетно-налоговой системы………………….…....….18
1.4. Государственное фискальное регулирование экономики, его инструменты………………………………………………………..…………….……23
Глава 2. Состояние, особенности и перспективы фискального регулирования экономики в РФ.
2.1. Динамика и текущее состояние бюджетно-налоговой системы в РФ…..……27
2.2. Проблемы и российские особенности фискальной политики…………….…..34
2.3. Перспективы развития фискального регулирования экономики в РФ..…...…36
Заключение……………………………………………………………….……………40
Список использованной литературы………………………...…………...……….…42

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 137.41 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………………….…..3        

Глава 1. Теоретические основы фискального регулирования экономики.

1.1. Сущность и значение фискального регулирования экономики ………....……. 5

1.2. Классификация видов и форм фискальной политики…….…. …….…...……..12

1.3. Факторы и элементы бюджетно-налоговой системы………………….…....….18

1.4. Государственное фискальное регулирование экономики, его инструменты………………………………………………………..…………….……23

Глава 2. Состояние, особенности  и перспективы фискального регулирования  экономики в РФ.

2.1. Динамика и текущее состояние бюджетно-налоговой системы в РФ…..……27

2.2. Проблемы и российские особенности фискальной политики…………….…..34

2.3. Перспективы развития фискального регулирования экономики в РФ..…...…36

Заключение……………………………………………………………….……………40

Список использованной литературы………………………...…………...……….…42

Приложение……………………………………………………………………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

      Актуальность темы не вызывает сомнения и связана с тем, что в условиях мирового экономического кризиса кредитно-денежная политика государства, неотъемлемой частью которой является налоговое регулирование - это тот стабилизирующий фактор от которого зависит степень развития кризисных явлений в государстве.

      Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.     

      Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере.

      Значимость  налогового регулирования экономики  подтверждается достаточно обширной степенью разработанности данной темы в научно-методической, монографической литературе и на страницах различных периодических изданий.

      Основными направлениями перспективного развития отечественной экономики официально определены следующие: достижение нового, более высокого уровня производительности труда и энергоэффективности на основе широкого применения инноваций, а также реализация заявленных социальных программ пенсионного обеспечения, образования, реформы здравоохранения и модернизации инфраструктуры городов.

      Особый интерес представляют труды авторского коллектива под руководством Барулина С.В., Брызгалина А.В., Гончаровой М.В., в которых авторы детально анализируют механизм налогообложения в Российской Федерации, отмечая его достоинства и недостатки.

 

3

      Объектом исследования является бюджетно-налоговый сектор экономики.

      Предметом исследования являются особенности фискального регулирования современной экономики России.

      Целью работы является выявление закономерности фискального регулирования экономики.

      Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:

      1. Выявить сущность и значение фискального регулирования экономики.

      2. Выявить классификацию видов и форм фискальной политики.

      3. Рассмотреть  факторы и элементы бюджетно-налоговой  системы.

      4. Рассмотреть  государственное фискальное регулирование  экономики, выявить его инструменты.

      5. Рассмотреть  динамику и текущее состояние  бюджетно-налоговой системы в  РФ.

      6. Выявить  проблемы и рассмотреть российские  особенности фискальной политики.

      7. Рассмотреть  перспективы развития фискального  регулирования экономики в РФ.

        В работе использованы методы формальной логики, экономико-математическое моделирование и системный подход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Глава 1. Теоретические основы анализа фискального регулирования экономики.

1.1 Сущность и  значение фискального регулирования  экономики.

      Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

      По своей экономической природе налоги призваны выполнять три важнейшие функции - обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция); государственное регулирование экономики (регулирующая функция). [2,с.384]

      Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь, расходов государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что дает ему возможность влиять на развитие экономики в нужном направлении.

      Наряду с фискальной функцией в экономической литературе рассматривается перераспределительная или регулирующая функция налогов. Определение «регулирующая» ничего нового не привносит, так как все в налоговой политике относится к регулированию, государственному воздействию на рынок. Что касается определения «перераспределительная», то оно отражает перераспределение с помощью налогов национального дохода с целью формирования финансовых ресурсов государства и их последующего

использования в соответствии с возложенными на государство функциями.

 

5

      Наконец, различают стимулирующую функцию налогообложения. Через регулирование налоговых ставок или путем освобождения на определенный срок от уплаты налогов можно способствовать развитию новых отраслей, формированию новых производств, ставших насущной потребностью страны, и, тем самым, совершенствовать структуру экономики, а также побуждать предпринимателей создавать новые виды продукции в тех именно местах, где сами по себе они не возникли бы. В данном случае налоговая политика содействует совершенствованию размещения производительных сил.

     К этому направлению налоговой политики относится льготирование производств, предоставляющих населению дополнительные рабочие места. Эффект от мер, направленных на наиболее полное использование трудового потенциала, отражается в качестве производимой этими странами продукции, высоко конкурентной на внешних рынках.

