Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 00:25, курсовая работа
Актуальность темы не вызывает сомнения и связана с тем, что в условиях мирового экономического кризиса кредитно-денежная политика государства, неотъемлемой частью которой является налоговое регулирование - это тот стабилизирующий фактор от которого зависит степень развития кризисных явлений в государстве.
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.
Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Введение…………………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы фискального регулирования экономики.
1.1. Сущность и значение фискального регулирования экономики ………....……. 5
1.2. Классификация видов и форм фискальной политики…….…. …….…...……..12
1.3. Факторы и элементы бюджетно-налоговой системы………………….…....….18
1.4. Государственное фискальное регулирование экономики, его инструменты………………………………………………………..…………….……23
Глава 2. Состояние, особенности и перспективы фискального регулирования экономики в РФ.
2.1. Динамика и текущее состояние бюджетно-налоговой системы в РФ…..……27
2.2. Проблемы и российские особенности фискальной политики…………….…..34
2.3. Перспективы развития фискального регулирования экономики в РФ..…...…36
Заключение……………………………………………………………….……………40
Список использованной литературы………………………...…………...……….…42
Уменьшением налогооблагаемой прибыли на величину фактически произведенных расходов на финансирование капитальных вложений и предоставлением инвестиционного налогового кредита, государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания; налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики; налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий,
организующих новые рабочие
места, использующих труд инвалидов
и пенсионеров; налоги способствуют
структурной перестройке
10
развитию малого и среднего бизнеса. [6,с.112]
Механизм налогового регулирования опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, «налог убит налогом».
Элементами налоговой системы налогового механизма выступают: субъекты налога, объекты налогообложения, единица обложения, ставки, источники уплаты, льготы, санкции. Задачей государственных органов власти является законодательное утверждение четких критериев каждого из перечисленных элементов, позволяющее однозначно их толковать в любой ситуации.
Фискальная рестрикция - это государственная политика, результатом которой является увеличение разницы между государственными доходами и государственными расходами. Она обычно направлена на ограничение экономического бума, точнее, на борьбу с вызванной этим бумом инфляцией. [8,с.187]
Фискальная
экспансия - правительственная политика
в области государственного
11
1.2 Классификация видов и форм фискальной политики.
По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
- Прямые налоги - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. [10,с.326]
- Косвенные налоги - налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. [10,с.326]
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами.
Классификация по уровням налогообложения Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
- I уровень -- это федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. В соответствии с законом «О налоговой системе» в Российской Федерации существуют следующие
федеральные налоги:
- таможенная пошлина;
- налог на операции с ценными бумагами;
12
- сбор за использование наименований "Россия" и "Российская Федерация" и словосочетаний с ними;
- сбор за пограничное оформление;
- налог на пользователей автодорог;
- налог с владельцев транспортных средств;
- налог на приобретение автотранспортных средств;
- налог на отдельные виды автотранспортных средств;
- государственная пошлина;
- налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения;
- плата за пользование водными объектами;
- сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, и т.д. [11,с.289]
- II уровень - налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов. Для краткости в
дальнейшем мы будем именовать их региональными налогами. Региональные
налоги устанавливаются представительными органами субъектов Федерации,
исходя из общероссийского
законодательства. Часть региональных
налогов относится к
- лесной налог;
- единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;
- налог на имущество предприятий;
- налог с продаж.
- III уровень - местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. [11,с.289]
Важнейшими
составляющими фискальной политики государства
являются государственные расходы и налоги.
Налоги составляют основу
государственных регуляторов экономики. Бюджетно-налоговая политика — это
13
совокупность мер
Как известно, существуют так называемые «мультипликационные эффекты» в экономике. Суть эффекта мультипликатора-множителя в рыночной экономике состоит в увеличении инвестиций или расходов и приводит к увеличению национального дохода: причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций или расходов.
Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.
Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот. [12,с.271]
Отсюда:
Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:
В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект. Такое же действие происходит и в отношении мультипликатора государственных расходов.
14
Мультипликатор государственных расходов (Government multiplier) (mg) – это показатель, отражающий в какой степени вырастет совокупный доход в ответ на увеличение государственных расходов.
Величина мультипликатора государственных расходов зависит от предельной налоговой ставки t'. С учетом влияния налоговой ставки на мультипликационный эффект зависимость между изменением государственных расходов и объемом выпуска примет вид:
В
открытой экономике на
Представительные органы (Городские Думы) городов Москвы и Санкт-
Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так и местных
налогов. К местным налогам относятся:
- налог на имущество предприятий и физических лиц;
- земельный налог;
- регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность;
- налог на промышленное строительство в курортной зоне
- курортный сбор;
- сбор за право торговли;
- целевые сборы на содержание милиции, благоустройство, нужды образования и др.;
- сбор за право использования местной символики;
15
- налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и компьютеров;
- лицензионный сбор за право винной торговли;
- сбор за выдачу ордера на квартиру;
- сбор за парковку автотранспорта;
- налог на рекламу;
- сбор за участие в бегах;
- сбор за выигрыш на бегах;
- сбор с биржевых сделок;
- сбор за проведение кино- и телесъемок;
- сбор за уборку территории;
- налог на содержание жилищного фонда и объектов культурной сферы.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Каждому органу управления трехуровневая система налогообложения дает возможность
самостоятельно формировать доходную часть бюджета, исходя из собственных налогов, отчислений от налогов, поступающих в вышестоящий бюджет (регулирующих налогов), неналоговых поступлений от различных видов хозяйственной деятельности (арендная плата, продажа недвижимости, внешнеэкономическая деятельность и пр.) и займов. [14,с.239]
По объектам налогообложения налоги делятся на налоги с оборота, налоги на прибыль (доход), налоги на имущество, налоги на фонд оплаты труда. К налогам с оборота относятся налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, налог на добавленную стоимость. К налогам на прибыль относятся налог на прибыль предприятий (организаций), налог на доходы, удерживаемый у источника, налог на игорный бизнес. Налог на имущество предприятий, земельный налог, налог на
16
имущество физических лиц - налоги на имущество, а страховые взносы в Пенсионный фонд, страховые взносы в Фонд государственного социального страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения, страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования, сбор на нужды образования - налоги на фонд оплаты труда. [14,с.293]
17
1.3 Факторы и
элементы бюджетно-налоговой
Число налогов велико, структура их различна. Тем не менее, для каждого из них должны быть определены круг налогоплательщиков и основные элементы. В законе о каждом налоге или сборе должна содержаться исчерпывающая информация, так как нечеткость, двусмысленность или неполнота нормативной базы могут привести, с одной стороны, к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях, а с другой — к злоупотреблениям со стороны налоговых органов, выражающимся в расширительном толковании положений закона и др.
В отечественной
экономической литературе не раз отмечалось:
«Если законодатель по какой-либо причине
не установил и (или) не определил хотя
бы один из них, обязанность налогоплательщика
не может считаться установленной. В этой
ситуации в ряде случаев налогоплательщик
имеет все законные основания не уплачивать
налог, а в ряде случаев — уплачивать налог
наиболее выгодным для себя способом».
Четкое определение элементов налога
способствует планированию развития бизнеса
и определению финансового результата
предпринимательской деятельности, что
особенно важно при рыночных отношениях.[18,с.115]
В пункте 1 ст. 17 НК РФ говорится,
что «налог считается установленным лишь
в том случае, когда определены налогоплательщики
и элементы налогообложения». Данной статьей
предусмотрено обязательное наличие следующих
элементов налога: