Фискальное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы не вызывает сомнения и связана с тем, что в условиях мирового экономического кризиса кредитно-денежная политика государства, неотъемлемой частью которой является налоговое регулирование - это тот стабилизирующий фактор от которого зависит степень развития кризисных явлений в государстве.
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.
Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы фискального регулирования экономики.
1.1. Сущность и значение фискального регулирования экономики ………....……. 5
1.2. Классификация видов и форм фискальной политики…….…. …….…...……..12
1.3. Факторы и элементы бюджетно-налоговой системы………………….…....….18
1.4. Государственное фискальное регулирование экономики, его инструменты………………………………………………………..…………….……23
Глава 2. Состояние, особенности и перспективы фискального регулирования экономики в РФ.
2.1. Динамика и текущее состояние бюджетно-налоговой системы в РФ…..……27
2.2. Проблемы и российские особенности фискальной политики…………….…..34
2.3. Перспективы развития фискального регулирования экономики в РФ..…...…36
Заключение……………………………………………………………….……………40
Список использованной литературы………………………...…………...……….…42

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 137.41 Кб (Скачать файл)

      Существенную угрозу правопорядку в рассматриваемой нами сфере представляют собой нарушения при формировании и применении норм налогового законодательства, имеющие место как на этапе законопроектной работы, так и в судебной практике. Одна из главных причин нарушений на упомянутом первым этапе - усиление тенденций, стимулирующих несогласованность норм действующего налогового и других отраслей законодательства. Например, концепции и проекты новых глав части второй НК РФ изначально не согласованы с уже принятыми или разрабатываемыми отраслевыми кодексами, что закладывает основу для будущих коллизий и норм.

      Для формирования правового и экономического механизма обеспечения исполнения налоговых обязательств хозяйствующих субъектов требуется целый ряд необходимых условий:

      - правовая инфраструктура, обеспечивающая приоритет гражданско-правового регулирования при наложении взыскания на имущество должника в рамках частных и публичных соглашений;

      - адекватные правовые институты законодательства о наложении взыскания на

имущество в различных  отраслях права, отработка типовых  видов 

34

внутрифирменного бухгалтерского учета стоимости имущества и  др.;

   - эффективная система исполнения законодательства и наличие конституционной налоговой политики при осуществлении процедур банкротства налогоплательщика (инфраструктура деловых связей, равенство в реализации налоговой политики относительно хозяйствующих субъектов, государственное содействие созданию системы публичной отчетности фирм, стандартизация бухгалтерского учета и его согласование с гражданским правом);

     - благоприятная макроэкономическая среда (повышение роли Минэкономразвития РФ в управлении финансовыми рынками с помощью меры налогового стимулирования инвесторов и внедрения механизма оптимизации налогообложения; развитие страховых компаний и рынка страховых услуг в качестве контрольной системы за финансовым состоянием хозяйствующих субъектов);

     - относительно продолжительный период установления системы применения процедуры несостоятельности в условиях рынка (например, развитие гражданско-правовых основ рынка ценных бумаг в широком спектре их торгового, инвестиционного, кредитно-расчетного оборота). Именно в силу последнего из перечисленных условий после разрушения старых механизмов обеспечения обязательств возникает некая «полоса неопределенности» в реализации механизма банкротства налогоплательщиков.

      Эти проблемы непосредственно связаны с государственным регулированием процедур обеспечения взыскания обязательных платежей. Становятся очевидными объективные и субъективные причины, мешающие реализации унифицированных мер по выработке и внедрению четкой системы согласованных норм гражданского, процессуального, налогового законодательства, касающихся взыскания обязательных платежей посредством норм о несостоятельности, исполнительном производстве, арбитражном процессе, административном и

уголовном процессе.

 

35

2.3 Перспективы развития фискального регулирования экономики в РФ.

      Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации связывают с принятием Налогового кодекса РФ. Весной 1998 г. он прошел первое чтение в Государственной Думе. [11,с.289]

      Налоговая реформа должна стать коллективным делом, наиболее рациональные и эффективные идеи отразятся в Налоговом кодексе, которому предстоит стать основным федеральным законодательным актом, регулирующим все проблемы налогообложения. Он призван установить принципы построения и функционирования налоговой системы, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы установления региональных и местных налогов. Налоговый кодекс должен определить правовое положение налогоплательщиков, налоговых органов, кредитных учреждений и других участников налоговых отношений. Перед Налоговым кодексом стоит задача разработать основные положения по определению объектов налогообложения, ведению учета поступающих финансовых ресурсов, привлечению налогоплательщиков к ответственности за налоговые правонарушения, обжалованию действий должностных лиц Государственных налоговых органов.

      В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью, частой сменой «правил игры с государством», принятием налоговых актов «задним числом», противоречивостью законов и подзаконных актов, создающей возможность, а порой просто необходимость их толкования. Это отпугивает иностранных инвесторов, создает серьезные препятствия в работе отечественных производителей. Не способствует притоку инвестиций и крайне суровая система финансовых санкций, не делающая различий между умышленными и случайными налоговыми нарушениями. Практически простая бухгалтерская ошибка и злостное укрытие доходов с целью избежать налогообложения караются одинаково. [11,с.289]

      Программу альтернативного курса экономичеаской политики, направленную на социально-экономическое возрождение России, выдвигает академик РАН Д. С.

36

Львов, одно из ключевых мест в которой занимают предложения  по проведению налоговой реформы. Если В. Н. Фролов предлагает отменить налог на прибыль предприятий и организаций, то Д. С. Львов, напротив, считает, что на первом этапе налоговых преобразований его роль следует усилить. «В нынешней ситуации, - подчеркивает он, - для нас важны такие налоги, которые не являются ценообразующими, т.е. не вызывают механического увеличения затрат, автоматического перекладывания дополнительных издержек с одних плеч на другие и, в конечном итоге, на потребителя. Только в этом случае мы сумеем сдержать инфляцию». [18,с.115]

      Автор приходит к выводу, что основу новой системы должна образовать по преимуществу рентная составляющая налогообложения. По его мнению, налоги следует переориентировать на ренту с природных ресурсов. Д. С. Львов учитывает необходимость постепенной, менее болезненной, адаптации предприятий к новым условиям и в связи с этим выдвигает идею поэтапного перехода. И на первом этапе главным становиться налог на прибыль. При этом ставка налога повышается до 45 – 55 %, но НДС и налог на заработную плату отменяется. На последующих этапах можно было бы применить более эффективные формы налогообложения прибыли. Например, фиксированные, не зависящие от объема выпускаемой продукции, отчисления от прибыли в бюджет. Использование системы фиксированных платежей подготовит базу для перехода к рентному налогообложению. В будущем потребности бюджета будут удовлетворять главным образом за счет ренты с природных ресурсов, которая и создает основную массу народнохозяйственной прибыли. [17,с.312]

      Однако следует иметь в виду, что налоги на природные ресурсы в виде рентных или иных платежей окажутся заложенными в цену продукции, в том числе обрабатывающей промышленности, ибо сырье она получает от добывающих отраслей, т.е. по данной теории от главных плательщиков налогов. И когда произойдет их всеобщее подорожание, то это войдет в себестоимость продукции и повысит розничные цены.

37

      Некоторые предложения требуют уточнения. Вместо федерального налога на прибыль предприятий и организаций планирует введение двух налогов: федерального налога на доход (прибыль) предприятий и регионального налога с тем же названием. Здесь возникают два вопроса.