      Сущность механизма налогового регулирования заключается, с одной стороны, в том, что он представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода, а с другой стороны, в том, что он является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, социальную сферу по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы. [2,с.384]   

     Варьируя объемом совокупного изъятия доходов юридических и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные потребности и регулирует пропорции развития национальной экономики.

      Признание необходимости государственного регулирования экономики

пришло в мировую науку  и практику после кризиса 1929-1933 годов. До этого широко использовалась теория экономического либерализма, проповедовавшая  невмешательство государства в  хозяйственную деятельность предпринимателей и функционирование рынка. Последствия  кризиса вынудили государство взять  под свое воздействие вначале  рынок рабочей силы с целью  ограничения рамок 

6

безработицы, а затем инвестиции – с целью подъема и структурной  перестройки производства, технического прогресса, экологии и других сторон общественной жизни. [10,с.326]

      Повышение налоговых ставок до определенного момента будет вести к увеличению собранных налогов. Дальнейший рост налогов подрывает стимулы к производственной деятельности (так как большая часть дохода должна быть перечислена в государственный бюджет), тормозит рост научно-технического прогресса, замедляет экономический рост и ведет к уменьшению поступлений налогов в бюджет.

    

                             Рис.1

      Данная зависимость выражается в Кривой Лаффера.

      На уровне (Рис.1) размер налоговых ставок оптимален и обеспечивает наибольшее поступление денежных средств в бюджет.

      Налоговые поступления возрастают в периоды экономического подъема и сокращаются в периоды спада. А трансфертные платежи, напротив, сокращаются в периоды экономического роста и увеличиваются в периоды спада.

      Налоговой ставкой, или средней налоговой ставкой, называют долю собранного налога в стоимости налогооблагаемого объекта. Другими словами, налоговая ставка показывает какую часть стоимости налогоплательщик выплачивает в виде налога.

      Если — это общая сумма собираемого налога, — доход индивида или прибыль предприятия, то ставку налога можно рассчитать по следующей формуле:      

7

      Возникает вопрос, какова же должна быть ставка налога? Во-первых, ставка налога должна обеспечить поступление в государственную казну определенной суммы денег, необходимой для выполнения государством своих функций. Во-вторых, следует учитывать, что высокие ставки снижают экономическую активность в стране.

      Американский экономист Артур Лаффер предположил, что между ставкой налога и налоговыми поступлениями существует не линейная, а более сложная связь.

     

                             Рис.2

       Нелинейная  зависимость говорит о том,  что после некоторого значения  налоговой ставки tоптим. общие налоговые поступления начинают снижаться. При высоких налоговых ставках будут действовать причины, описанные ранее: экономические агенты либо вообще прекращают свою деятельность, либо уходят в теневой сектор. При ставке налога равной 100% вообще нет смысла прилагать какие-либо усилия, поскольку весь доход будет изъят. [3,с.147]

      Кривая Лаффера представляет собой красивую модель, однако на практике она почти не применима, так как вывести эту кривую применительно к реальной экономике практически невозможно. Не известна также и та критическая точка, после которой налоговые поступления начинают снижаться. Считается, на основании проводившихся эконометрических расчетов, что оптимальная ставка лежит в интервале 35-45%.[3,с.147]

      Теоретически принципы налогообложения сформулированы А. Смитом еще в ХVIII веке, но они принимаются в качестве аксиомы при формировании и

8

модернизациях налоговых систем и в настоящее время. Принцип справедливости выдвигает требование всеобщности обложения и равномерности распределения налога соразмерно доходам. Принцип определенности требует, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику. Принцип удобства означает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для налогоплательщика. Принцип экономности предписывает минимизировать издержки взимания налога, рационализировать систему налогообложения. [3,с.147]

      Высший законодательный орган власти вправе устанавливать различные налоги и механизм их взимания. Но если созданная им налоговая система вступает в противоречие с объективными принципами, то через определенный промежуток времени она обязательно продемонстрирует свою неэффективность. В зависимости от экономического, политического и социального состояния общества эта неэффективность может принять характер массового уклонения от уплаты налогов или нарастающего снижения налоговых поступлений в результате сокращения налоговой базы. [5,с.217]

      Воздействие налогов на процессы производства, распределения, перераспределения, потребления валового национального продукта многофункционально и осуществляется через специальные правила формирования налоговой базы, структуру налогов, методику их уплаты, льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Желая получить требуемый эффект от налогов, государство устанавливает главные векторы этого воздействия и определяет роль налогового механизма в развитии экономики. [11,с.289]

      При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики - налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс

между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может

9

пойти на несправедливость по отношению к предприятиям и  изъять у него часть ресурсов, необходимых  для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени  с истинного владельца доходов  и имущества на покупателя его  продукции и услуг, допустить  двойное обложение и т.п.

      Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующих функции налогов. Для расширения налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой; посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции; через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий.

Информация о работе Фискальное регулирование экономики