Фискальное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы не вызывает сомнения и связана с тем, что в условиях мирового экономического кризиса кредитно-денежная политика государства, неотъемлемой частью которой является налоговое регулирование - это тот стабилизирующий фактор от которого зависит степень развития кризисных явлений в государстве.
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.
Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы фискального регулирования экономики.
1.1. Сущность и значение фискального регулирования экономики ………....……. 5
1.2. Классификация видов и форм фискальной политики…….…. …….…...……..12
1.3. Факторы и элементы бюджетно-налоговой системы………………….…....….18
1.4. Государственное фискальное регулирование экономики, его инструменты………………………………………………………..…………….……23
Глава 2. Состояние, особенности и перспективы фискального регулирования экономики в РФ.
2.1. Динамика и текущее состояние бюджетно-налоговой системы в РФ…..……27
2.2. Проблемы и российские особенности фискальной политики…………….…..34
2.3. Перспективы развития фискального регулирования экономики в РФ..…...…36
Заключение……………………………………………………………….……………40
Список использованной литературы………………………...…………...……….…42

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 137.41 Кб (Скачать файл)

     Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания; налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики; налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий,

организующих новые рабочие  места, использующих труд инвалидов  и пенсионеров; налоги способствуют структурной перестройке экономики,

10

развитию малого и среднего бизнеса. [6,с.112]

      Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом».

      Элементами налоговой системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.

        Фискальная рестрикция - это государственная политика, результатом которой является увеличение разницы между государственными доходами и государственными расходами. Она обычно направлена на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией. [8,с.187]

       Фискальная  экспансия - правительственная политика  в области государственного бюджета  и налогообложения, направленная  преодоление циклического спада  в экономике страны, предполагает  увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование  этих мер. В краткосрочном периоде позволяет стимулировать совокупный спрос, в долгосрочном – расширить предложение факторов производства и увеличить темпы экономического роста.[8,с.187]

 

 

 

11

1.2 Классификация  видов и форм фискальной политики.

      По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

      - Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. [10,с.326]

      - Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. [10,с.326]

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.

Классификация по уровням  налогообложения Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

      - I уровень -- это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие

федеральные налоги:

      - таможенная пошлина;

      - налог на операции с ценными бумагами;

12

       - сбор за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и словосочетаний с ними;

      - сбор за пограничное оформление;

      - налог на пользователей автодорог;

     - налог с владельцев транспортных средств;

      - налог на приобретение автотранспортных средств;

      - налог на отдельные виды автотранспортных средств;

      - государственная пошлина;

      - налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;

      - плата за пользование водными объектами;

    - сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, и т.д. [11,с.289]

      - II уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в

дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Региональные

налоги устанавливаются  представительными органами субъектов  Федерации,

исходя из общероссийского  законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в  определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания. К региональным налогам относятся:

     - лесной налог;

      - единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

      - налог на имущество предприятий;

      - налог с продаж.

      - III уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. [11,с.289]   

      Важнейшими составляющими фискальной политики государства  
являются государственные расходы и налоги. Налоги составляют основу

государственных регуляторов  экономики. Бюджетно-налоговая политика — это

13

совокупность мер правительства  по регулированию государственных  расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости  и производство равновесного ВНП.

      Как известно, существуют так называемые «мультипликационные эффекты» в экономике. Суть эффекта мультипликатора-множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода: причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.

      Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.

      Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот. [12,с.271]

Отсюда:

      Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:

      В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.

 

14

      Мультипликатор государственных расходов (Government multiplier) (mg) – это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.

      Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки t'. С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект зависимость между изменением государственных расходов и объемом выпуска примет вид:

        В  открытой экономике на величину  мультипликатора государственных  расходов, так же как и на налоговый мультипликатор, повлияет предельная склонность к импортированию. Чем выше эта величина, тем ниже мультипликационный эффект. [12,с.271]

     Представительные органы (Городские Думы) городов Москвы и Санкт-

Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных 

налогов. К местным налогам  относятся:

      - налог на имущество предприятий и физических лиц;

      - земельный налог;

      - регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;

      - налог на промышленное строительство в курортной зоне

      - курортный сбор;

      - сбор за право торговли;

      - целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;

      - сбор за право использования местной символики;

15

      - налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;

      - лицензионный сбор за право винной торговли;

      - сбор за выдачу ордера на квартиру;

      - сбор за парковку автотранспорта;

      - налог на рекламу;

  - сбор за участие в бегах;

      - сбор за выигрыш на бегах;

      - сбор с биржевых сделок;

    - сбор за проведение кино- и телесъемок;

    - сбор за уборку территории;

    - налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.

    Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность

самостоятельно формировать  доходную часть бюджета, исходя из собственных  налогов, отчислений от налогов, поступающих  в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений  от различных видов хозяйственной  деятельности (арендная плата, продажа  недвижимости, внешнеэкономическая  деятельность и пр.) и займов. [14,с.239]

        По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на

16

имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые  взносы в Пенсионный фонд, страховые  взносы в Фонд государственного социального  страхования, страховые взносы в      Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования - налоги на фонд оплаты труда. [14,с.293]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

1.3 Факторы и  элементы бюджетно-налоговой системы.

      Число налогов велико, структура их различна. Тем не менее, для каждого из них должны быть определены круг налогоплательщиков и основные элементы. В законе о каждом налоге или сборе должна содержаться исчерпывающая информация, так как нечеткость, двусмысленность или неполнота нормативной базы могут привести, с одной стороны, к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях, а с другой — к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона и др. 

       В отечественной экономической литературе не раз отмечалось: «Если законодатель по какой-либо причине не установил и (или) не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации в ряде случаев налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог, а в ряде случаев — уплачивать налог наиболее выгодным для себя способом». Четкое определение элементов налога способствует планированию развития бизнеса и определению финансового результата предпринимательской деятельности, что особенно важно при рыночных отношениях.[18,с.115] 
      В пункте 1 ст. 17 НК РФ говорится, что «налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения». Данной статьей предусмотрено обязательное наличие следующих элементов налога:

Информация о работе Фискальное регулирование экономики