      Во-первых, необходимо четко заранее определиться с объектом обложения, что же это будет: прибыль или доход? Потеряв функцию регулирования фонда оплаты труда, налог на прибыль начал сужаться и терять свою лидирующую роль в налоговой системе России. Вышеприведенные предложения, содержащиеся в проекте, расширяют понятие расходов на производство, что, может быть, и целесообразно, но сведет понятие прибыли к еще меньшему уровню. Возникла идея о том, что в налоговом законодательстве следует отказаться от понятия «себестоимость», а из полной выручки предприятие разрешить вычитать все деловые расходы, определив лишь перечень тех затрат, которые не вычитаются не при каких обстоятельствах или вычитаются не в полном объеме.

      В связи с этим правомерно вернутся к мысли о налогообложении дохода или выручки, после чего хозяйствующие субъекты могут полностью распоряжаться оставшимися финансовыми ресурсами без всяких нормативов со стороны государства.

      Во-вторых, при любом варианте возникает проблема ограничения налоговой ставки. Сейчас применяется вариант единого федерального налога на прибыль, сумма которого в определенном соотношении, 13 % и обычно 22 % делится между федеральным и региональным бюджетами. А из региональной части поддерживаются местные бюджеты. Такая система помимо России функционирует в Германии и ряде других европейских стран.

      Предлагается ввести федеральные экологические налоги. В принципе введение их необходимо. Но правильнее было бы иметь их в качестве региональных, как принято в большинстве стран. Иногда это даже местные налоги. Дело в том, что на экологические налоги не следует возлагать фискальную функцию. Можно сказать, что чем меньше поступлений от них, тем

38

лучше. Они должны быть инструментом региональной и местной политики в стимулировании охранении окружающей среды и природного ландшафта. Предполагается введение налога с розничных продаж. Это означает, что появляется еще  один косвенный налог на потребителя  помимо НДС и акцизов. Вводить  его не поборов до конца инфляцию, едва ли целесообразно.

   Отсутствие Налогового кодекс РФ – одна из главных причин постоянной корректировки налогового законодательства сразу после его принятия в декабре 1191 г., а значит и не стабильности налоговой системы. Введение в действие с 1 января 1999 г. части первой Налогового кодекса – результат многолетнего и мучительного труда правительства и парламента России. Проект налогового кодекса был разработан правительством еще в конце 1995 г. но Налоговый кодекс был введен не с 1997 г., а на два года позднее. Упущенное время обернулось кризисом налоговой системы причин для длительной разработки кодекса много: и отсутствие единого концептуального подхода, и непоследовательность проведения самой налоговой реформы, как в центре, так и в субъектах РФ, и отсутствие компьютерных систем для Госналогслужбы и казначейства. Но главная причина в том, что у государства не хватило достаточно политической воли, что власть употребить и налоги собрать, и своевременно разработать и ввести налоговый кодекс. По мнению российского экономиста В. Мау, именно в финансовой сфере появились в наибольшей степени слабости российского государства. Часть вторая Налогового кодекса, в которой будут расписаны порядок налогообложения по всем федеральным налогам и установлены принципы налогообложения по региональным и местным налогам, позволит по всей России ввести унифицированную процедуру установления ставок налогов. Только Налоговый кодекс являющийся документом прямого воздействия, в состоянии быть основой регулирования бюджетно-налоговых отношений, утратят силы разрозненные и противоречивые налоговые законы и соответствующие инструкции Минфина, министерства РФ по налогам и сборам.[11,с.289]

 

39

Заключение.

      Таким образом, в заключение можно ещё раз сказать, что под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами.

      Налоги бывают прямыми и косвенными они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

      Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

      Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

      Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

      Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

      Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая

40

налоговую массу.

      Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным

особенностям экономики  Российской Федерации. При высоких  ставках налога

снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, к нововведениям, снижается экономическая  активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».

      Конечно, трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения. Она должна быть основательно откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке ее справедливости имеют национальные, культурные и психологические факторы. Американцы, например, считают, что при таких ставках налогов, как в Швеции, Дании, в США никто бы не стал работать в легальной экономике. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 г. в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

Информация о работе Фискальное регулирование экономики